Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 99654-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной охране и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(второе чтение)
Досье на проект федерального закона
Пунктом 2 статьи 1 проекта к мерам по осуществлению государственной охраны предлагается отнести предоставление связи для нужд органов государственной власти объекту государственной охраны. Проектируемое положение требует согласования с компетенцией органов государственной охраны, установленной пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона N 57-ФЗ от 27 мая 1996 года "О государственной охране" (далее - Федеральный закон N 57-ФЗ), по предоставлению связи для нужд органов государственной власти Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, иным государственным органам, а при необходимости органам местного самоуправления и организациям.
Редакция пунктов 3.1 и 3.2 статьи 15 Федерального закона N 57-ФЗ, закрепляющих право органов государственной охраны устанавливать, организовывать и осуществлять самостоятельно и (или) совместно с владельцем (пользователем) охраняемого объекта пропускной режим на охраняемых объектах и определять перечень предметов и веществ, запрещенных к проносу (провозу) на охраняемые объекты требует уточнения исходя из определения "пропускной режим", приведенного в статье 1 Федерального закона N 57-ФЗ.
Проект дополнен положением, согласно которому во всех случаях обработки персональных данных объектов государственной охраны и членов их семей исключительно необходимо согласие субъекта персональных данных и (или) органов государственной охраны (подпункт "и" пункта 5 статьи 1 проекта). Положение требует уточнения, поскольку неясно, в каких случаях будет требоваться согласие органов государственной охраны. Например, будет ли необходимо указанное согласие органов государственной охраны в случае, уставленном пунктом 11 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" для обработки персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом.
Полагаем целесообразным подпункт 4 пункта 5 статьи 18 Федерального закона N 57-ФЗ изложить в следующей редакции: "если они имеют судимость либо имели судимость, которая снята или погашена, в отношении их осуществляется уголовное преследование либо прекращено уголовное преследование за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии или в связи с деятельным раскаянием;".
Дополнение данного подпункта требованием "если они освобождены от уголовного наказания", по нашему мнению, представляется излишним, поскольку освобождение от уголовного наказания без вынесения обвинительного приговора возможно только при вынесении судом в соответствии с положениями статьи 81 Уголовного кодекса Российской Федерации и статьи 443 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации постановления об освобождении лица от уголовной ответственности или от наказания и о применении к нему принудительных мер медицинского характера, если судом признано доказанным, что деяние, запрещенное уголовным законом, совершено данным лицом в состоянии невменяемости или что у этого лица после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания или его исполнение, а наличие указанных заболеваний является препятствием к прохождению военной службы, федеральной государственной гражданской службы.
В проектируемой статье 19.1 Федерального закона N 57-ФЗ необходимо унифицировать применяемую терминологию в части требований к образованию или к уровню образования.
Кроме того, полагаем некорректным говорить о предъявлении квалификационных требований к уровню образования и стажу, поскольку наоборот, уровень образования и стаж работы являются составной частью требований к квалификации сотрудника (часть вторая новой статьи 19.1 Федерального закона N 57-ФЗ).
В части 3 статьи 19.1 Федерального закона N 57-ФЗ необходимо разделять основания увольнения со службы или с работы в органах государственной охраны. То есть в рассматриваемой редакции не ясно, будет ли указанный пункт являться самостоятельным основанием для увольнения, либо увольнение будет производиться по другим основаниям, предусмотренным Федеральным законом или Трудовым кодексом Российской Федерации. В этой связи отмечаем, что основания увольнения, установленные в части 3 статьи 19.1 Федерального закона, в части распространения их на работников необходимо соотнести с нормами статьи 81 Кодекса. Одновременно отмечаем, что статьей 81 Кодекса определена возможность увольнения работника в случаях, установленных иными федеральными законами, однако, часть 3 статьи 19.1 Федерального закона N 57-ФЗ их не конкретизирует.
Часть 5 проектируемой статьи 19.1 Федерального закона N 57-ФЗ требует уточнения в части использования формулировки "уполномоченным руководителем (начальником)", поскольку неясно кем и какими полномочиями он наделен.
Статьей 3 законопроекта вносятся изменения в пункт 2 части первой статьи 13 и в части третью и четвертую статьи 14 Федерального закона от 20 апреля 1995 года N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" (далее - Федеральный закон N 45-ФЗ), заменив слова "руководителя органа государственной охраны" словами "руководителя федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны". Обращаем внимание, что Федеральным законом от 7 февраля 2017 N 7-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" и Федеральный закон "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" статьи 10 и 14 Федерального закона N 45-ФЗ изложены в новой редакции, в связи с чем необходимо внести указанные изменения в части вторую и третью статью 10 и в части четвертую и пятую статьи 14 Федерального закона N 45-ФЗ.
Проектируемое изменение Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (статья 5 проекта), согласно которому общая продолжительность еженедельного служебного времени, отличная от установленной трудовым законодательством, определяется как ненормированный служебный день, по нашему мнению, требует согласования со статьей 101 Трудового кодекса Российской Федерации, закрепляющей понятие "ненормированный рабочий день", как особого режима работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами, установленной для них продолжительности рабочего времени.
Замечания лингвистического и юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Исполняющий обязанности |
Ю.В. Сапожникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.