Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 5 апреля 2017 г. N 03-15-05/20034
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение ЖСК по вопросу исчисления страховых взносов с сумм вознаграждений, выплачиваемых председателю правления жилищно-строительного кооператива (далее - ЖСК) и сообщает следующее.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, производимые, в частности, в рамках трудовых отношений.
Согласно положениям части 3 статьи 118 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) руководство текущей деятельностью ЖСК осуществляется его правлением. Правление ЖСК избирает из своего состава председателя.
Исходя из положений статьи 16 Трудового кодекса Российской Федерации в случаях и порядке, которые установлены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают, в частности, в результате избрания на должность.
Учитывая, что положениями статьи 119 Жилищного кодекса на председателя правления ЖСК возложено выполнение определенных функций на этой выборной должности, то его деятельность относится к трудовой деятельности физического лица.
Таким образом, выплаты, производимые председателю правления ЖСК за выполнение им трудовых обязанностей, подлежат обложению страховыми взносами в соответствии с пунктом 1 статьи 420 Налогового кодекса.
Вместе с тем необходимо отметить, что законодательством Российской Федерации установлен определенный уровень страховых гарантий застрахованным лицам, обеспечиваемый за счет поступлений страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов.
Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды уплачиваются в целях обязательного социального страхования застрахованных лиц и являются источником финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующим видам обязательного социального страхования: обязательного пенсионного страхования, обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательного медицинского страхования.
При этом основной целью обязательного социального страхования является компенсация или минимизация последствий изменения материального и (или) социального положения застрахованных лиц вследствие наступления страхового случая (достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы и др.), то есть обеспечение права застрахованных лиц на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Таким образом, обязательность, своевременность и полнота уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды плательщиками страховых взносов является необходимым условием реализации в обязательном социальном страховании принципов устойчивости и автономности его финансовой системы, а также принципа солидарности, в частности, в несении бремени установленных законом обязательных расходов на осуществление обязательного социального страхования, что отражает не только частные, но и определенные принципом солидарности публичные интересы.
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснено, что выплаты, производимые председателю правления ЖСК за выполнение им трудовых обязанностей, облагаются страховыми взносами.
Также отмечено, что законодательством установлен определенный уровень страховых гарантий застрахованным лицам, обеспечиваемый за счет поступлений страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 5 апреля 2017 г. N 03-15-05/20034
Текст письма официально опубликован не был