Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям рассмотрел проект федерального закона N 112532-7 "О регистрации расположенных на российском участке дна Каспийского моря искусственных островов, установок, сооружений и прав на них и внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (далее - законопроект) и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается установить единообразный подход к регистрации прав на объекты обустройства месторождений углеводородного сырья, расположенные во внутренних морских водах, территориальном море, а также на российском участке дна Каспийского моря.
В настоящее время такие объекты имеют статус временных сооружений и не соответствуют требованиям, предъявляемым к объектам недвижимости в рамках действующей системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". При этом участие таких объектов в гражданском обороте существенно ограничено в силу специальных законодательных требований к деятельности, связанных с их созданием и использованием (лицензирование, запрет на передачу прав по выданным разрешениям на создание и эксплуатацию таких объектов другим лицам и т.д.). Особенности регистрации прав на указанные объекты связаны также с определением их местонахождения по отношению к границам территории Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июля 2015 года N 760 "О регистрации искусственных островов, установок, сооружений, расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации, и прав на них" утверждены Правилам регистрации искусственных островов, установок, сооружений, расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации и прав на них. Согласно указанным нормативным правовым актам, регистрация искусственных островов, установок, сооружений, расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации, и прав на них осуществляется Росприроднадзором, находящимся в ведении Минприроды России, в специальном реестре - Реестре искусственных островов, установок, сооружений, расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации, и прав на них.
Законопроектом предлагается распространить применение указанных правил регистрации в отношении объектов обустройства месторождений углеводородного сырья, расположенных на лицензионных участках недр во внутренних морских водах, территориальном море, а также на российском участке дна Каспийского моря, не затрагивая вопросы правового статуса российского участка дна Каспийского моря.
Вместе с тем, как указано в пояснительной записке, правовой статус Каспийского моря как внутриконтинентального водоема, не имеющего естественного соединения с Мировым океаном, не регламентируется нормами международного морского права, в частности положениями Конвенции ООН по морскому праву. В связи с этим в нем отсутствуют "традиционные" морские пространства, такие как территориальное море, исключительная экономическая зона, континентальный шельф. При этом правовой статус Каспийского моря остается предметом продолжающихся переговоров между прикаспийскими государствами.
В настоящее время объем суверенных прав, которыми Российская Федерация обладает в отношении своего участка дна Каспийского моря по соглашениям с Казахстаном и Азербайджаном о разграничении участков дна Каспийского моря в целях осуществления указанными государствами суверенных прав на недропользование, же объема ее прав в отношении своего континентального шельфа согласно международному праву. Кроме того, закрепление за Россией суверенных прав в российской части дна Каспийского моря не означает включения соответствующих пространств в состав территории Российской Федерации и не дает оснований для осуществления над ними всей полноты национальной юрисдикции.
С учетом изложенного предлагаемое законопроектом приравнивание объектов обустройства морских месторождений углеводородного сырья, расположенных на лицензионных участках недр российского участка дна Каспийского моря, к искусственным островам, установкам, сооружениям, расположенным на континентальном шельфе Российской Федерации, может повлечь правовую неопределенность.
Содержащиеся в Федеральных законах "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" и "О континентальном шельфе Российской Федерации" определения понятий "искусственные острова", а также "установки, сооружения" представляются не применимыми к расположенным на российском участке дна Каспийского моря искусственным островам, установкам и сооружениям в связи с особым статусом Каспийского моря. В этой связи в законопроекте целесообразно раскрыть понятие искусственных островов, установок и сооружений, расположенных на российском участке дна Каспийского моря.
Касательно нормы о регистрации искусственных островов, установок и сооружений, расположенных во внутренних морских водах и территориальном море, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, следует учитывать, что морская плавучая платформа, указанная в качестве одного из видов таких установок и сооружений, подлежит государственной регистрации в соответствии со статьями 7 и 33 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации как судно, предназначенное для разведки и разработки минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр.
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям считает возможным поддержать концепцию проекта федерального закона N 112532-7 "О регистрации расположенных на российском участке дна Каспийского моря искусственных островов, установок, сооружений и прав на них и внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении при условии доработки ко второму чтению с учетом отмеченных в настоящем заключении замечаний.
Председатель Комитета |
Н.П. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.