Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "РемСтройСервис" (далее - Заявитель) на действия конкурсной комиссии Федерального агентство железнодорожного транспорта (далее - Конкурсная комиссия), Федерального агентство железнодорожного транспорта (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, Конкурсной комиссией конкурса с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на выполнение ремонтно-реставрационных работ здания по адресу: г. Москва, ул. Старая Басманная, д. 11/2 стр. 1 (номер извещения 0173100008917000001) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Конкурсной комиссии при проведении Заказчиком, Конкурсной комиссией Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Конкурсной комиссии:
1. Конкурсной комиссией неправомерно признана соответствующей требованиям Конкурсной документации заявка участника закупки ООО "ТРАНС-ОЙЛ", поскольку в указанной заявке отсутствуют документы, подтверждающие наличие опыта.
2. Конкурсной комиссией неправомерно присвоена высокая балльная оценка заявке ООО "ТРАНС-ОЙЛ" по показателю "Деловая репутация" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
3. В Конкурсной документации установлено ненадлежащее требование к участникам закупки в части требования о наличии у участников закупки выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
4. В Конкурсной документации установлен ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по показателю "Квалификация трудовых ресурсов, предлагаемых для выполнения работ" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", поскольку указанный показатель содержит ненадлежащее требование к оцениваемым специалистам.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Конкурсная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 08.02.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 145 212 500 рублей;
4) на участие в Конкурсе подано 2 заявки от участников закупки;
5) к участию в Конкурсе допущено 2 участника закупки;
6) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе - 07.04.2017;
7) победителем Конкурса признано ООО "ТРАНС-ОЙЛ" с предложением о цене контракта 143 760 375 рублей;
8) 17.04.2017 государственный контракт заключен с победителем.
1. Согласно доводу Заявителя, Конкурсной комиссией неправомерно признана соответствующей требованиям Конкурсной документации заявка участника закупки ООО "ТРАНС-ОЙЛ", поскольку в указанной заявке отсутствуют документы, подтверждающие наличие опыта в соответствии с требованиями пункта 1 приложения N 1 к Постановлению Правительства от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесений товаров, работ, услуг, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства N 99).
В соответствии с частью 3 статьи 56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных статьей 56 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 2 статьи 56 Закона о контрактной системе проведение конкурса с ограниченным участием применяется в случае, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также в случаях выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда.
Таким образом, Законом о контрактной системе устанавливаются возможные случаи проведения конкурса с ограниченным участием, в том числе если товары (услуги, работы) в силу их особой сложности, инновационного или специализированного характера могут быть поставлены или выполнены ограниченным числом поставщиков, имеющих необходимый уровень квалификации.
Случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, утвержден Постановлением Правительства N 99.
Пунктом 9 Информационной карты Конкурсной документации установлено дополнительное требование к участникам закупки и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям, в соответствии с Постановлением Правительства N 99: "наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта на выполнение соответствующих предмету закупки работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка. В качестве подтверждения предоставляется: копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ".
На заседании Комиссии представители Заказчика представили заявку ООО "ТРАНС-ОЙЛ" и пояснили, что в составе заявки ООО "ТРАНС-ОЙЛ" представлена копия договора на выполнении ремонтно-реставрационных работ по сохранению объекта культурного наследия на сумму 105 401 782 рубля. Также в составе заявки участника присутствуют справки стоимости выполненных работ и акты о приемке выполненных работ, в связи с чем, Конкурсной комиссией принято решение о соответствии заявки требованиям Конкурсной документации.
Вместе с тем, представителями Заявителя на заседании Комиссии не представлено доказательств подтверждающих обратное, в связи с чем, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу Заявителя, Конкурсной комиссией неправомерно присвоена высокая балльная оценка заявке ООО "ТРАНС-ОЙЛ" по показателю "Деловая репутация" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
В соответствии с Конкурсной документацией установлен следующий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по показателю "Деловая репутация" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации":
"Показатель "НЦК2": Деловая репутация (значимость показателя - 40)
По показателю "Деловая репутация" оценке подлежит количество благодарственных писем, полученных от государственных заказчиков.
В качестве документов, подтверждающих деловую репутацию, участником закупки должны быть предоставлены следующие документы: копии благодарственных писем, полученных от государственных заказчиков.
Порядок оценки заявок по показателю:
Оценка в 0 баллов будет присвоена участнику закупки, который не предоставил сведения о деловой репутации и/или соответствующие подтверждающие документы.
Участнику закупки, представившему наибольшее количество благодарственных писем, полученных от государственных заказчиков, информация о которых подтверждена документально, присваивается максимальное количество баллов по показателю.
Остальным участникам закупки присуждаются баллы пропорционально уменьшению количества благодарственных писем, полученных от государственных заказчиков, информация о которых подтверждена документально в заявке, по формуле: НЦК2=40х(Бi/Бmax), где: НЦК2 - это количество баллов присуждаемых "i" заявке по показателю "Деловая репутация"; Бi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается; Бmax - максимальное предложение из предложений по показателю, сделанных участниками закупки".
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что в составе заявки ООО "ТРАНС-ОЙЛ" представлены 18 копий благодарственных писем, полученных от государственных заказчиков, при этом Конкурсной комиссией при оценке заявок были учтены 17 благодарственных писем.
Вместе с тем, в соответствии с частью 6 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия не рассматривает довод жалобы в отношении результатов оценки заявок на участие в Конкурсе по нестоимостным критериям оценки заявок. При этом, учитывая положения частей 1 и 2 статьи 105 Закона о контрактной системе, Заявитель вправе обжаловать указанные результаты оценки заявок в судебном порядке.
3. В соответствии с частью 3 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц до окончания установленного срока подачи заявок. По истечении указанного срока обжалование соответствующих действий осуществляется только в судебном порядке.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса дата окончания срока подачи заявок - 04.04.2017. Вместе с тем, жалоба Заявителя на положения документации о закупке подана в ФАС России 13.04.2017 (Вх. от 13.04.2017 N 55455/17).
На основании изложенного, в соответствии с пунктом 3.37 Административного регламента рассмотрение доводов жалобы на положения документации о закупке Комиссией не проводится.
4. Согласно части 7 статьи 106 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок вправе приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу, направив заказчику, оператору электронной площадки, в уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, специализированную организацию, комиссию по осуществлению закупок требование о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу, которое является для них обязательным. В случае принятия решения о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт не может быть заключен до рассмотрения жалобы по существу. При этом срок, установленный для заключения контракта, подлежит продлению на срок рассмотрения жалобы по существу. В случае, если вследствие приостановления определения поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт не может быть заключен в предусмотренные документацией о закупке сроки, в решении о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) устанавливается возможность продления предусмотренных контрактом сроков исполнения обязательств по контракту с указанием новых сроков исполнения этих обязательств.
14.04.2017 ФАС России направлено уведомление, согласно которому жалоба будет рассмотрена 19.04.2017 в 15:00. Уведомление содержит, в том числе, требование о приостановке определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта Заказчиком. Как следует из материалов дела, телеграмма N 333056 15/04 о приостановке определения поставщика (подрядчика, исполнителя) поступила Заказчику 17.04.2017 в 9:30.
На заседании Комиссии представитель Заказчика, пояснил, что государственный контракт заключен 17.04.2017 в 10:30.
Вместе с тем, Комиссия установила, что приостановка не была осуществлена Заказчиком в части заключения контракта, поскольку Заказчиком 17.04.2017 заключен контракт с победителем Конкурса ООО "ТРАНС-ОЙЛ".
Таким образом, действия Заказчика не исполнившего требование о приостановке определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта, нарушают часть 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. В соответствии с решением Комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок от 11.04.2017 по делу N К-279/17 в действиях Заказчика выявлено нарушение части 3 статьи 56 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении ненадлежащего порядка оценки заявок на участие в Конкурсе по нестоимостному критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение не влияет на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку при применении надлежащего порядка оценки ранжирование мест поданных заявок не меняется.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "РемСтройСервис" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 3 статьи 56, части 7 статьи 106 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что по результатам Конкурса заключен контракт, предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.
4. Передать материалы от 19.04.2017 по делу N К-340/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, в части действий Заказчика, не исполнившего требование о приостановке определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 19 апреля 2017 г. N К-340/17 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был