Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 7176-5-2010
"Кресла-коляски. Часть 5. Определение размеров, массы и площади для маневрирования"
(утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 сентября 2010 г. N 246-ст)
Wheelchairs. Part 5. Determination of dimensions, mass and maneuvering space
Дата введения - 1 октября 2011 г.
Взамен ГОСТ Р 50605-93
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
Сведения о стандарте
1 Подготовлен Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия" (ФГУП "СТАНДАРТИНФОРМ") на основе собственного аутентичного перевода на русский язык текста стандарта, указанного в пункте 4
2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 381 "Технические средства для инвалидов"
3 Утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 сентября 2010 г. N 246-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 7176-5:2008 "Кресла-коляски. Часть 5. Определение размеров, массы и площади для маневрирования" (ISO 7176-5:2008 "Wheelchairs - Part 5: Determination of dimensions, mass and maneuvering space").
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА
5 Взамен ГОСТ Р 50605-93
Предисловие к ИСО 7176-5:2008
Международная организация по стандартизации (ИСО) является всемирной федерацией национальных организаций по стандартизации (комитетов-членов ИСО). Разработка международных стандартов обычно осуществляется Техническими комитетами ИСО. Каждый комитет-член, заинтересованный в деятельности, для которой был создан Технический комитет, имеет право быть представленным в этом комитете. Международные правительственные и неправительственные организации, имеющие связи с ИСО, также принимают участие в работах. ИСО тесно взаимодействует с Международной электротехнической комиссией (МЭК) по всем вопросам стандартизации электротехники.
Международные стандарты разрабатываются в соответствии с правилами Директив ИСО/МЭК, часть 2.
Главной задачей Технических комитетов является подготовка международных стандартов. Проекты международных стандартов, одобренные Техническими комитетами, направляются членам этого комитета на голосование. Для их публикации в качестве международного стандарта требуется одобрение не менее 75% членов комитета, принимавших участие в голосовании.
Следует обратить внимание на возможность наличия в настоящем стандарте некоторых элементов, которые могут быть объектом патентного права. ИСО не несет ответственности за идентификацию некоторых или всех таких патентных прав.
ИСО 7176-5 подготовлен Техническим комитетом ИСО/ТК 173 "Средства помощи для людей с ограничениями жизнедеятельности", подкомитетом ПК 1 "Кресла-коляски".
Это второе издание отменяет и заменяет первое издание (ИСО 7176-5:1986), являясь его технической переработкой.
ИСО 7176 состоит из следующих частей под общим наименованием "Кресла-коляски":
- часть 1. Определение статической устойчивости;
- часть 2. Определение динамической устойчивости кресел-колясок с электроприводом;
- часть 3. Определение эффективности действия тормозной системы;
- часть 4. Определение запаса хода кресел-колясок с электроприводом и скутеров путем измерения расхода энергии;
- часть 5. Определение размеров, массы и площади для маневрирования;
- часть 6. Определение максимальной скорости, ускорения и замедления кресел-колясок с электроприводом;
- часть 7. Метод измерения параметров и размеров сиденья и колеса;
- часть 8. Технические требования и методы испытаний на статическую, ударную и усталостную прочность;
- часть 9. Климатические испытания кресел-колясок с электроприводом;
- часть 10. Методы испытаний для определения возможности преодолевать препятствия;
- часть 11. Испытательные манекены;
- часть 13. Методы испытаний для определения коэффициента трения испытательной поверхности;
- часть 14. Электросистемы и системы управления кресел-колясок с электроприводом. Требования и методы испытаний;
- часть 15. Требования к документации и маркировке для обеспечения доступности информации;
- часть 16. Стойкость к возгоранию элементов кресла-коляски с мягкой обивкой. Требования и методы испытания;
- часть 19. Колесные мобильные устройства для применения в качестве сидения в автомобилях;
- часть 21. Требования и методы испытаний для обеспечения электромагнитной совместимости кресел-колясок с электроприводом;
- часть 22. Правила установки;
- часть 23. Требования и методы испытаний устройств для преодоления лестниц, управляемых сопровождающим лицом;
- часть 24. Требования и методы испытаний устройств для преодоления лестниц, управляемых пользователем;
- часть 26. Словарь.
Введение
Настоящий стандарт устанавливает основные понятия технических характеристик кресел-колясок, а также описание соответствующих процедур для измерения размеров и массы кресел-колясок с ручным приводом и с электроприводом, включая скутеры, которые могут быть использованы для оценки их совместимости с условиями окружающей среды.
При этом используется новый подход к предварительному выбору основных размеров из всего набора моделей кресел-колясок за счет учета основных параметров предполагаемого пользователя. Такой подход гарантирует сопоставимость и воспроизводимость полученных результатов испытаний.
Настоящий стандарт предназначен для трехосновных групп потребителей:
- потенциальные и настоящие пользователи кресла-коляски;
- проектировщики и специалисты по благоустройству;
- изготовители и поставщики кресла-коляски, сотрудники клинических и испытательных лабораторий.
Те особенности, которые важны для пользователей кресел-колясок и для проектировщиков и специалистов по благоустройству, а именно, габаритные размеры и оценка площади, необходимой для маневрирования, содержатся в разделе 8. Значения характеристик кресел-колясок приводятся в паспорте на кресло-коляску и могут быть использованы для определения перед покупкой пригодности кресла-коляски применительно к конкретным требованиям и потребностям.
Те технические особенности кресел-колясок, которые важны для изготовителей, поставщиков кресел-колясок, сотрудников клинических и испытательных лабораторий, то есть то, что требует учета при изготовлении, установке, регулировании, ремонте или испытании кресел-колясок, включено в приложение А.
В настоящее время действует Технический отчет ИСО/ТО 13570-1 [1], предоставляя упрощенное объяснение различных частей ИСО 7176.
Технический отчет ИСО/TR 13570-2 [2] находится в стадии разработки.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает методы определения размеров и массы кресел-колясок, включая специальные методы определения внешних размеров кресла-коляски вместе с эталонным пользователем и необходимой площади для маневрирования.
Настоящий стандарт устанавливает требования к предоставлению информации о размерах и массе и содержит пять справочных приложений.
Приложение А определяет методы определения технических размеров, которые могут быть важны для функционирования кресла-коляски.
Приложение В содержит подробную информацию о ширине вращения и ширине разворота.
Приложение С содержит подробную информацию о диаметре вращения.
Приложение D содержит подробную информацию по определению продольной оси и центральной точки кресла-коляски.
Приложение Е содержит техническое руководство и рекомендации для многих измерений, указанные в интересах содействия улучшению понимания, проектирования и изготовления кресел-колясок.
Настоящий стандарт распространяется на кресла-коляски с ручным приводом и электроприводом (включая скутеры).
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты. Для датированных ссылок применяют только издание, на которое сделана ссылка. Для недатированных ссылок применяют самое последнее издание документа, на который ссылаются (включая любые изменения).
ИСО 7176-7 Кресла-коляски. Часть 7. Метод измерения параметров и размеров сиденья и колеса (ISO 7176-7, Wheelchairs - Part 7: Measurement of seating and wheel dimensions)
ИСО 7176-11 Кресла-коляски. Часть 11. Испытательные манекены (ISO 7176-11, Wheelchairs - Part 11: Test dummies)
ИСО 7176-13 Кресла-коляски. Часть 13. Методы испытаний для определения коэффициента трения испытательной поверхности (ISO 7176-13, Wheelchairs - Part 13: Determination of coefficient of friction of test surfaces)
ИСО 7176-15 Кресла-коляски. Часть 15. Требования к документации и маркировке для обеспечения доступности информации (ISO 7176-15, Wheelchairs - Part 15: Requirements for information disclosure, documentation and labelling)
ИСО 7176-22 Кресла-коляски. Часть 22. Правила установки (ISO 7176-22:2000, Wheelchairs - Part 22: Set-up procedures)
ИСО 7176-26 Кресла-коляски - Часть 26: Словарь (ISO 7176-26, Wheelchairs - Part 26: Vocabulary)
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ИСО 7176-26, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 смещение самоориентирующегося колеса (castor wheel misalignment): Поперечное расстояние между точкой контакта самоориентирующегося колеса с землей и точкой, где ось шарнира самоориентирующегося колеса пересекается с землей. См. рисунок 1.
Примечание 1 - Измерение - в соответствии с А.22 приложения А.
Примечание 2 - Значение, отличное от нуля, обычно указывает на наличие смещения. Полученное значение положительно, если точка контакта самоориентирующегося колеса с землей смещена внутрь относительно точки пересечения оси шарнира с землей, равно нулю, если занимает нужное нейтральное положение, отрицательно, если точка контакта с землей самоориентирующегося колеса смещена наружу от точки пересечения шарнира самоориентирующегося колеса с землей.
Примечание 3 - Рисунки 1а), 1b) и 1с) - вид спереди, рисунок 1d) - вид сверху.
Рисунок 1 - Смещение самоориентирующегося колеса (утрировано)
3.2 фиксированное колесо (fixed wheel): Колесо, которое не может менять ориентацию своей оси относительно кресла-коляски во время движения.
Пример - Приводное колесо, поворотное колесо или рулевое колесо.
3.3 колея передних колес (front wheel track): Расстояние между точками контакта передних колес с землей. См. рисунок 2.
Примечание 1 - Измерение - в соответствии с А.15 приложения А.
Примечание 2 - Вид спереди.
Рисунок 2 - Колея передних колес (пример)
3.4 полная длина загруженного кресла-коляски (full occupied length): Расстояние между передней и задней точками кресла-коляски, включая нижние элементы опоры ног и эталонного пользователя. См. рисунок 3.
Примечание 1 - Измерение - в соответствии с А.8 приложения А.
Примечание 2 - Это измерение применимо, если кресло-коляска имеет фиксированные опоры для ног и/или опоры стоп или если опоры для ног и/или опоры стоп являются съемными, но не сняты.
Рисунок 3 - Размеры кресла-коляски в загруженном состоянии
3.5 полная габаритная длина (full overall length): Расстояние между самой передней и самой задней точками кресла-коляски, когда оно собрано и готово к использованию, при этом на нем смонтированы опоры для ног, опоры стоп и антиопрокидыватель. См. рисунок 4.
Примечание 1 - Измерения - в соответствии с 8.2.
Примечание 2 - Эти измерения применимы, если кресло-коляска имеет фиксированные опоры для ног и/или опоры стоп или если опоры для ног и/или опоры стоп съемные, но не сняты.
Рисунок 4 - Габаритные размеры кресла-коляски
3.6 клиренс (ground clearance): Минимальное расстояние между загруженным креслом-коляской и землей. См. рисунок 5.
Примечание - Измерения - в соответствии с 8.14.
Рисунок 5 - Клиренс (пример)
3.7 точка контакта с землей (ground contact point): Средняя точка области соприкосновения колеса с землей. См. рисунок 6.
Примечание 1 - Один из способов определения точки контакта с землей заключается в том, что четыре тонких щупа равной толщины и, по крайней мере, с одним ровным краем помещают на испытательную плоскость [примером тонкого щупа может служить кусок жести или другого жесткого материала толщиной (0,50,2) мм]. Проталкивают два из них спереди и сзади колеса так, чтобы их ровные стороны были горизонтальны и перпендикулярны к продольной оси кресла-коляски, а затем проталкивают два других щупа с двух боковых сторон под колеса так, чтобы их ровные края были расположены параллельно продольной оси кресла-коляски. Толкают все щупы до тех пор, пока они не упрутся в колесо. Точка контакта с землей находится посередине прямоугольника, образованного ровными краями четырех щупов.
Примечание 2 - Рисунок 6а) - вид сбоку, 6b) - вид спереди, 6с) - вид с 3/4 оборота колеса.
3.8 высота рукоятки (handgrip height): Вертикальное расстояние от земли до контрольной точки рукоятки кресла-коляски.
Примечание - Измерение - в соответствии с 8.4.
Рисунок 6 - Определение точки контакта с землей
3.9 контрольная точка рукоятки (handgrip reference point): Самая дальняя боковая точка посередине рукоятки. См. рисунок 7.
Рисунок 7 - Контрольная точка рукоятки
3.10 боковое отклонение обода ручного привода (ateral handrim deviation): Отклонение обода ручного привода от плоскости, которая перпендикулярна к оси колеса.
Примечание 1 - Измерение - в соответствии с А.7 приложения А.
Примечание 2 - Боковое отклонение обода ручного привода выражают как разность между положениями самой внутренней и самой внешней точек сплошной плоскости обода ручного привода, измеренную в направлении оси колеса. Значение, отличное от нуля, обычно указывает на смещение.
3.11 боковое отклонение колеса (lateral wheel deviation): Отклонение обода колеса от плоскости, которая перпендикулярна к оси колеса. См. рисунок 8.
Примечание 1 - Измерение - в соответствии с А.5 приложения А.
Примечание 2 - Боковое отклонение колеса выражают как разность между положениями самой внутренней и самой внешней точек сплошной плоскости обода колеса, измеренную в направлении оси колеса. Значение, отличное от нуля, обычно указывает на смещение.
3.12 масса самой тяжелой части (mass of heaviest part): Масса самой тяжелой части (или комплекта частей) кресла-коляски в разобранном для транспортирования состоянии.
Примечание - Измерения - в соответствии с 8.10.
3.13 подвижное колесо (movable wheel): Колесо, которое может менять ориентацию оси относительно кресла-коляски во время движения.
Пример - Вращающееся колесо, вращающееся приводное колесо или самоориентирующееся колесо.
Рисунок 8 - Некоторые боковые отклонения колес
3.14 высота в загруженном состоянии (occupied height): Вертикальное расстояние от испытательной плоскости до самой верхней точки головы эталонного пользователя. См. рисунок 3.
Примечание 1 - Измерение - в соответствии с А.11 приложения А.
Примечание 2 - При измерении высоты в загруженном состоянии принимают во внимание наличие подушки сиденья.
3.15 ширина в загруженном состоянии (occupied width): Горизонтальное расстояние поперек кресла-коляски с учетом эталонного пользователя. См. рисунок 3.
Примечание 1 - Измерение - в соответствии с А.10 приложения А.
Примечание 2 - Ширина в загруженном состоянии включает в себя руки пользователя, если кресло-коляска имеет обод ручного привода.
3.16 ширина вращения (pivot width): Минимальное расстояние между двумя вертикальными и параллельными стенами, между которыми кресло-коляска с полностью дифференциальным рулевым управлением может развернуться на 180°, используя один простой маневр во время плавного разворота. См. рисунок 9 и В.2 приложения В.
Примечание - Измерение - в соответствии с 8.11.
Рисунок 9 - Ширина вращения
3.17 радиальное отклонение обода ручного привода (radial handrim deviation): Отклонение обода ручного привода от правильного круга, концентричного оси.
Примечание 1 - Измерение - в соответствии с А.6 приложения А.
Примечание 2 - Радиальное отклонение обода ручного привода выражают как разность между наибольшим и наименьшим радиусами каждого обода ручного привода. Значение, отличное от нуля, указывает на наличие асимметрии.
3.18 радиальное отклонение колеса (radial wheel deviation): Отклонение внешней окружности колеса от правильного круга, концентричного оси. См. рисунок 10.
Примечание 1 - Измерение - в соответствии с А.4 приложения А.
Примечание 2 - Радиальное отклонение колеса выражают как разность между наибольшим и наименьшим радиусами колеса. Значение, отличное от нуля, указывает на наличие асимметрии.
Рисунок 10 - Некоторые радиальные отклонения колеса
3.19 угол изменения наклона (ramp transition angle): Угол между наклонной и горизонтальной частями пути, который можно преодолеть, не соприкасаясь со скатом или ровной поверхностью никакой частью, кроме колес. См. рисунок 11.
Примечание 1 - Измерение - в соответствии с А.12 приложения А.
Примечание 2 - Под углом изменения наклона понимают наименьший угол из трех возникающих при преодолении наклонной и ровной частей пути:
a) с передней частью у нижнего перехода;
b) с задней частью у нижнего перехода;
c) с той частью, которая расположена между колесами в верхней точке изменения наклона.
Угол изменения наклона выражают в градусах.
Примечание 3 - Так как архитекторы выражают углы наклона в процентах, угол изменения наклона может быть также выражен в процентах. Перевод угла изменения наклона из градусов в проценты задают следующим соотношением:
,
где Р - угол, %, D - угол, °, (для углов менее 10° ошибка менее 1% и для углов менее 20° ошибка менее 4%).
Рисунок 11 - Угол изменения наклона
3.20 колея задних колес (rear wheel track): Расстояние между точками контакта задних колес с землей. См. рисунок 12.
Примечание 1 - Измерение - в соответствии с А.14 приложения А.
Примечание 2 - На рисунке представлен вид сзади.
Рисунок 12 - Колея задних колес (пример)
3.21 уменьшенная длина в загруженном состоянии (reduced occupied length): Расстояние между самой передней и самой задней точками кресла-коляски без нижних элементов опоры для ног, но включая эталонного пользователя. См. рисунок 3.
Примечание 1 - Измерение - в соответствии с А.9 приложения А.
Примечание 2 - Это определение применимо, если кресло-коляска поставляется без опор для ног и/или опор стоп или если опоры для ног и/или опоры стоп съемные и они сняты.
3.22 уменьшенная габаритная длина (reduced overall length): Расстояние между самой передней и самой задней точками кресла-коляски, собранного и подготовленного к использованию без нижних элементов опоры для ног. См. рисунок 4.
Примечание 1 - Измерение - в соответствии с А.2 приложения А.
Примечание 2 - Это определение применимо, если кресло-коляска поставляется без опор для ног и/или опор стоп или если опоры для ног и/или опоры стоп съемные и они сняты.
3.23 необходимая ширина коридора для бокового прохода (required corridor width for side opening): Минимальная ширина коридора, которая позволяет креслу-коляске въехать в коридор или выехать из коридора через свободный проход определенной ширины в одной из стен. См. рисунок 13.
Примечание - Измерение - в соответствии с 8.17.
Рисунок 13 - Необходимая ширина коридора для бокового прохода
3.24 необходимая глубина дверного проема (required doorway entry depth): Минимальное расстояние от стены с дверью до самой удаленной точки кресла-коляски приоткрывающейся двери шириной 800 мм, находящейся в 600 мм от боковой стены. См. рисунок 14.
Примечание - Измерение - в соответствии с 8.16.
Рисунок 14 - Необходимая глубина дверного проема
3.25 необходимая ширина углового коридора (required width of angled corridor): Минимальная ширина коридора с правым углом поворота, в котором кресло-коляска может двигаться в обоих направлениях как вперед, так и назад. См. рисунок 15.
Примечание - Измерение - в соответствии с 8.15.
Рисунок 15 - Необходимая ширина углового коридора
3.26 ширина разворота (reversing width): Минимальное расстояние между двумя вертикальными и параллельными стенами, между которыми кресло-коляска с прямым рулевым управлением или ограниченным дифференциальным рулевым управлением может развернуться на 180°, используя в начале одно движение вперед, затем одно движение назад и одно завершающее движение вперед (т.е. разворот в три этапа). См. рисунок 16 и В.3 приложения В.
Примечание - Измерение - в соответствии с 8.12.
Рисунок 16 - Ширина разворота (пример со скутером)
3.27 высота подъема (rising): Расстояние между землей и самой нижней точкой передних колес в положении, когда антиопрокидыватель упирается в землю. См. рисунок 17.
Примечание - Измерение - в соответствии с 8.8.
Рисунок 17 - Высота подъема
3.28 смещение (skew): Относительное положение пары фиксированных колес, если одно колесо находится перед другим. См. рисунок 18.
Примечание 1 - Размеры - в соответствии с А.18 приложения А.
Примечание 2 - Значение, отличное от нуля, обычно указывает на смещения. Значение положительно, если левое колесо расположено перед правым, равно нулю при нейтральном положении, и отрицательно, если правое колесо находится перед левым.
Рисунок 18 - Смещение (утрировано)
3.29 средняя линия колеса (wheel median line): Воображаемая окружность, имеющая такой же диаметр, как и колесо, проходящая через точку контакта колеса с землей при вращении колеса. См. рисунок 19.
Примечание - Если колесо выпуклое, средняя линия колеса - его наибольший диаметр. Если колесо цилиндрическое, средняя линия колеса расположена на середине его поверхности. В случае двойного колеса средняя линия колеса расположена посередине двух колес (на той же втулке).
Рисунок 19 - Средняя линия колеса
3.30 колесная база (wheelbase): Продольное расстояние между точками контакта с землей переднего и заднего колес с любым из рулевых колес, развернутых в сторону движения. См. рисунок 20.
Примечание 1 - Измерение - в соответствии с А.13 приложения А.
Примечание 2 - На рисунке представлен вид сбоку.
Рисунок 20 - Колесная база
3.31 центральная точка кресла-коляски (wheelchair centre-point): Средняя точка на линии, соединяющей центры фиксированных колес. См. рисунок 21 и приложение D.
Примечание - Если фиксированное колесо одно, центральная точка кресла-коляски находится в центре этого колеса; если осей с фиксированными колесами более одной, центральная точка кресла-коляски находится на оси с колесом большего диаметра; если все фиксированные колеса имеют одинаковый диаметр, центральная точка кресла-коляски находится на оси, на которую приходится большая часть нагрузки загруженного кресла-коляски.
Рисунок 21 - Центральная точка и продольная ось кресла-коляски
3.32 продольная ось кресла-коляски (wheelchair longitudinal axis): Воображаемая горизонтальная линия, проходящая через центральную точку кресла-коляски, совпадающая с прямой линией, соответствующей направлению движения вперед/назад. См. рисунок 21 и приложение D.
4 Классы кресел-колясок и группы пользователей в зависимости от их массы тела
4.1 Общие положения
Размеры кресла-коляски, главным образом, определяются его классом (только для кресел-колясок с электроприводом) и предполагаемой группой пользователей в зависимости от их массы тела.
4.2 Классы кресел-колясок с электроприводом
Кресла-коляски с электроприводом относятся к одному или более из следующих трех классов в зависимости от предполагаемых условий использования.
- Класс А: компактное маневренное кресло-коляска, не обязательно способное преодолевать препятствия вне помещений.
- Класс В: кресло-коляска, достаточно компактное и маневренное при некоторых условиях внутри помещения и способное преодолевать некоторые препятствия вне помещений.
- Класс С: кресло-коляска, обычно большего размера, не обязательно предназначенное для использования внутри помещения, но способное преодолевать более длинные расстояния и препятствия вне помещений.
Примечание 1 - Как правило, к классу А относятся кресла-коляски, предназначенные прежде всего для использования в закрытых помещениях, к классу В - кресла-коляски, предназначенные для использования как в закрытых помещениях, так и вне помещений, к классу С - кресла-коляски, предназначенные для использования в основном вне помещений.
Примечание 2 - Скутеры включены в приведенные выше классы.
4.3 Группы пользователей в зависимости от их массы тела
Кресла-коляски предназначены для одной из следующих трех групп пользователей в зависимости от их массы тела:
- группа пользователей I: пользователи с массой тела менее 50 кг;
- группа пользователей II: пользователи с массой тела от 50 до 125 кг;
- группа пользователей III: пользователи с массой тела свыше 125 кг.
5 Испытательное оборудование
5.1 Испытательная плоскость: жесткая горизонтальная площадка достаточных размеров для размещения на ней кресла-коляски и оборудованная переносными барьерами (5.2) во время проведения испытаний, с достаточно ровной поверхностью, такой, что ее можно полностью расположить между двумя воображаемыми горизонтальными параллельными плоскостями, отстоящими одна от другой на расстояние 5 мм на каждые 1000 мм и 25 мм на каждые 6000 мм, с коэффициентом трения, соответствующим ИСО 7176-13.
5.2 Переносные барьеры: вертикальные плоскости, обеспечивающие возможность определения и обозначения внешних размеров и рабочей области кресла-коляски на испытательной плоскости, такие, что плоскость каждого барьера настолько ровная, что может быть расположена между двумя воображаемыми вертикальными параллельными плоскостями, отстоящими одна от другой на расстояние 5 мм на каждые 1000 мм.
Примеры - Реальные предметы, световые лучи или другие подходящие средства для обеспечения ровной и вертикальной плоскости.
5.3 Испытательный манекен, соответствующий ИСО 7176-11, измененный следующим образом: за меняют секцию стопы испытательных манекенов двумя имитаторами стопы, каждый из которых имеет форму, показанную на рисунке 22, и массу (20,5) кг для группы пользователей I и массу (3,50,5) кг для групп пользователей II и III.
Рисунок 22 - Имитатор стопы
5.4 Имитатор колена, заменяющий колени эталонного пользователя, который:
- имеет форму, показанную на рисунке 23;
- дополняет соответствующую секцию коленей испытательного манекена до достижения общей длины, равной (5203) мм для пользователей группы I и (6503) мм для пользователей групп II и III при измерении параллельно плоскости сиденья между самой передней точкой имитатора колена и точкой пересечения плоскости сиденья с плоскостью спинки, поддерживающей испытательный манекен;
- имеет ширину, равную (2703) мм для пользователей группы I, (3403) мм - для пользователей группы II и (3903) мм - для пользователей группы III;
- имеет радиус закругления, равный (502) мм для пользователей группы I и (602) мм для пользователей групп II и III.
Примечание 1 - Может быть использована фанера толщиной (155) мм.
Примечание 2 - Размеры соответствуют DIN 33402 [3] и ИСО 7176-11.
Рисунок 23 - Имитатор колена
5.5 Устройство измерения длины: средства для измерения линейных размеров с ценой деления 0,5 мм в диапазоне измерений от 0 до 150 мм, с ценой деления 1 мм в диапазоне измерений от 150 до 2000 мм и с ценой деления 2 мм в диапазоне измерений от 2000 до 5000 мм.
5.6 Имитаторы рук: приспособления, заменяющие руки эталонного пользователя, расположенные на ободах ручного привода. Они должны добавлять (751) мм к каждому ободу ручного привода в радиальном направлении и (501) мм в боковом направлении при измерении в верхней части (см. рисунок 24). Они должны распространяться, по крайней мере, на 30° назад и на 60° вперед при измерении в верхней части обода ручного привода.
Пример - Кусок эластичного материала, обвернутого вокруг обода ручного привода.
Рисунок 24 - Имитатор руки
5.7 Прямой угол: средство для установки ровной кромки перпендикулярно к испытательной плоскости с точностью 1 мм на 1000 мм.
Пример - Слесарный угольник, металлический шаблон квадрата.
5.8 Устройство определения отклонения: устройство, с помощью которого можно определять как радиальное, так и боковое отклонения колеса или обода ручного привода.
Примечание - Радиальное отклонение колеса или обода ручного привода - это отклонение от правильной окружности с центром на оси вращения, а боковое отклонение - это отклонение от плоскости, перпендикулярной к этой оси.
Пример - Штатив, расположенный на испытательной плоскости с меткой, нанесенной мелом или фломастером или с микровыключателем, связанным с вращающимся приводом.
5.9 Имитатор пандуса А: ровный прямоугольный кусок из жесткого материала размерами около 500500 мм и толщиной (20,5) мм.
5.10 Имитатор пандуса В: два ровных прямоугольных куска из жесткого материала размерами около 500500 мм и толщиной (20,5) мм, шарнирно соединенные вместе с одной стороны (см. рисунок 25).
Рисунок 25 - Имитатор пандуса В (пример)
5.11 Устройство измерения углов: средство для измерения углов с точностью 0,5°.
5.12 Индикатор оси самоориентирующегося колеса: средство для установления линии, параллельной оси шарнира самоориентирующегося колеса.
Примечание - См. примеры на рисунках А.5 и А.6 приложения А.
5.13 Устройство измерения массы: средство для измерения массы с точностью 0,2 кг.
5.14 Условия проведения испытаний: окружающая среда, в пределах которой проводятся испытания, при комнатной температуре (205)°С.
6 Отбор кресла-коляски для испытаний
Для проведения испытаний кресло-коляска должно быть отобрано из серийной продукции.
Могут быть использованы опытные образцы, если они имеют размеры, предусмотренные при производстве.
Для сравнения разных моделей кресел-колясок контрольные значения настроек устанавливают для каждой из трех групп пользователей I, II и III. Эти контрольные значения настроек должны быть использованы при отборе тех кресел-колясок, размеры которых должны быть установлены на стадии заказа/покупки кресла-коляски и не могут быть изменены впоследствии.
Примечание - Глубина и ширина сиденья, высота спинки и т.д. - примеры размеров, которые обычно должны быть определены на стадии заказа/покупки кресла-коляски.
Отбирают кресло-коляску с номинальными размерами:
- в соответствии с контрольными значениями настроек, установленными в таблице 1 (см. 7.3.2) для кресел-колясок с ободами ручного привода;
- в соответствии с контрольными значениями настроек, установленными в таблице 2 (см. 7.3.2) для кресел-колясок без ободов ручного привода.
Если установить точные размеры невозможно, размеры должны быть установлены как можно ближе к контрольным значениям настроек.
Записывают фактически установленные размеры кресла-коляски. Записывают любые отклонения от требований, указанных в разделе 8, и причины отклонения.
7 Подготовка кресла-коляски
7.1 Общие положения
Если для процедуры конкретного испытания установлены специальные требования к настройкам, используют процедуру настройки, определенную в процедуре этого конкретного испытания. Все другие процедуры настройки следует проводить в соответствии с 7.2 - 7.9.
7.2 Оснащение кресла-коляски
Кресло-коляска готово к применению, если система опоры тела или любые ее элементы могут существовать в различных вариантах: натяжное сиденье, натяжная задняя спинка, два съемных подлокотника на всю длину руки и два отдельных съемных подлокотника, регулируемая по углу система поддержки стопы с заранее установленной системой поддержки пятки. Если любой из этих вариантов недоступен, выбирают те варианты, которые рекомендованы изготовителем и записывают это в протокол испытаний.
Если кресло-коляска может поставляться с колесами различных диаметров, выбирают диаметр колес, рекомендованный изготовителем. Если таких рекомендаций нет, выбирают колеса наибольшего диаметра.
Если кресло-коляска может поставляться с антиопрокидывателем и/или с устройством для преодоления препятствий, эти приспособления необходимо использовать.
Элементы постуральной системы опоры, такие как подголовники, дополнительные подушки сиденья и т.д., если только они не являются неотъемлемой частью системы опоры тела, должны быть убраны.
Примечание - Съемные подушки сиденья, такие, которые поставляют с креслом-коляской и которые необходимы при обычном использовании кресла-коляски и фиксируются крючками и пристегиваются петлями, не следует рассматривать как дополнительные и не следует их убирать.
Кресло-коляска не должно быть оснащено никакими другими дополнительными принадлежностями.
7.3 Регулировка кресла-коляски
7.3.1 Кресла-коляски с ободами ручного привода
Примечание - Кресла-коляски с ободами ручного привода включают в себя кресла-коляски, которые продвигаются за счет приложения к ободу ручного привода силы рук пользователя, и кресла-коляски, к ободу ручного привода которых прикладывают дополнительную силу (HAPAW).
Устанавливают все регулируемые размеры кресла-коляски, как можно ближе к контрольным значениям настройки, установленным в таблице 1 с точностью 3 мм или 1 °, если не указано иное.
Если контрольное значение настройки недостижимо/невозможно, устанавливают значение, наиболее близкое к большему значению, или, если и это значение также недостижимо/невозможно, устанавливают значение, наиболее близкое, насколько это возможно, к контрольному значению настройки.
Регулируют антиопрокидыватель, как рекомендовано изготовителем. Если рекомендации отсутствуют, устанавливают его как можно ближе к следующему положению:
- устанавливают высоту подъема (см. 3.27), равную (253) мм;
- когда кресло-коляска стоит на ровной поверхности, антиопрокидыватель выдвинут назад, как можно дальше;
- если невозможно выполнить обе установки одновременно, приоритет отдают установке высоты подъема;
- если изготовитель рекомендует более одной установки, используют рекомендованные установки, наиболее близкие к принятым по умолчанию.
Если какие-либо регулировки приводят к нежелательным установкам, например, самоориентирующиеся колеса задевают другие части кресла-коляски, увеличивают/уменьшают регулировки так, чтобы быть уверенным в надлежащей пригодности кресла-коляски к использованию, и записывают реальные размеры с указанием причин их изменения.
7.3.2 Кресла-коляски без ободов ручного привода
Примечание - Кресла-коляски без ободов ручного привода включают в себя кресла-коляски с электроприводом и кресла-коляски с рычажной системой ручного привода, а также кресла-коляски, которые толкает сопровождающий.
Устанавливают все регулируемые размеры кресла-коляски, как можно ближе к контрольным значениям настройки, установленным в таблице 1 с точностью 3 мм или 1 °, если не указано иное.
Если контрольное значение настройки недостижимо/невозможно, устанавливают значение, наиболее близкое к большему значению, или, если это значение также недостижимо/невозможно, устанавливают значение, наиболее близкое, насколько это возможно, к контрольному значению настройки.
Регулируют антиопрокидыватель, как рекомендовано изготовителем. Если рекомендации отсутствуют, устанавливают его как можно ближе к следующему положению:
- устанавливают высоту подъема (см. 3.27), равную (503) мм;
- когда кресло-коляска стоит на ровной поверхности, антиопрокидыватель выдвинут назад, как можно дальше;
- если невозможно выполнить обе установки одновременно, приоритет отдают установке высоты подъема;
- если изготовитель рекомендует более одной установки, используют рекомендованные установки, наиболее близкие к принятым по умолчанию.
Устанавливают устройства для преодоления бордюра в рабочее положение, как это рекомендовано изготовителем.
В случае скутеров регулируют горизонтальное расстояние между рычагом и задней спинкой, как рекомендовано изготовителем. Если рекомендации отсутствуют, устанавливают это расстояние как можно ближе к значению, равному (64025) мм для скутеров, предназначенных для пользователей групп II и III, и к значению, равному (46025) мм для скутеров, предназначенных для пользователей группы I. Если рекомендовано более одной установки, используют рекомендованную установку, наиболее приближенную к этим предпочтительным установкам.
В случае кресла-коляски с рычажной системой ручного привода устанавливают рычаг(и) на максимальную длину и смещение в сторону, как рекомендовано изготовителем. Затем устанавливают их в следующее положение:
- когда кресло-коляска при измерении находится в состоянии покоя (см. 8.2 - 8.10 и А.2 - А.22), рычаг(и) располагают в крайних точках перемещения; если рычаг только один, располагают его в самой передней точке перемещения;
- когда кресло-коляска при измерении находится в движении (см. 8.11 - 8.17), перемещают рычаг(и) между их крайними точками перемещения.
Если какие-либо регулировки приводят к нежелательным установкам, например, колеса задевают другие части кресла-коляски, увеличивают/уменьшают регулировки так, чтобы быть уверенным в надлежащей пригодности кресла-коляски к использованию, и записывают реальные размеры с указанием причин их изменения.
Таблица 1 - Контрольные значения настроек для кресел-колясок с ободами ручного привода
Наименование
Примечание - Термины, отличающиеся от используемых в ИСО 7176-7 и ИСО 7176-22, приведены в квадратных скобках |
Контрольные значения настроек |
||
Группа пользователей в зависимости от их массы тела | |||
I (< 50 кг) |
II (от 50 до 125 кг) |
III (> 125 кг) |
|
Угол наклона плоскости сиденья, ° |
4 |
4 |
4 |
Эффективная глубина сиденья, мм |
340 |
450 |
450 |
Эффективная ширина сиденья(a), мм |
320 |
450 |
500 |
Высота уровня сиденья от переднего края, мм |
470 |
520 |
520 |
Угол опоры спины [угол задней спинки], ° |
10 |
10 |
10 |
Высота опоры спины [высота задней спинки], мм |
340 |
420 |
420 |
Высота рукоятки, мм |
820 |
950 |
950 |
Ширина опоры спины [ширина спинки], мм |
320 |
450 |
500 |
Длина подножки, мм НО НЕ МЕНЕЕ ЧЕМ: клиренс подножки, мм |
340 |
450 |
450 |
50 |
40 |
40 |
|
Длина опоры стопы, мм |
150 |
150 |
150 |
Угол наклона опоры стопы, ° |
90 |
90 |
90 |
Угол наклона подножки к поверхности сиденья, ° |
90 |
97 |
97 |
Высота подлокотника, мм |
160 |
200 |
200 |
Расстояние от переднего края подлокотника до опоры спины [расстояние от переднего края подлокотника до спинки], мм |
200 |
320 |
320 |
Диаметр обода ручного привода, мм |
490 |
530 |
530 |
Диаметр ходового колеса [диаметр ведущего колеса], мм |
560 |
610 |
610 |
Колесная база, мм |
340 |
400 |
400 |
Развал, ° |
-3 |
0 |
0 |
Горизонтальное положение оси колеса, мм |
20 |
20 |
20 |
Вертикальное положение оси колеса, мм |
166 |
184 |
184 |
Диаметр самоориентирующегося колеса, мм |
150 |
175 |
175 |
След самоориентирующегося колеса, мм |
35 |
50 |
50 |
Колея приводных колес или рулевых колес [ширина колеи приводных колес] |
В среднем положении |
||
Колея самоориентирующихся колес или поворотных колес [ширина колеи самоориентирующегося колеса] |
В среднем положении |
||
Съемные колеса, горизонтальное положение [положение стакана самоориентирующегося колеса, горизонтально] |
В среднем положении |
||
Съемные колеса, вертикальное положение [положение стакана самоориентирующегося колеса, вертикально] |
В среднем положении |
||
Съемные колеса, вертикальное положение оси [положение оси самоориентирующегося колеса, вертикально] |
В среднем положении |
||
Наклон самоориентирующегося колеса в продольном направлении [угол наклона шарнира самоориентирующегося колеса, продольная плоскость], ° |
По вертикали +1 / - 0 |
||
Наклон самоориентирующегося колеса в поперечном направлении [угол наклона шарнира самоориентирующегося колеса, поперечная плоскость], ° |
По вертикали 0,5 |
||
(а) Так как номинальная ширина сиденья (измеренная в ИСО 7176-7 как "ширина сиденья") измеряется разными способами, эти результаты не сопоставимы. Поэтому, эффективная ширина сиденья используется как контрольное значение, так как этот размер подходит и при сравнении значений, и при рассмотрении реальных потребностей пользователей. (b) Эти регулировки используются только в том случае, если они не противоречат любым регулировкам сиденья. |
Таблица 2 - Контрольные значения настроек для кресел-колясок без ободов ручного привода
Наименование
Примечание - Термины, отличающиеся от используемых в ИСО 7176-7 и ИСО 7176-22, приведены в квадратных скобках |
Контрольные значения настроек |
||
Группа пользователей в зависимости от их массы тела | |||
I (< 50 кг) |
II (от 50 до 125 кг) |
III (> 125 кг) |
|
Угол наклона плоскости сиденья, ° |
4 |
4 |
4 |
Эффективная глубина сиденья, мм |
340 |
450 |
450 |
Эффективная ширина сиденья(a), мм |
340 |
470 |
520 |
Высота уровня сиденья от переднего края, мм |
470 |
520 |
520 |
Угол опоры спины [угол задней спинки], ° |
10 |
10 |
10 |
Высота опоры спины [высота задней спинки], мм |
400 |
500 |
500 |
Высота рукоятки, мм |
820 |
950 |
950 |
Ширина опоры спины [ширина спинки], мм |
340 |
470 |
520 |
Длина подножки, мм НО НЕ МЕНЕЕ ЧЕМ: клиренс подножки, мм |
340 |
450 |
450 |
50 |
40 |
40 |
|
Длина опоры стопы, мм |
150 |
150 |
150 |
Угол наклона опоры стопы, ° |
90 |
90 |
90 |
Угол наклона подножки к поверхности сиденья, ° |
90 |
97 |
97 |
Высота подлокотника, мм |
160 |
200 |
200 |
Расстояние от переднего края подлокотника до опоры спины [расстояние от переднего края подлокотника до спинки], мм |
200 |
320 |
320 |
Диаметр фиксированного колеса [диаметр ведущего колеса] |
Наибольший диаметр |
||
Фиксированное колесо, горизонтальное положение [положение оси ведущего колеса, горизонтально] |
Среднее положение(с) |
||
Фиксированное колесо, вертикальное положение [положение оси ведущего колеса, вертикально] |
Среднее положение |
||
Развал фиксированного колеса [развал ведущего колеса], ° |
0 |
||
Колея ведущих колес или рулевых колес [ширина колеи ведущих колес] |
Среднее положение |
||
Диаметр съемных колес [диаметр самоориентирующихся колес] |
Наибольший диаметр |
||
Съемные колеса, горизонтальное положение [положение стакана самоориентирующегося колеса, горизонтально] |
Среднее положение(с) |
||
Съемные колеса, вертикальное положение [положение стакана самоориентирующегося колеса, вертикально] |
Среднее положение |
||
Съемные колеса, вертикальное положение оси [положение оси самоориентирующегося колеса, вертикально] |
Среднее положение |
||
Колея самоориентирующихся колес или поворотных колес [ширина колеи самоориентирующихся колес] |
Среднее положение |
||
Наклон самоориентирующегося колеса в продольном направлении [угол наклона шарнира самоориентирующегося колеса, продольная плоскость], ° |
Вертикаль +1 / -0 |
||
Наклон самоориентирующегося колеса в поперечном направлении [угол наклона шарнира самоориентирующегося колеса, поперечная плоскость], ° |
Вертикаль 0,5 |
||
След самоориентирующегося колеса, мм |
50 |
||
(а) Так как номинальная ширина сиденья (измеренная в ИСО 7176-7 как "ширина сиденья") измеряется разными способами, эти результаты не сопоставимы. Поэтому, эффективная ширина сиденья используется как контрольное значение, так как этот размер подходит и при сравнении значений, и при рассмотрении реальных потребностей пользователей. (b) Эти регулировки используются только в том случае, если они не противоречат любым регулировкам сиденья. (с) Если среднее положение недостижимо/невозможно, устанавливают ближайшее положение, которое обеспечивает большую колесную базу, чем в среднем положении. |
7.3.3 Электрооборудование
7.3.3.1 Аккумуляторные батареи
Если кресло-коляска оснащено электроприводом, комплектуют его аккумуляторной батареей размера и типа, рекомендованных изготовителем. Заряжают аккумуляторную батарею, по крайней мере, на 75% ее номинальной емкости.
Предупреждение - Если кресло-коляска оборудовано аккумуляторной батареей с жидким электролитом, некоторые испытания могут быть опасны из-за риска его утечки. В таком случае аккумуляторная батарея может быть заменена на аналогичную гелиевую или герметизированную, с дополнительными грузами, создающими эквивалентное распределение массы.
7.3.3.2 Установка устройств управления
Для кресел-колясок с электроприводом с устройством управления, которое может быть расположено в разных положениях в пространстве, устройство управления устанавливают под правую руку пользователя в среднее положение. Если нет условия для такого положения, используют такое расположение, которое дает среднее положение, наиболее удаленное от подлокотника.
7.3.3.3 Электрическая настройка
Настраивают устройство управления в соответствии с рекомендациями изготовителя. Если рекомендации изготовителя отсутствуют, выбирают настройку, соответствующую максимальной скорости.
7.3.3.4 Другие электрические устройства управления
Устанавливают любые другие устройства управления, которые не требуют применения инструментов, в положение, рекомендованное изготовителем, не изменяя предыдущие регулировки по 7.3. Если такие рекомендации отсутствуют, устанавливают их в среднее положение.
7.3.4 Другие регулируемые элементы
Устанавливают механически регулируемые элементы кресла-коляски, которые не включены в таблицу 1 или 2, в их среднее положение с точностью 3 мм. Если среднего положения не существует, устанавливают их в положение, ближайшее к среднему в сторону большей длины, ширины и высоты.
7.3.5 Пневматические шины
Если кресло-коляска имеет пневматические шины, накачивают их до давления, рекомендованного изготовителем кресла-коляски. Если указан диапазон давления, накачивают до наибольшего значения этого диапазона. Если рекомендации изготовителя кресла-коляски относительно давления накачки отсутствуют, накачивают шины до максимального давления, рекомендованного изготовителем шин.
7.3.6 Стояночные тормоза
Некоторые регулировки могут влиять на функционирование тормозов, например, если тормозные колодки не соприкасаются с их рабочей поверхностью при регулировке положения колеса. Если тормоза допускают регулировку, а инструкции изготовителя по их регулировке отсутствуют, измеряют расстояние между тормозными колодками и поверхностью контакта, когда тормоза находятся в отпущенном состоянии. Записывают это расстояние.
Примечание - Это расстояние используют при перенастройке тормозов на заключительном этапе регулировки (см. 7.3.7).
7.3.7 Заключительные регулировки
После выполнения требований 7.3.1 - 7.3.6 проводят следующие заключительные регулировки, отдавая приоритет тем, которые находятся в списке последними и при этом не противоречат инструкциям изготовителя.
В случае необходимости регулируют угол задней спинки и угол наклона плоскости сиденья, не меняя положения колес, в соответствии с контрольными значениями настроек, приведенными в таблицах 1 и 2. Если эти значения углов недостижимы/невозможны, устанавливают значения, наиболее близкие к большим значениям, или, если эти значения также недостижимы/невозможны, устанавливают значения наиболее близкие, насколько это возможно, к контрольным значениям настроек.
Если необходимо, регулируют наклон самоориентирующихся колес в продольном направлении с точностью +1°/0° или, если это невозможно, устанавливают его как можно ближе к вертикальному положению. Не допускается наклон самоориентирующегося колеса в поперечном направлении.
В случае регулируемых стояночных тормозов регулируют стояночные тормоза в соответствии с рекомендациями изготовителя. Если рекомендации изготовителя отсутствуют, регулируют тормоза в соответствии с измерениями по 7.3.6.
7.4 Заключительная проверка
После того, как процедуры по 7.2 и 7.3 завершены, следует убедиться, что все элементы крепления, использованные при регулировке, затянуты в соответствии с рекомендациями изготовителя. Если рекомендации изготовителя отсутствуют, корректируют затяжку соединений в соответствии с ИСО 7176-22, приложение В.
7.5 Расположение
Размещают кресло-коляску на испытательной плоскости. Подготавливают кресло-коляску к движению, как этого требует изготовитель. Устанавливают подвижные колеса в положение, соответствующее их положению при движении вперед прямо.
7.6 Загрузка кресла-коляски
7.6.1 Общие положения
Некоторые методы испытаний, описанные в настоящем стандарте, требуют, чтобы кресло-коляска было загружено, в то время как другие методы позволяют проводить испытания с незагруженным креслом-коляской. В случае если конкретный метод испытания требует, чтобы кресло-коляска было загружено, в качестве нагрузки может быть использован либо испытательный манекен, либо, если это разрешено для конкретного метода испытания, испытатель.
7.6.2 Испытательный манекен
В случае, если для конкретного испытания установлено, что кресло-коляска должно быть загружено, следует использовать испытательный манекен по 5.3.
Располагают испытательный манекен, как установлено в ИСО 7176-22, раздел 9, со следующими изменениями.
- Заменяют таблицу 1 ИСО 7176-22 на таблицу 3, приведенную ниже.
Таблица 3 - Выбор массы испытательного манекена
Максимальная масса пользователя, кг |
Масса испытательного манекена, кг |
50 |
50 |
От 50 до 75 |
75 |
>75 |
100 |
Примечание - Настоящий стандарт не предназначен для испытаний по определению каких-либо технических характеристик. Поэтому считают, что максимальная масса испытательного манекена 100 кг является достаточной нагрузкой для кресла-коляски, даже если оно предназначено для использования с большей нагрузкой.
- Если кресло-коляска имеет две отдельные опоры стопы, располагают два соответствующих имитатора стопы (см. 5.3) в поперечном направлении параллельно друг другу и по центру каждой опоры стопы.
- Если кресло-коляска имеет цельную опору стопы, располагают два соответствующих имитатора стопы в поперечном направлении параллельно друг другу и на расстоянии (102) см с каждой стороны от центральной линии опоры стопы.
- Располагают имитаторы стопы на опоре стопы в направлении нос/корма, как указано на рисунке 26. Если такое положение испытательного манекена невозможно, или окажется, что это соответствует анатомически нереальной позиции человека, задействованного в испытаниях, корректируют это положение до приемлемого и описывают положение и причину, по которой это оказалось необходимым.
- В случае трубчатых опор стопы устанавливают имитаторы стопы под углом (151)° к горизонтали (см. рисунок 26).
- Зажимают имитаторы стопы на опоре(ах) стопы либо прикрепляют их болтами, просверлив отверстия диаметром не более 8 мм.
Рисунок 26 - Положение имитаторов стопы при разных опорах стопы
7.6.3 Испытатель
Если установлено, что для конкретного испытания испытательный манекен может быть заменен испытателем, необходимо провести эту замену. В этом случае добавляют груз типа мешочков с песком к жилетке или другим элементам одежды и т.д. для того, чтобы компенсировать недостающую массу и выставить центр тяжести так, чтобы максимально соответствовать положению испытательного манекена. Располагают ноги испытателя на опорах стопы с носком стопы (ботинок) на том же самом месте, где находились бы передние части имитаторов стопы при установке, указанной выше.
Примечание - Для того чтобы определить правильное положение центра тяжести испытателя, можно сравнить распределение массы кресла-коляски с сидящим испытателем (плюс дополнительный груз, если он используется) с распределением массы кресла-коляски с испытательным манекеном, помещенным в системе опоры тела так, как это определено в ИСО 7176-22.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ - Необходимо принять все необходимые меры для гарантированного обеспечения безопасности персонала, принимающего участие в испытаниях.
7.7 Регистрация результатов
Записывают фактические установки или регулировки испытываемого кресла-коляски (7.2 - 7.6). Записывают любые отклонения от требований по 7.2 - 7.6 и причины этих отклонений.
7.8 Использование имитаторов рук и имитаторов стоп
Если это установлено для конкретного испытания, должны быть использованы имитаторы рук для кресел-колясок с ободами ручного привода.
Если это установлено для конкретного испытания, должны быть использованы имитаторы ног.
7.9 Оборот колеса
Если в конкретном испытании требуется, чтобы метки Z на колесах были расположены на специальной линии (для того чтобы повернуть колеса так, чтобы они находились в положении минимального бокового отклонения колеса), должна быть выполнена следующая процедура (см. рисунок 27).
Примечание 1 - Такие метки Z являются средством определения нейтрального поперечного отклонения колеса.
Примечание 2 - Процедура, описанная ниже, может быть проведена совместно с А.5 и А.7 приложения А.
Приподнимают заднюю часть кресла-коляски, расположенного на испытательной плоскости, так, чтобы обеспечить возможность свободного вращения задних колес.
Примечание 3 - Удержание передних колес в контакте с землей позволит креслу-коляске быть более устойчивым в ходе испытания.
Рисунок 27 - Расположение меток Z
Рядом с ободом левого заднего колеса размещают на испытательной плоскости устройство определения отклонения (см. 5.8).
В то время пока колесо вращается, медленно перемещают устройство определения отклонения к ободу колеса в боковом направлении. Определяют точку, в которой устройство определения отклонения в первый раз коснется лицевой части обода колеса. В этой точке наносят метку X как знак самой удаленной боковой точки.
Пока колесо продолжает вращаться, продолжают медленно перемещать устройство определения отклонения ближе к ободу колеса в поперечном направлении, делая область контакта все длиннее и длиннее. Определяют точку, в которой устройство определения отклонения замкнет область контакта в окружность. В этой точке наносят метку Y как знак наименее удаленной боковой точки.
Проводят радиусы в точки X и Y и измеряют угол между ними. Проводят линию, делящую угол пополам, и отмечают две точки пересечения этой линии с лицевой стороной обода колеса Z как знак нейтрального поперечного отклонения. Повторяют эту процедуру для правого заднего колеса.
Приподнимают у кресла-коляски, расположенного на испытательной плоскости, переднюю часть так, чтобы обеспечить возможность свободного вращения передних колес. Повторяют процедуру для передних колес.
Примечание 4 - Вилки самоориентирующихся колес могут фиксироваться при регулировке самоориентирующихся колес.
Примечание 5 - Метки Z используют в А.14 - А.22.
7.10 Асимметричная конструкция испытываемого кресла-коляски
Если кресло-коляска имеет асимметричную конструкцию, а измерения проводят в процессе движения (см. 8.11 - 8.17), испытания проводят в обоих направлениях. Если результаты обоих испытаний неидентичные, записывают большее значение.
Пример - Обычно асимметричная конструкция имеет место на креслах-колясках с ручным приводом, которые приводятся в движение с помощью рычага, приводимого в движение одной рукой.
8 Обязательные измерения
8.1 Общие положения
Измерения, полученные при испытаниях по настоящему разделу, должны быть представлены в отчете об испытаниях, паспорте изделия и руководстве по эксплуатации в соответствии с разделами 9 и 10.
Примечание 1 - Приведенные в этих документах данные используют для определения, подойдет ли кресло-коляска для предполагаемого использования.
Процедуры испытаний установлены для обеспечения сопоставимости и воспроизводимости результатов.
Эти испытания применимы ко всем креслам-коляскам, если не установлено иное.
Перед каждым конкретным испытанием регулируют кресло-коляску в соответствии с разделом 7 и располагают его на испытательной плоскости.
Для испытаний, описанных в 8.2 - 8.10, кресло-коляску не загружают испытательным манекеном. Для испытаний, описанных в 8.11 - 8.17, кресло-коляску загружают соответствующим испытательным манекеном (включая имитаторы стоп), как установлено в 7.6.2, или испытателем, как установлено в 7.6.3.
Примечание 2 - Технический отчет [2] находится в стадии разработки.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ - Настоящий стандарт требует применения процедур, которые могут нанести вред здоровью, если не предприняты адекватные меры предосторожности. Это относится только к технической стороне вопроса и не освобождает изготовителя или испытательную лабораторию от юридических обязательств, касающихся здоровья и безопасности на любой стадии испытаний.
8.2 Полная габаритная длина
Это испытание применимо к креслам-коляскам с опорами для ног и/или опорами стоп.
a) Определяют расстояние между самой передней и самой задней точками кресла-коляски при измерении параллельно продольной оси.
b) Измеряют и записывают полную габаритную длину с точностью 10 мм.
8.3 Габаритная ширина
a) Определяют расстояние между самыми выступающими сбоку частями кресла-коляски, когда оно собрано и подготовлено к использованию, измерение проводят по горизонтали в направлении, перпендикулярном к продольной оси кресла-коляски.
b) Измеряют и записывают габаритную ширину с точностью 10 мм.
8.4 Высота рукоятки
Примечание - Согласно разделу 9 результаты этого испытания необходимы только для кресел-колясок с ободами ручного привода.
a) Определяют расстояние по вертикали от испытательной плоскости до контрольной точки рукоятки кресла-коляски.
b) Измеряют и записывают высоту рукоятки с точностью 10 мм.
8.5 Длина в сложенном состоянии
Примечание - Согласно разделу 9 результаты этого испытания необходимы только для кресел-колясок без ободов ручного привода.
a) Снимают все компоненты, которые можно снять без использования специальных инструментов. Полностью складывают и/или разбирают кресло-коляску для уменьшения его размеров, как это делают для целей хранения или транспортирования, без использования инструментов, как рекомендовано изготовителем.
b) Определяют расстояние между самой передней и самой задней точками кресла-коляски параллельно продольной оси кресла-коляски, исключая удаленные/разобранные части.
c) Измеряют и записывают длину в сложенном состоянии с точностью 10 мм.
8.6 Ширина в сложенном состоянии
a) Снимают все компоненты, которые можно снять без использования специальных инструментов. Полностью складывают и/или разбирают кресло-коляску для уменьшения его размеров, как это делают для целей хранения или транспортирования, без использования инструментов, как рекомендовано изготовителем.
b) Определяют расстояние между самыми выступающими сбоку точками (справа и слева) по горизонтали перпендикулярно к продольной оси кресла-коляски, исключая удаленные/разобранные части.
c) Измеряют и записывают ширину в сложенном состоянии с точностью 10 мм.
8.7 Высота в сложенном состоянии
Примечание 1 - Согласно разделу 9 результаты этого испытания необходимы только для кресел-колясок без ободов ручного привода.
a) Снимают все компоненты, которые можно снять без использования специальных инструментов. Полностью складывают и/или разбирают кресло-коляску для уменьшения его размеров, как это делают для целей хранения или транспортирования, без использования инструментов, как рекомендовано изготовителем.
Примечание 2 - Если задняя спинка может складываться вместе с сиденьем, прижимают ее как можно ближе к сиденью.
b) Определяют вертикальное расстояние от испытательной плоскости до самой верхней точки кресла-коляски, исключая удаленные/разобранные части.
c) Измеряют и записывают высоту в сложенном положении с точностью 10 мм.
8.8 Высота подъема
Примечание - Согласно разделу 9 результаты этого испытания необходимы только для кресел-колясок с ободами ручного привода.
Это испытание применимо к креслам-коляскам с антиопрокидывателем.
Проверяют положение антиопрокидывателя в соответствии с 7.3.1 - 7.3.2.
a) Наклоняют кресло-коляску назад до тех пор пока антиопрокидыватель не упрется в испытательную плоскость. Определяют вертикальное расстояние между самой нижней точкой приподнятых передних колес и испытательной плоскостью.
b) Измеряют и записывают высоту подъема с точностью 1 мм.
8.9 Общая масса
Определяют и записывают общую массу незагруженного кресла-коляски, округляя до килограммов.
8.10 Масса самой тяжелой части
Примечание 1 - Согласно разделу 9 результаты этого испытания необходимы только для кресел-колясок с ободом ручного привода.
a) Разбирают все части (или элементы частей) кресла-коляски, которые можно разобрать без использования специальных инструментов, как это делается для уменьшения его размеров при хранении или транспортировании, используя рекомендации изготовителя.
b) Определяют и записывают массу самой тяжелой части (или элемента частей) кресла-коляски, округляя до килограммов.
Примечание 2 - Самой тяжелой частью может оказаться рама кресла-коляски.
8.11 Ширина вращения
Примечание 1 - Согласно разделу 9 результаты этого испытания необходимы только для кресел-колясок без ободов ручного привода.
Это испытание применимо к креслам-коляскам с полностью дифференциальным рулевым управлением.
Пример - Кресла-коляски с оводами ручного привода и приводимые в движение силой рук, и некоторые кресла-коляски с электроприводом.
Если кресло-коляска оснащено ободами ручного привода, необходимо использовать имитаторы рук (см. 5.6).
a) Выстраивают коридор так, чтобы расстояние между его стенами можно было изменять с помощью переносных барьеров. Располагают кресло-коляску внутри коридора параллельно стенам.
b) Разворачивают кресло-коляску внутри коридора самым удобным для кресла-коляски образом, используя одно непрерывное движение.
Примечание 2 - Подробности этого маневра описаны в разделе В.2.
c) Постепенно уменьшают ширину коридора и таким образом определяют минимальную ширину коридора, при которой кресло-коляска может вращаться, не задевая стен.
d) Измеряют и записывают ширину вращения с точностью 25 мм.
8.12 Ширина разворота
Примечание 1 - Согласно разделу 9 результаты этого испытания необходимы только для кресел-колясок без ободов ручного привода.
Это испытание применимо к креслам-коляскам с прямым рулевым управлением или ограниченным дифференциальным рулевым управлением.
Пример - Скутеры и некоторые кресло-коляски с электроприводом.
a) Выстраивают коридор, так, чтобы расстояние между его стенами можно было изменять с помощью переносных барьеров. Располагают кресло-коляску внутри коридора параллельно стенам.
b) Разворачивают кресло-коляску внутри коридора самым удобным для выбранного кресла-коляски способом. При этом разрешается только одно начальное движение вперед, одно движение назад и одно завершающее движение вперед. Испытание закончено, когда кресло-коляска развернулось на 180°.
Примечание 2 - Подробности маневра описаны в В.3.
c) Постепенно уменьшают ширину коридора и таким образом определяют минимальную ширину коридора, при которой кресло-коляска может развернуться, не задевая стен.
d) Измеряют и записывают ширину разворота с точностью 25 мм.
8.13 Диаметр вращения
Примечание 1 - Согласно разделу 9 результаты этого испытания необходимы только для кресел-колясок без ободов ручного привода.
Если кресло-коляска оснащено ободом ручного привода, необходимо использовать имитаторы рук (см. 5.6).
a) Определяют наименьший диаметр цилиндрической поверхности, в которой кресло-коляска может развернуться на 360° за одно непрерывное движение вперед с максимально вывернутым рулевым управлением.
Примечание 2 - Подробности - см. приложение С.
b) Измеряют и записывают диаметр вращения с точностью 25 мм.
8.14 Клиренс
Примечание - Согласно разделу 9 результаты этого испытания необходимы только для кресел-колясок без обода ручного привода.
a) Определяют самую нижнюю точку кресла-коляски, которая не находится на колесе, регулируемой опоре стопы или антиопрокидывателе. Определяют вертикальное расстояние между самой нижней точкой и испытательной плоскостью.
b) Измеряют и записывают значение клиренса с точностью 1 мм.
8.15 Необходимая ширина углового коридора
Если кресло-коляска оснащено ободом ручного привода, необходимо использовать имитаторы рук (см. 5.6).
a) Выстраивают внутренние стены коридора с поворотом под углом 90° с помощью двух переносных барьеров, соединенных перпендикулярно друг к другу. На испытательной плоскости проводят ориентировочную линию, которая начинается от стены, ограничивающей внешний угол под углом 135°. Выстраивают внешние стены коридора с помощью двух переносных барьеров, соединенных перпендикулярно друг к другу. Помещают угол внешней стены на ориентировочную линию. Обращают внимание на параллельность стен (см. рисунок 15).
b) Располагают кресло-коляску у входа в коридор, установив его параллельно стенам.
c) Перемещают кресло-коляску вперед по коридору за угол, наиболее подходящим для данного кресла-коляски образом. При этом допустимо только движение вперед. Испытание считается законченным, когда кресло-коляска встанет параллельно выходу из коридора.
d) Постепенно уменьшают ширину коридора, перемещая угол по ориентировочной линии и определяют минимальную ширину коридора, при которой кресло-коляска может перемещаться не задевая стен.
e) Измеряют и записывают минимальную ширину коридора с точностью 25 мм.
f) Повторяют испытание, но перемещают кресло-коляску назад по коридору за угол.
g) Определяют больший из двух результатов испытаний и записывают его как необходимую ширину углового коридора.
8.16 Необходимая глубина дверного проема
Если кресло-коляска оснащено ободом ручного привода, необходимо использовать имитаторы рук (см. 5.6).
a) Располагают кресло-коляску перед стеной с дверью шириной 800 мм, которая открывается в сторону кресла-коляски (см. рисунок 14).
b) Располагают один переносной барьер за креслом-коляской, а другой сбоку на расстоянии 600 мм от двери. Обращают внимание, чтобы задний барьер был параллелен, а боковой перпендикулярен к стене с дверью.
c) Передвигают кресло-коляску к двери и открывают дверь. В случае необходимости перемещают кресло-коляску, чтобы освободить место для створки двери.
d) Определяют минимальное расстояние между передвижным барьером, который находится за креслом-коляской, и стеной с дверью.
е) Измеряют и записывают необходимую глубину дверного проема с точностью до 25 мм.
8.17 Необходимая ширина коридора для бокового прохода
Если кресло-коляска оснащено ободом ручного привода, необходимо использовать имитаторы рук (см. 5.6).
a) Выстраивают с помощью переносных барьеров стены коридора с боковым проходом шириной 800 мм. Обращают внимание на параллельность стен (см. рисунок 13).
b) Располагают кресло-коляску в коридоре параллельно стенам и разворачивают его передней частью в сторону прохода.
c) Передвигают кресло-коляску вдоль коридора и наружу из прохода наиболее подходящим для данного кресла-коляски способом. При этом допускается движение только вперед. Испытательный заезд по выезду считают законченным, когда кресло-коляска выехало из коридора и встало перпендикулярно к стенам.
d) Постепенно уменьшают ширину коридора и определяют минимальную ширину коридора, из которого кресло-коляска может выехать из прохода, не задевая стен.
e) Определяют минимальную ширину коридора, необходимую чтобы выехать из него.
f) Располагают кресло-коляску у прохода, но вне коридора, перпендикулярно к стенам и развернутое передней частью к проходу. Затем передвигают кресло-коляску вперед через проход в коридор наиболее подходящим для данного кресла-коляски способом. При этом допускается движение только вперед. Испытательный заезд по въезду считают законченным, когда кресло-коляска въедет в коридор и расположится параллельно стенам.
g) Постепенно уменьшают ширину коридора и определяют минимальную ширину коридора, в который кресло-коляска может въехать через проход, не задевая стен.
h) Определяют минимальную ширину коридора для въезда в коридор.
i) Определяют больший из двух результатов испытаний и записывают его как необходимую ширину коридора для бокового прохода.
j) Измеряют и записывают необходимую ширину коридора для бокового прохода с точностью 25 мм.
Примечание - Для некоторых кресел-колясок консервативных конструкций и с полностью дифференциальным рулевым управлением необходимая ширина коридора для бокового прохода равна расстоянию между точкой А (самой дальней боковой точкой кресла-коляски или имитатора руки, которая находится на оси фиксированных колес, с одной стороны кресла-коляски) и точкой В (точкой кресла-коляски или имитатора опоры стопы, с противоположной стороны, и наиболее удаленной от точки А) (см. рисунок 28). Так как в большинстве случаев для испытаний при въезде в коридор требуется больше места, чем при выезде, расстояние А - B может быть использовано как первое приближение при проведении испытаний в движении.
Рисунок 28 - Первое приближение при проведении испытания в движении
9 Представление информации
9.1 Общие положения
Паспорт изделия и руководство по эксплуатации должны соответствовать требованиям ИСО 7176-15 и быть на официальном(ых) языке(ах) той страны, в которой реализуются кресла-коляски.
9.2 Кресла-коляски с ободами ручного привода
Примечание 1 - Кресла-коляски с ободами ручного привода включают в себя кресла-коляски, которые передвигаются за счет приложения к ободу ручного привода силы рук, и кресла-коляски, к ободу ручного привода которых прикладывают дополнительную силу (HAPAW).
Паспорт изделия и руководство по эксплуатации должны содержать следующую информацию:
a) группу пользователей I, II или III в зависимости от массы тела, как установлено в 4.3;
b) эффективную ширину сиденья испытательного кресла-коляски;
c) следующие результаты испытаний:
1) полную габаритную длину (для кресел-колясок с опорами для ног и/или опорами стоп);
2) габаритную ширину;
3) высоту рукоятки;
4) ширину в сложенном состоянии.
Примечание 2 - Рассматривая размеры в сложенном состоянии, необходимо учесть, что отделенные части также требуют места для их безопасного хранения;
5) высоту подъема (для кресел-колясок с антиопрокидывателем);
6) общую массу;
7) необходимую ширину углового коридора;
8) необходимую глубину дверного проема;
9) необходимую ширину коридора для бокового прохода.
9.3 Кресла-коляски без обода ручного привода
Примечание 1 - Кресла-коляски без обода ручного привода включают в себя кресла-коляски с электроприводом и ручные кресла-коляски с рычажной системой привода, а также кресла-коляски, которые толкает сопровождающий.
Паспорт изделия и руководство по применению должны содержать следующую информацию:
a) класс А, В или С как установлено в 4.2 (для кресел-колясок с электроприводом);
b) группу пользователей I, II или III в зависимости от массы тела, как установлено в 4.3;
c) эффективную ширину испытательного кресла-коляски;
d) следующие результаты испытаний:
1) полную габаритную длина (для кресел-колясок с опорами для ног и/или опорами стоп);
2) габаритную ширину;
3) длину в сложенном состоянии;
4) ширину в сложенном состоянии;
5) высоту в сложенном состоянии.
Примечание 2 - Рассматривая размеры в сложенном состоянии, необходимо учесть, что отделенные части также требуют места для их безопасного хранения;
6) общую массу;
7) массу самой тяжелой части;
8) ширину вращения (для кресел-колясок с полностью дифференциальным рулевым управлением);
9) ширину разворота (для кресел-колясок с прямым рулевым управлением или ограниченным дифференциальным рулевым управлением);
10) диаметр вращения;
11) клиренс;
12) необходимую ширину углового коридора;
13) необходимую глубину дверного проема;
14) необходимую ширину коридора для бокового прохода.
10 Отчет об испытаниях
10.1 Требования
Отчет об испытаниях должен содержать следующую информацию:
a) утверждение, что испытания были проведены в соответствии с настоящим стандартом;
b) наименование, адрес и статус аккредитации организации, проводившей испытания;
c) дату составления отчета об испытаниях;
d) наименование и адрес изготовителя кресла-коляски;
e) модель кресла-коляски и его серийный и заводские номера;
f) конфигурацию кресла-коляски для каждого испытания;
g) массу испытательного манекена или испытателя вместе с дополнительными грузами, которые были использованы при испытаниях;
h) фотографию испытываемого кресла-коляски;
i) класс кресла-коляски А, В или С, как установлено в 4.2 (для кресел-колясок с электроприводом);
j) группу пользователей I, II или III в зависимости от массы тела, как установлено в 4.3;
k) эффективную ширину сиденья испытательного кресла-коляски (если не достижимо контрольное значение настройки);
l) измерения, полученные при испытаниях, включенных в раздел 8:
1) полную габаритную длину (для кресел-колясок с опорами для ног и/или опорами для стоп);
2) габаритную ширину;
3) высоту рукоятки;
4) длину в сложенном состоянии;
5) ширину в сложенном состоянии;
6) высоту в сложенном состоянии;
7) высоту подъема;
8) общую массу;
9) массу самой тяжелой части;
10) ширину вращения (для кресел-колясок с полностью дифференциальным рулевым управлением);
11) ширину разворота (для кресел-колясок с прямым рулевым управлением или с ограниченным дифференциальным рулевым управлением);
12) диаметр вращения;
13) клиренс;
14) необходимую ширину углового коридора;
15) необходимую глубину дверного проема;
16) необходимую ширину коридора для бокового прохода.
10.2 Рекомендации
Если были проведены испытания в соответствии с приложением А, протокол испытаний должен содержать технические измерения, полученные при испытаниях, включенных в приложение А:
1) уменьшенную габаритную длину (для кресел-колясок без опор для ног и/или опор стоп или со съемными опорами для ног и/или опорами стоп);
2) габаритную высоту;
3) радиальное отклонение всех колес;
4) боковое отклонение всех колес;
5) радиальное отклонение всех ободов ручного привода (для кресел-колясок с ободами ручного привода);
6) боковое отклонение всех ободов ручного привода (для кресел-колясок с ободами ручного привода);
7) полную длину в загруженном состоянии (для кресел-колясок с опорами для ног и/или опорами стоп);
8) уменьшенную длину в загруженном состоянии (для кресел-колясок без опор для ног и/или опор стоп или со съемными опорами для ног и/или опорами стоп);
9) ширину в загруженном состоянии;
10) высоту в загруженном состоянии;
11) угол изменения наклона;
12) значения стандартной колесной базы и максимальной разности между значениями левой и правой колесных баз, значения минимальной и максимальной колесных баз и число установок (для кресел-колясок с ободом ручного привода);
13) значение колеи задних колес;
14) значение колеи передних колес;
15) значения стандартного развала и максимальной асимметрии между развалом правого и левого колес, значения самого положительного и самого отрицательного развала и число установок (для кресел-колясок с ободом ручного привода);
16) значение схода;
17) смещение;
18) значения наклона самоориентирующихся колес в продольном направлении и максимальной разности между наклоном правого и левого колес (для кресел-колясок с самоориентирующимися колесами);
19) значения наклона самоориентирующихся колес в поперечном направлении и максимальной асимметрии между наклоном правого и левого колес (для кресел-колясок с самоориентирующимися колесами);
20) значения следа самоориентирующихся колес и максимальной разности между правым и левым следами колес (для кресел-колясок с самоориентирующимися колесами);
21) значения смещения всех самоориентирующихся колес и максимальной асимметрии между левым и правым колесами (для кресел-колясок с самоориентирующимися колесами).
Библиография
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 7176-5-2010 "Кресла-коляски. Часть 5. Определение размеров, массы и площади для маневрирования" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 сентября 2010 г. N 246-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Стандартинформ, Москва, 2012 г.
Дата введения - 1 октября 2011 г.