Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 87293-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях",
внесенному депутатом Государственной Думы В.В. Милоновым
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается установить административную ответственность за оскорбление, содержащееся в публичных выступлениях, в средствах массовой информации, направленное, в том числе на принижение значимости событий, имеющих особое историческое значение.
При внесении изменений в статью 3.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) следует учесть ее действующую редакцию.
Статья 5.61 Кодекса "Оскорбление" трактует данное противоправное действие, как унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, в связи с чем неясно, как соотносится с этой трактовкой содержащееся в проектируемой части 4 данной статьи такое противоправное действие как оскорбление, направленное на принижение значимости событий, имеющих особое историческое значение для становления и развития российской государственности, памятных дат, достижений науки и техники в Российской Федерации. Как представляется, редакция диспозиции в части 4 носит описательный характер, не позволяющий трактовать ее однозначно, что создаст проблемы в правоприменительной практике и произвольное толкование.
Аналогичное замечание относится и к диспозиции проектируемой части 5 статьи 5.61 Кодекса. Кроме того, следует отметить, что Уголовный кодекс Российской Федерации содержит статьи 205.2 "Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма" и 354.1 "Реабилитация нацизма", которые соотносимы с проектируемыми составами административных правонарушений весьма опосредствованно. Помимо этого, учитывая указанные статьи УК РФ и иные его статьи, устанавливающие уголовную ответственность за оскорбление (статья 148, 297, 319, 336), полагаем, что проектируемые административные правонарушения, совершенные физическими лицами, более сопоставимы с уголовными деяниями.
Проектом правом составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 5.61 Кодекса, наделяются органы внутренних дел (полиция). Однако дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 5.61, возбуждаются только прокурором согласно части 1 статьи 28.4. Соответственно, в проекте следует либо исключить изменения в пункт 1 части 2 статьи 28.3, либо внести соответствующие изменения в часть 1 статьи 28.4 Кодекса.
Исполняющий обязанности |
Ю.В. Сапожникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.