Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы администрации муниципального образования "Поселок Сангар" Кобяйского улуса (района) Республики Саха (Якутия) к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации администрация муниципального образования "Поселок Сангар" Кобяйского улуса (района) Республики Саха (Якутия) оспаривает конституционность пункта 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2014 года N 458-ФЗ), в соответствии с которым к вопросам местного значения городского поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Как следует из представленных материалов, вступившим в силу решением районного суда от 21 июня 2011 года по иску прокурора на заявителя возложена обязанность ликвидировать несанкционированные свалки отходов производства и потребления, расположенные в границах муниципального образования. После принятия Конституционным Судом Российской Федерации постановлений от 13 октября 2015 года N 26-П и от 26 апреля 2016 года N 13-П заявитель обратился в районный суд с требованием о пересмотре решения суда от 21 июня 2011 года по вновь открывшимся обстоятельствам в части возложения обязанности по ликвидации несанкционированной свалки на землях лесного фонда, находящихся в федеральной собственности. Вступившим в силу определением районного суда от 19 января 2017 года в удовлетворении заявления администрации муниципального образования "Поселок Сангар" Кобяйского улуса (района) Республики Саха (Якутия) о пересмотре судебного решения по вновь открывшимся обстоятельствам было отказано.
По мнению заявителя, оспариваемое законоположение допускает возложение на органы местного самоуправления обязанности по ликвидации несанкционированных свалок, расположенных на лесных участках в составе земель лесного фонда, которые находятся в федеральной собственности, а потому оно не соответствует статьям 12, 19 (часть 1), 36 (часть 3), 130 (часть 1), 132 и 133 Конституции Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Конституционный Суд Российской Федерации ранее обращался к вопросам определения характера и объема полномочий и финансовых обязательств муниципальных образований в сфере обращения с отходами применительно к оценке возложения на органы местного самоуправления городских округов (муниципальных районов) обязанности по ликвидации несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов на лесных участках в составе земель лесного фонда, расположенных на территории этих городских округов (муниципальных районов).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, использование в правоприменительной практике положений Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в качестве нормативного основания для возложения на городские округа (муниципальные районы) безусловной обязанности по проведению за счет средств местного бюджета сбора и вывоза отходов, неправомерно размещенных неустановленным лицом на расположенных на их территории землях любой формы собственности, влечет, таким образом, нарушение не только закрепленного Бюджетным кодексом Российской Федерации в порядке конкретизации конституционных основ финансовой системы государства принципа самостоятельности бюджетов (статья 31), но и конституционного принципа самостоятельности местного самоуправления, в том числе в отношении управления муниципальной собственностью, формирования и исполнения местного бюджета, а также конституционного права граждан на осуществление местного самоуправления и, соответственно, - нарушение статей 130 (часть 1), 132 (часть 1) и 133 Конституции Российской Федерации. При этом действующее правовое регулирование не предполагает возложения на органы местного самоуправления городских округов (муниципальных районов) обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов, размещенных неустановленными лицами на лесных участках в составе земель лесного фонда, расположенных на территории этих городских округов (муниципальных районов), без наделения органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями (постановления от 13 октября 2015 года N 26-П и от 26 апреля 2016 года N 13-П).
Данные постановления Конституционного Суда Российской Федерации, а значит, и выраженные в них правовые позиции и выводы сохраняют свою силу.
Что касается вопроса о пересмотре судебных актов по конкретному делу заявителя, то он подлежит разрешению в установленном законом порядке, в том числе с учетом положений статей 79 "Юридическая сила решения" и 100 "Итоговое решение по делу" Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 3 статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы администрации муниципального образования "Поселок Сангар" Кобяйского улуса (района) Республики Саха (Якутия), поскольку по поставленному заявителем вопросу Конституционным Судом Российской Федерации ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 20 апреля 2017 г. N 796-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации муниципального образования "Поселок Сангар" Кобяйского улуса (района) Республики Саха (Якутия) на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)