Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение Е
(справочное)
Оценка трудозатрат на проведение аудита системы экологического менеджмента
Е.1 Оценка трудозатрат на проведение аудита систем экологического менеджмента организаций различного масштаба и уровня сложности процессов, функционирующих в различных отраслях экономики, проводится на основе приложения 1 к Руководящим указаниям МФА по применению Руководства ИСО/МЭК 66:2003 [2].
Орган по сертификации оценивает трудозатраты на аудит при первичном аудите (сертификация систем экологического менеджмента), инспекционном контроле (надзорный аудит) и ресертификации систем экологического менеджмента для каждой организации-заказчика.
Е.2 Настоящие указания определяют базовые значения трудозатрат, используемые органами по сертификации для определения планируемых трудозатрат с учетом специфики проверяемой организации.
Опыт показывает, что помимо численности работников проверяемой организации на трудозатраты на аудит СЭМ в значительной мере влияют область деятельности, уровень сложности производственных процессов и степень опасности экологических аспектов.
Данные, приведенные в таблице Е.1, определяют базовые значения трудозатрат на первичный (сертификационный) аудит организаций, функционирующих в различных секторах экономики и характеризуемых различным уровнем сложности производственных процессов. Опыт показывает, что эти данные можно использовать в качестве базы при оценке трудозатрат на аудит СЭМ для организации, работающей в определенном секторе экономики, в зависимости от численности персонала работников организации.
Трудозатраты на аудит могут уточняться в зависимости от факторов, признаваемых важными, которые не в равной степени могут быть применены к проверяемой организации.
Дополнительные факторы, которые необходимо рассмотреть, включают, но не ограничиваются следующими.
Факторы, увеличивающие трудозатраты на аудит:
- организационные трудности, связанные с вовлечением более чем одного здания или производственных площадок, на которых выполняются работы;
- персонал, говорящий не на одном языке с аудиторами (требуется перевод для отдельных аудиторов);
- очень большие площадки (по занимаемой площади) в отношении числа работников (например, в лесоразработках);
- система охватывает весьма сложные процессы или сравнительно большое количество уникальных видов работ;
- обычно практикуемые ночные смены как часть оцениваемой деятельности, что требует изменений в плане аудита;
- высокая чувствительность окружающей среды к воздействиям на нее;
- позиция заинтересованных сторон;
- непрямые аспекты, требующие увеличения трудозатрат (например, взаимосвязь с головным офисом или местными контролирующими органами);
- дополнительные или нехарактерные экологические аспекты для рассматриваемого сектора экономики;
- несовершенная система общего менеджмента.
Факторы, сокращающие трудозатраты на аудит:
- очень малая производственная площадка в отношении числа работников (например, только офисное помещение);
- совершенная общая система менеджмента;
- высокий процент работников, выполняющих одинаковые, простые задания.
Е.3 Используют следующие пять категорий сложности организаций, определяемых областью деятельности, количеством и значимостью экологических аспектов организации, которые в значительной мере определяют трудозатраты на проведение аудита.
Высокая сложность - большое количество экологических аспектов со значимым характером и тяжестью последствий (обычно это производственные предприятия, работающие в сфере изготовления или обработки со значимыми воздействиями на окружающую среду по нескольким экологическим аспектам).
Средняя сложность - среднее количество экологических аспектов, связанных со средним потреблением природных ресурсов и значимостью (обычно это производственные предприятия, работающие в сфере изготовления, со значимыми воздействиями на окружающую среду по некоторым экологическим аспектам).
Малая сложность - малое количество экологических аспектов значимого характера и тяжести (обычно это предприятия, занятые сборкой с небольшим числом значимых экологических аспектов).
Ограниченная сложность - очень ограниченное количество экологических аспектов незначимого характера и тяжести [обычно это организации учрежденческого (офисного) типа].
Специальная сложность - требуется дополнительное и специальное рассмотрение на стадии планирования аудита.
В таблице Е.1 представлены данные по организациям четырех категорий сложности. В таблице Е.2 представлено распределение организаций различных секторов экономики (промышленных отраслей) по указанным пяти категориям сложности.
Е.4 Органу по сертификации следует учитывать, что не все организации в определенном секторе экономики непременно относятся к одной и той же категории сложности. Орган по сертификации должен проявлять определенную гибкость при рассмотрении договора на проведение аудита, чтобы быть уверенным в том, что определенные виды деятельности организации учтены при определении категории сложности.
Например, хотя многие виды деятельности в химической отрасли могут быть классифицированы как "высоко сложные", организация, которая занимается только смешением веществ без химических реакций, выбросов в атмосферу, или занимающаяся чистой торговлей, может быть классифицирована, как организация средней или малой сложности.
Таблица Е.1 - Трудозатраты на аудит (человеко-дни) по оценке соответствия СЭМ организации требованиям ИСО 14001
Численность работников организации, человек |
Высокая сложность |
Средняя сложность |
Малая сложность |
Ограниченная сложность |
10 |
4 |
3 |
3 |
3 |
30 |
7 |
6 |
4 |
3 |
100 |
11 |
8 |
6 |
4 |
500 |
16 |
12 |
9 |
6 |
2000 |
23 |
18 |
13 |
8 |
Примечания 1 Таблица Е.1 не учитывает сложность и трудозатраты на аудит тех организаций, которые требуют индивидуального подхода вследствие специфических особенностей. 2 При определении возможных трудозатрат на аудит следует рассмотреть и учесть все те факторы, которые в большей или меньшей степени могут повлиять на величину трудозатрат. 3 При численности работников организации, превышающей 2000 человек, трудозатраты на аудит должны коррелироваться со значениями приведенными в таблице Е.1. 4 К категории работников относятся все лица, деятельность которых относится к области сертификации, охватываемой системой экологического менеджмента. Эффективная численность работников учитывает также численность непостоянного персонала (сезонные, временные и работники, работающие по контракту), который присутствует на рабочих местах во время аудита. Орган по сертификации должен согласовывать с проверяемой организацией сроки аудита, когда лучше всего может быть продемонстрирована вся область деятельности организации. Следует учитывать сезон, месяц, время дня и смену. 5 Трудозатраты на аудит включают время, израсходованное аудитором или комиссией по сертификации на планирование (включая, при необходимости, анализ документации вне производственной площадки), взаимодействие с организацией, персоналом, рассмотрение записей, документации, процессов и подготовку акта (отчета). Когда требуется дополнительное время для планирования и/или написания отчета, это не должно влиять на снижение времени пребывания аудитора на месте. Затраты времени аудитора на поездки не учитываются в этих расчетах и должны учитываться дополнительно к значениям, приведенным в таблице Е.1. 6 Трудозатраты на инспекционный контроль составляют примерно 1/2 времени, затраченного на первоначальный аудит. Плановые трудозатраты на инспекционный контроль должны периодически пересматриваться для учета происшедших изменений в организации. 7 Человеко-дни аудита (аудито-дни), приводимые в таблице учитывают, что рабочий день аудитора - это полный восьмичасовой рабочий день. 8 Полные затраты времени на ресертификацию СЭМ будут зависеть от результатов анализа функционирования СЭМ организации. Затраты времени на повторную оценку (при ресертификации) должны быть пропорциональны затратам времени на первоначальную оценку и должны составлять примерно 2/3 времени, потребного для первоначальной оценки той же организации. Повторная оценка требует больших затрат времени, чем обычный инспекционный контроль, но когда повторная оценка выполняется одновременно с инспекционным контролем, то повторная оценка должна быть до |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.