Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение Ж
(справочное)
Пример расчетов СВМГТ, выполненных методом конечных элементов
Расчеты выполнены в рамках исследования [33]. Задачей расчётного исследования являлось определение напряжённо-деформированного состояния СВМГТ, работающих совместно с грунтом насыпей под железную и автомобильную дороги и воспринимающих нагрузку от веса грунта насыпей, а также временную нагрузку от транспортных средств.
Рассматриваются трубы диаметром 1,0; 1,5 и 2,0 м с толщиной стенки 2,5 и 3,5 мм, гофрирование D3 (125х26 мм).
Расчетная временная нагрузка принята:
- для труб под насыпями автомобильных дорог - НК14 согласно ГОСТ 32960;
Нормативное давление на звенья труб от временной нагрузки НК14 определено при величине линейной нагрузки , равной 233 кН/м.
При расчетах были приняты:
- коэффициент надежности по нагрузке (давление грунта от веса насыпи на звенья труб) - ;
- коэффициент надежности по нагрузке для нагрузки НК14 - .
Для грунта насыпи приняты следующие характеристики:
- засыпка труб производиться гравийно-песчаной смесью с Егр = 18 Мпа;
- удельный вес грунта кН/м;
- нормативный угол внутреннего трения грунта засыпки труб ;
- удельное сцепление грунта С = 0,01 (1 кПа).
За высоту засыпки Н принималось расстояние от верха трубы до верха дорожного полотна. Трубы были уложены на гравийно-песчаную подушку толщиной 0,4 м.
Для грунта гравийно-песчаной подушки приняты следующие характеристики:
Егр = 36 МПа; удельный вес - кН/м; нормативный угол внутреннего трения грунта
; удельное сцепление грунта С = 0,01
(1 кПа).
Расчёты выполнены методом конечных элементов с помощью программного комплекса MIDAS/CIVIL версии 2012 (Южная Корея, компания MIDAS IT) в физически нелинейной постановке. Рассматривалась задача о плоской деформации поперечного сечения трубы при учитываемой длине насыпи около 5 диаметров трубы. Учитывалось упругопластическое поведение грунта насыпи на основе теории Друкера-Прагера. Для каждого типоразмера труб и для каждой высоты насыпи была разработана самостоятельная расчётная модель.
В результате расчётов получены перемещения элементов труб и окружные нормальные напряжения в трубах.
По перемещениям получены значения деформаций контуров труб, которые приведены в таблице Ж.1.
Таблица Ж.1 - Деформации контура СВМГТ под насыпями автомобильных дорог
Диаметр СВМГТ, м |
Толщина стенки, мм |
Высота засыпки, м |
Деформации СГМТ от постоянной и временной нагрузок, |
Деформации СГМТ от постоянной нагрузки, |
||
см |
% |
см |
% |
|||
1,0 |
2,5 |
12,0 |
0,83 |
0,83 |
0,78 |
0,78 |
1,0 |
3,5 |
15,0 |
0,94 |
0,94 |
0,90 |
0,90 |
1,5 |
2,5 |
7,0 |
0,92 |
0,61 |
0,84 |
0,56 |
1,5 |
3,5 |
8,5 |
1,06 |
0,71 |
0,98 |
0,65 |
2,0 |
2,5 |
4,2 |
0,88 |
0,44 |
0,77 |
0,39 |
2,0 |
3,5 |
5,5 |
1,07 |
0,54 |
0,96 |
0,48 |
Анализ представленных в таблице Ж.1 результатов показывает, что фактические значения деформаций контура СВМГТ ниже предельно допустимых.
В таблице Ж.2 приведены значения максимальных напряжений на внешней и внутренней поверхности гофров. За внешнюю поверхность гофров приняты точки гофров, наиболее удаленные от центра трубы. За внутреннюю поверхность - точки гофров, расположенные
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.