Письмо Минфина России от 12 апреля 2017 г. N 02-02-05/21712
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе (далее - Департамент) Минфина России рассмотрел письмо по вопросу осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 4 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) главные распорядители (распорядители) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета (далее - главные администраторы (администраторы) бюджетных средств) осуществляют внутренний финансовый аудит на основе функциональной независимости.
Согласно пункту 9 Методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового аудита, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.2016 N 822 (далее - Рекомендации), в целях обеспечения принципа независимости аудиторские проверки организуют и осуществляют должностные лица, которые:
не принимают участие в организации и выполнении проверяемых внутренних бюджетных процедур объекта аудита в текущем периоде;
не принимали участие в организации и выполнении проверяемых внутренних бюджетных процедур объекта аудита в течение проверяемого периода и года, предшествующего проверяемому периоду;
не имеют родства или свойства с руководителем и другими должностными лицами главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, организующими и выполняющими проверяемые внутренние бюджетные процедуры;
не имеют иного конфликта интересов, создающего угрозу способности беспристрастно и объективно выполнять обязанности в ходе проведения аудиторской проверки.
Пунктом 28 Рекомендаций определено, что при подготовке к проведению аудиторской проверки формируется аудиторская группа, состоящая из должностных лиц, работников, соответствующих условиям пункта 9 Рекомендаций, и распределяются обязанности между членами аудиторской группы.
При этом согласно пункту 12 Рекомендаций должностные лица субъекта внутреннего финансового аудита при проведении ими аудиторских проверок имеют право привлекать независимых экспертов, в том числе в целях подготовки актов и заключений.
Это означает, что при осуществлении внутреннего финансового аудита в состав аудиторской группы возможно включить работников, соответствующих условиям пункта 9 Рекомендаций, которые не принимали участие в исполнении проверяемых внутренних бюджетных процедур, а также привлечь в качестве экспертов должностных лиц других главных администраторов (администраторов) бюджетных средств, обладающих соответствующими знаниями, навыками и компетенцией.
Далее отмечаем, что Комитет по муниципальному финансовому контролю администрации районного муниципального образования (далее - Комитет) является органом внутреннего муниципального финансового контроля, определенным в соответствии с пунктом 3 статьи 265 БК РФ.
Положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации не предусмотрена передача бюджетных полномочий главных администраторов (администраторов) бюджетных средств, в том числе по осуществлению внутреннего финансового аудита, органам государственного (муниципального) финансового#.
При этом рассматриваемая передача полномочий приведет к возникновению конфликта интересов при осуществлении Комитетом полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений в рамках предварительного и последующего контроля, определенного в соответствии с БК РФ.
Учитывая изложенное, по мнению Департамента, передача полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита главными администраторами (администраторами) средств бюджета районного муниципального образования Комитету не представляется возможной.
При этом письмо Минфина России от 10.02.2016 N 02-11-07/6892 направлено в ответ на обращение, содержащее описание конкретной ситуации, и не может применяться по общему правилу во всех ситуациях. Также сообщаем, что письма Минфина России, в которых разъясняются вопросы применения бюджетного законодательства Российской Федерации, не содержат правовых норм, не конкретизируют нормативные предписания и не являются нормативными правовыми актами.
Заместитель директора Департамента |
С.С. Бычков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснения касаются осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
В силу БК РФ главные администраторы (администраторы) бюджетных средств осуществляют внутренний финансовый аудит на основе функциональной независимости.
Должностные лица субъекта внутреннего финансового аудита при проведении ими аудиторских проверок вправе привлекать независимых экспертов, в том числе для подготовки актов и заключений.
Это означает, что при осуществлении внутреннего финансового аудита в состав аудиторской группы можно включить работников, которые не участвовали в исполнении проверяемых внутренних бюджетных процедур, а также привлечь в качестве экспертов должностных лиц других главных администраторов (администраторов) бюджетных средств, обладающих соответствующими знаниями, навыками и компетенцией.
Отмечается, что Комитет по муниципальному финансовому контролю администрации районного муниципального образования является органом внутреннего муниципального финансового контроля.
БК РФ не предусмотрена передача бюджетных полномочий главных администраторов (администраторов) бюджетных средств, в том числе по осуществлению внутреннего финансового аудита, органам государственного (муниципального) финансового контроля.
Такая передача полномочий приведет к конфликту интересов в рамках предварительного и последующего контроля.
Таким образом, передача полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита главными администраторами (администраторами) средств бюджета районного муниципального образования Комитету не представляется возможной.
Письмо Минфина России от 12 апреля 2017 г. N 02-02-05/21712
Текст письма официально опубликован не был