Представление Счетной палаты РФ от 10 мая 2016 г. N ПР 05-54/05-03
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2016 год проведено контрольное мероприятие "Проверка деятельности открытого акционерного общества "РОСНАНО" по использованию средств, привлеченных под государственные гарантии Российской Федерации в 2010 - 2015 годах, оценка эффективности их использования открытым акционерным обществом "РОСНАНО", а также рисков неисполнения обязательств, обеспеченных государственными гарантиями Российской Федерации" на объекте Министерство финансов Российской Федерации (камерально), по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки:
1. Правилами предоставления государственных гарантий Российской Федерации по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым открытым акционерным обществом "РОСНАНО", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2010 г. N 709 (далее - Правила), не установлены порядок или методика осуществления анализа финансового состояния принципала (ОАО "РОСНАНО"), проводимого агентом Правительства Российской Федерации - Государственной корпорацией "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", (с июля 2015 года) для определения финансового состояния принципала при предоставлении государственной гарантии.
Минфин России письмом от 18 ноября 2015 г. N 04-04-40/66492 дал указания ГК "Внешэкономбанк" при проведении анализа финансового состояния принципала, претендующего на получение государственной гарантии в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2010 г. N 709, руководствоваться Методическими рекомендациями по проведению анализа финансового состояния принципала (далее - Методические рекомендации), разработанными в целях реализации Правил предоставления в 2012 - 2015 годах государственных гарантий Российской Федерации по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым юридическими лицами на цели, установленные Правительством Российской Федерации в рамках мер, направленных на повышение устойчивости экономического развития при ухудшении ситуации на финансовых рынках, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 2012 г. N 825 (Приложение N 4 к указанным Правилам).
В случае проведения анализа финансового состояния ОАО "РОСНАНО" в соответствии с Методическими рекомендациями финансовое состояние ОАО "РОСНАНО" характеризовалось бы как неудовлетворительное.
Однако с учетом письма Минфина России от 17 декабря 2015 г. N 04-04-39/4/74276, подписанного заместителем Министра финансов Российской Федерации А.Ю. Ивановым (являющимся членом Совета директоров ОАО "РОСНАНО"), о неприменении при проведении анализа финансового состояния показателей "рентабельность продаж" и "норма чистой прибыли" и дополнительного использования показателя "отношение заемных средств к собственным средствам", рассчитанного на последнюю отчетную дату и предельное значение которого равно 5, финансовое состояние ОАО "РОСНАНО" признано ГК "Внешэкономбанк" удовлетворительным и ОАО "РОСНАНО" предоставлена государственная гарантия от 31 декабря 2015 г. N ГГ-15-3221/СЗ0400 по кредиту, привлекаемому в ПАО "Промсвязьбанк", на сумму 11,0 млрд. рублей.
При этом письмо Минфина России не является нормативным правовым документом. Необходимо отметить, что пунктом 3 статьи 115.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусмотрено, что анализ финансового состояния принципала в целях предоставления государственной гарантии осуществляется Минфином России (либо агентом Правительства Российской Федерации) в установленном им порядке. Отсутствие установленного порядка анализа финансового состояния принципала является невыполнением Минфином России установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации полномочий.
2. Согласно отчетам ОАО "РОСНАНО", представленным в Минфин России, о целевом использовании привлеченных под гарантии облигационных займов серии 04 и 05 по состоянию на 30 июня 2012 года средства в объеме 2,32 млрд. рублей, на 30 сентября 2012 года - 8,44 млрд. рублей и на 31 декабря 2012 года - 15,27 млрд. рублей (в том числе по облигационному займу серии 04 - 10,0 млрд. рублей, по облигационному займу 05 - 5,27 млрд. рублей), были направлены на финансирование проектов в сфере нанотехнологий в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 19 июля 2007 г. N 139-ФЗ "О Российской корпорации нанотехнологий".
Вместе с тем, на основании первичных документов (выписки по расчетным счетам в кредитных организациях) часть денежных средств, полученных в результате привлечения обеспеченных государственными гарантиями Российской Федерации облигационных займов серии 04 и 05 в объеме 19,0 млрд. рублей (из 20,0 млрд. рублей), находились на депозитах с 27 апреля 2012 года по 25 октября 2012 года в кредитных организациях: ОАО Банк "Возрождение", ОАО "Банк "Санкт-Петербург", ПАО "Промсвязьбанк", ОАО "НОМОС-БАНК" и с 25 октября 2012 года в объеме 16,0 млрд. рублей в кредитных организациях: ПАО "Промсвязьбанк" (до 3 апреля 2013 года - 5,0 млрд. рублей), ОАО "Банк "Санкт-Петербург" (до 3 апреля 2013 года - 3 млрд. рублей, до 15 апреля 2013 года - 1 млрд. рублей), ОАО "Альфа-Банк" (до 3 апреля 2013 года - 3 млрд. рублей), ОАО "Банк "Петрокоммерц (до 25 января 2013 года - 2 млрд. рублей), ОАО "Уралсиб" (до 25 апреля 2013 года - 2 млрд. рублей).
Таким образом, информация об использовании привлеченных под гарантии облигационных займов серии 04 и 05, отраженная в соответствии с пунктом 7.6 договоров о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 01-01-06/04-611 и N 01-01-06/04-612 в отчетах ОАО "РОСНАНО", представленных в Минфин России, по состоянию на 30 июня 2012 года на сумму 1,32 млрд. рублей, на 30 сентября 2012 года - 7,44 млрд. рублей, на 31 декабря 2012 года - 11,27 млрд. рублей, является недостоверной в части сроков использования привлеченных под гарантии облигационных займов серий 04 и 05.
3. Федеральным агентством по управлению государственным имуществом в 2014 году принято решение (распоряжение от 10 февраля 2014 г. N 55) о передаче полномочий единоличного исполнительного органа ОАО "РОСНАНО" управляющей организации - ООО "УК "РОСНАНО" (далее - Управляющая компания).
Договором о передаче полномочий единоличного исполнительного органа ООО "УК "РОСНАНО" от 11 февраля 2014 года установлены размеры вознаграждения, выплачиваемого Обществом Управляющей компании: комиссии за управление в размере 1,95% балансовой стоимости активов Общества и комиссии за успех, которая рассчитывается по формуле по инвестиционным проектам, из которых Обществом был осуществлен выход (продажа акций/долей/паев, возврат займов).
Пунктом 14 Правил установлен запрет на использование кредитов или облигационных займов на выплату вознаграждений (премий, бонусов и иных стимулирующих выплат) руководящему составу принципала, которым является ОАО "РОСНАНО". При этом в Правилах отсутствует определение понятия "руководящий состав принципала". Таким образом, норма носит установочный (номинальный) характер и не распространяется на руководящий состав Управляющей компании.
При этом ОАО "РОСНАНО" в период 2014 - 2015 годы выплачено Управляющей компании вознаграждение в размере 8,09 млрд. рублей, в том числе комиссии за управление - 7,96 млрд. рублей, комиссии за успех - 0,13 млрд. рублей.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счётной палате Российской Федерации" Минфину России необходимо принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также предупреждению их в дальнейшем, в том числе:
1) внести изменения в Правила предоставления государственных гарантий Российской Федерации по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым открытое акционерное общество "РОСНАНО", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2010 г. N 709 в части:
уточнения понятия "руководящий состав ОАО "РОСНАНО", включая отнесение к нему руководящего состава ООО "УК "РОСНАНО";
установления методики осуществления анализа финансового состояния принципала (ОАО "РОСНАНО"), проводимого агентом Правительства Российской Федерации, для определения его финансового состояния при предоставлении государственной гарантии;
2) уточнить форму отчета о целевом использовании привлеченных под государственные гарантии средств и порядок отражения указанных средств с целью обеспечения достоверности отчетов ОАО "РОСНАНО" в части сроков использования привлеченных под государственные гарантии средств облигационных займов на финансирование проектов в сфере нанотехнологий в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 19 июля 2007 г. N 139-ФЗ "О Российской корпорации нанотехнологий".
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 15 апреля 2016 г. N 16К (1091).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Министру финансов Российской Федерации или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов до 1 октября 2016 года.
Аудитор |
Т.Н. Мануйлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 10 мая 2016 г. N ПР 05-54/05-03
Текст представления официально опубликован не был