Решение Верховного Суда РФ от 12 апреля 2017 г. N АКПИ17-80
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
судей Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В.,
Назаровой А.М.,
при секретаре Поляковой К.А.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Миронова Ю.Н. о признании частично недействующим пункта 17 стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 731, установил:
согласно пункту 17 стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, раскрытие информации может осуществляться на основании письменного запроса и запроса в электронном виде. В случае если запрашиваемая информация раскрыта в необходимом объеме на официальном сайте в сети Интернет и (или) в официальных печатных изданиях, управляющая организация, товарищество и кооператив вправе, не раскрывая запрашиваемую информацию, сообщить адрес указанного официального сайта и (или) наименования и реквизиты официальных печатных изданий, где размещена информация.
Гражданин Миронов Ю.Н. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании частично недействующим пункта 17 стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат части 11 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и нарушают его права собственника жилого помещения в многоквартирном доме, которому управляющая организация обязана предоставлять отчет о выполнении договора управления за предыдущий год.
Как указывает административный истец, ООО Управляющая компания "УК - Сервис" отказала предоставить ему письменный отчет о доходах и расходах за 2015 г. по многоквартирному дому, сославшись на то, что запрашиваемая информация размещена на сайте управляющей компании и на официальном сайте в сети Интернет.
Административный истец Миронов Ю.Н. и его представитель по доверенности Рык В.А. извещены о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (поручение от 21 февраля 2017 г. N СП-П9-1016).
Представитель Правительства Российской Федерации Калинова К.В. возражала против удовлетворения заявленных требований и пояснила суду, что нормативный правовой акт издан в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, а оспариваемые положения стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав административного истца.
Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова Н.С., объяснения представителя Правительства Российской Федерации Калиновой К.В., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Во исполнение предписаний федерального законодателя Правительство Российской Федерации издало 23 сентября 2010 г. постановление N 731, которым утвердило стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (далее - Стандарт, действует в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2017 г. N 232).
Нормативный правовой акт опубликован в "Российской газете" 1 октября 2010 г., Собрании законодательства Российской Федерации 4 октября 2010 г., N 40.
Стандарт устанавливает требования к видам, порядку, способам и срокам раскрытия информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом без заключения договора управления. Управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать определенные виды информации в сфере управления многоквартирным домом.
Отчет об исполнении управляющей организацией договора управления, является одним из видов информации, которую управляющая организация, обязана раскрывать.
Данный отчет содержит информацию о работах (оказанных услугах) по содержанию и текущему ремонту общего имущества в доме, информацию о наличии претензий по качеству выполненных работ (оказанных услуг), информацию по предоставленным коммунальным услугам, информацию о наличии претензий по качеству предоставленных коммунальных услуг, информацию о ведении претензионно-исковой работы в отношении потребителей-должников.
Способы раскрытия информации приведены в пункте 5 Стандарта. Помимо обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации (подпункт "а"), информация раскрывается путем опубликования в полном объеме в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов местного самоуправления и которые распространяются в муниципальных образованиях, на территории которых управляющие организации осуществляют свою деятельность, в случае если на территории муниципального образования отсутствует доступ к сети Интернет (подпункт "б"), размещения на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации (подпункт "в"), предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде (подпункт "г").
В абзаце первом пункта 17 Стандарта названы поводы для раскрытия информации, а именно: письменный запрос или запрос в электронном виде.
Если запрашиваемая информация раскрыта в необходимом объеме на официальном сайте в сети Интернет и (или) в официальных печатных изданиях, то управляющая организация, товарищество и кооператив вправе, не раскрывая запрашиваемую информацию, сообщить адрес указанного официального сайта и (или) наименования и реквизиты официальных печатных изданий, где размещена информация.
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" определяет информацию как сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления (статья 2).
Получение заявителем сведений об источнике размещения запрашиваемой информации позволяет ознакомиться не только с тем объемом информации, которая была запрошена, но и с иной информацией, подлежащей раскрытию в соответствии с требованиями Стандарта. Кроме того, получение информации об адресе сайта позволит в дальнейшем, не прибегая к запросу сведений в управляющей организации, получать всю необходимую информацию.
Оспариваемые положения нормативного правового акта не предполагают отказа в предоставлении запрашиваемой информации и не могут рассматриваться как противоречащие части 11 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей обязанность управляющей организации ежегодно в течение первого квартала текущего года представлять собственникам помещений в многоквартирном доме отчет о выполнении договора управления за предыдущий год.
Несогласие Миронова Ю.Н. с судебными постановлениями не может свидетельствовать о нарушении его прав и служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку не лишает административного истца права на обращение в суд.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:
в удовлетворении административного искового заявления Миронова Ю.Н. о признании частично недействующим пункта 17 стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 731, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Верховного Суда Российской Федерации |
Н.С. Романенков |
Судьи Верховного Суда Российской Федерации |
Л.В. Борисова |
|
А.М. Назарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ВС РФ не усмотрел нарушения закона в правилах, предусмотренных для раскрытия по запросам информации организациями, управляющими многоквартирными домами.
Согласно таким правилам организация может не раскрывать запрашиваемую информацию, если это уже сделано в необходимом объеме в т. ч. на официальном интернет-сайте. В подобном случае она сообщает адрес такого сайта.
Как указал ВС РФ, такое получение заявителем сведений об источнике размещения материалов позволяет ознакомиться не только с тем объемом информации, которая была запрошена, но и с иными данными, подлежащими раскрытию.
Кроме того, получение информации об адресе сайта позволяет в дальнейшем, не прибегая к запросу сведений в управляющей организации, получать все необходимые данные.
Такие оспариваемые положения не предполагают отказа в предоставлении запрашиваемой информации и не могут рассматриваться как противоречащие нормам ЖК РФ, обязывающим управляющие организации ежегодно представлять собственникам помещений в доме отчет о выполнении договора управления за предыдущий год.
Решение Верховного Суда РФ от 12 апреля 2017 г. N АКПИ17-80
Текст решения официально опубликован не был