Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
на проект федерального закона N 103372-7 "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации",
внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается внести изменения в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - ГПК РФ), связанные с совершенствованием правового регулирования порядка осуществления гражданского судопроизводства с участием несовершеннолетнего в целях обеспечения прав несовершеннолетнего в процессе. По данному проекту имеются концептуальные и другие замечания.
Нормы международного права закрепляют обязательства предоставления ребенку возможности быть выслушанным и учитывать мнение, выраженное ребенком, в ходе затрагивающего ребенка судебного или административного процесса в целом, а не только при принятии решений по отдельным вопросам (см. статья 23 Конвенции о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мер по защите детей от 19.10.1996 (к которой Россия присоединилась в соответствии с Федеральным законом от 05.06.2012 N 62-ФЗ), статья 12 Конвенции о правах ребенка от 20.11.1989 (ратифицирована Постановлением ВС СССР от 13.06.1990 N 1559-I), статья 6 Европейской конвенции об осуществлении прав детей от 25.01.1996 (подписана согласно распоряжению Президента РФ от 22.02.2001 N 91-рп).
Ратификация Европейской конвенции об осуществлении прав детей от 25.01.1996 предусмотрена в числе первоочередных мер Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 N 761. В данной Конвенции используются такие критерии, как информация, соответствующая возрасту и уровню понимания ребенка, ребенок, имеющий достаточный уровень понимания, ребенок вправе обратиться с ходатайством о назначении своего собственного представителя, а также подтверждается суверенное право государства закрепить в национальном законодательстве возраст, с которого ребенок должен "рассматриваться как имеющий достаточный уровень понимания".
Согласно статье 23 Конвенции о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мер по защите детей от 19.10.1996 в признании мер, принятых органами Договаривающегося государства, может быть отказано, "если мера_ была принята в ходе судебного или административного процесса, без предоставления ребенку возможности быть выслушанным, в нарушение основополагающих процессуальных принципов запрашиваемого государства". Таким образом, "возможность быть выслушанным" должна предоставляться в ходе судебного или административного процесса ребенку. В статье 23 данной Конвенции не закрепляются ограничения данного права ребенка по возрасту.
В соответствии со статьей 57 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК РФ) ребенок вправе быть заслушанным в ходе любого судебного разбирательства, учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.
Вместе с тем, согласно проектируемой части второй статьи 39 ГПК РФ суд обязан выяснить мнение несовершеннолетнего, достигшего возраста 10 лет, по вопросам, затрагивающим его права и законные интересы, только при решении вопроса о принятии отказа от иска, признании иска ответчиком или утверждении мирового соглашения сторон.
При этом проект не предусматривает изменений в статью 37 ГПК РФ "Гражданская процессуальная дееспособность" об установлении "возраста понимания", о процессуальном положении в зависимости от установленного возраста понимания и соответствующих процессуальных особенностях несовершеннолетнего (например, до 10 лет и с 10 до 14 лет либо только с 10 до 14 лет).
Согласно части 1 статьи 4 Европейской конвенции об осуществлении прав детей от 25.01.1996 ребенок имеет право обратиться лично, либо через других лиц, либо через другие органы с ходатайством о назначении в процессе судопроизводства, затрагивающего его интересы, специального представителя в случаях, когда внутреннее право лишает носителей родительской ответственности возможности представлять ребенка в результате столкновения собственных интересов с его интересами.
В соответствии с частью 2 статьи 64 СК РФ родители не вправе представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия. В случае разногласий между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей.
Обращаем внимание на следующую правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации: если имеются основания полагать, что законный представитель действует не в интересах несовершеннолетнего потерпевшего, суд выносит постановление (определение) об отстранении такого лица от участия в деле в качестве законного представителя потерпевшего, разъясняет порядок обжалования этого решения и принимает меры к назначению в качестве законного представителя несовершеннолетнего другого лица или представителя органа опеки и попечительства. При этом к действиям, наносящим ущерб интересам несовершеннолетнего относят невыполнение обязанностей, вытекающих из статуса законного представителя, в том числе по воспитанию несовершеннолетнего, либо уклонение от участия в деле в качестве законного представителя, а равно злоупотребление процессуальными и иными правами, отрицательное влияние на несовершеннолетнего, создание препятствий для выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела (пункт 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.06.2010 N 17 "О практике применения судами норм, регламентирующих участие потерпевшего в уголовном судопроизводстве", пункт 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 07.04.2011 N 6 "О практике применения судами принудительных мер медицинского характера", постановление Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 N 1 "О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних").
Согласно проектируемой части 4 статьи 52 ГПК РФ по определению суда законный представитель недееспособного или не обладающего полной дееспособностью гражданина может быть отстранен от участия в деле по ходатайству лиц, участвующих в деле, если он злоупотребляет предоставленными ему полномочиями, в том числе создает препятствия для реализации прав и законных интересов представляемого, реализует собственные права и законные интересы в ущерб интересам представляемого, либо его действия иным образом наносят ущерб интересам представляемого.
В соответствии с проектируемой частью 5 статьи 52 ГПК РФ в случае невозможности замены законного представителя интересы недееспособного или не обладающего полной дееспособностью гражданина представляет адвокат, назначаемый судом в соответствии со статьей 50 ГПК РФ.
В связи с изложенным нуждается в дополнительном обсуждении назначение судом для представления интересов не обладающего полной дееспособностью гражданина адвоката, а не органа опеки и попечительства, а также предоставление любым лицам, участвующим в деле, права заявлять ходатайство об отстранении от участия в деле законного представителя несовершеннолетнего. Необходимо также пояснить, что понимается под злоупотреблением полномочиями; может ли несовершеннолетний ходатайствовать об отстранении своего законного представителя; за чей счет уплачивается вознаграждение назначенного судом адвоката.
Кроме того, полагаем, что в целях защиты прав не обладающего полной дееспособностью гражданина необходимо рассмотреть возможности дальнейшего участия в судебном разбирательстве отстраненного законного представителя, а также о возможности судебного обжалования определения об отстранения законного представителя не обладающего полной дееспособностью гражданина.
Обращаем внимание на отсутствие в проекте федерального закона указания на источник и механизм финансирования адвоката, учитывая положения статьи 26 Федерального закона от 31 мая 2005 года N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", согласно которой оплата труда адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и компенсация их расходов являются расходным обязательством субъекта Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации при определении размера оплаты труда адвоката, участвующего в гражданском деле в порядке, предусмотренном статьи 50 ГПК РФ, учитывая положения нормативных правовых актов (часть 4 статьи 1 и часть 3 статьи 11 ГПК РФ, статья 50 Уголовного процессуального кодекса российской Федерации, пункт 8 статьи 25 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", постановление Правительства Российской Федерации от 04.07.2003 N 400 "О размере оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда", совместный Приказ Министра юстиции Российской Федерации и Министра финансов Российской Федерации от 15.10.2007 N 199/87н "Об утверждении порядка расчета оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, в зависимости от сложности уголовного дела"), следует руководствоваться критериями, установленными для оплаты труда адвоката, назначаемого по уголовному делу (см. вопрос 9 "Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2008 года", утверждённый постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 05.12.2008).
В части 2 проектируемой статьи 165 ГПК РФ следует пояснить, что понимается под информированием "в доступной форме".
В части 4 проектируемой статьи 179 ГПК РФ следует уточнить, что следует понимать под организациями, оказывающими психологическую помощь.
В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" финансирование федеральных мероприятий по реализации государственной политики в интересах детей осуществляется за счет средств федерального бюджета, внебюджетных источников, а также за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации. В связи с этим, полагаем необходимым определить порядок финансирования педагога или психолога, приглашаемых по усмотрению суда.
Исполняющий обязанности |
Ю.В. Сапожникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.