Во исполнение пункта 2 раздела I протокола заседания Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав от 21 июня 2016 г. N 12 Минобрнауки России направляет методические рекомендации о механизмах привлечения организаций дополнительного образования детей к профилактике правонарушений несовершеннолетних, разработанные ФГАОУ ВО "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики".
Заместитель министра |
В. Каганов |
Методические рекомендации
о механизмах привлечения организаций дополнительного образования детей к профилактике правонарушений несовершеннолетних
Настоящие методические рекомендации разработаны Институтом образования федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" в соответствии с решением заседания Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав от 21 июня 2016 г. (протокол N 12) и направлены на совершенствование деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних.
Методические рекомендации о механизмах привлечения организаций дополнительного образования детей к профилактике правонарушений несовершеннолетних адресованы руководителям и специалистам:
- органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования;
- органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющих управление в сфере образования;
- организаций, осуществляющих реализацию дополнительных образовательных программ, в том числе с использованием сетевой формы взаимодействия.
В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" под профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних понимается система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних (далее - профилактика правонарушений несовершеннолетних).
Деятельность организаций дополнительного образования детей может являться частью системы профилактики правонарушений несовершеннолетних.
В соответствии со статьей 75 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени.
Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
В рамках реализации дополнительного образования детей возможны:
- вовлечение детей (в том числе "группы риска") в занятия дополнительным образованием, формирование и поддержание их интереса к занятиям;
- разработка и реализация дополнительных общеобразовательных программ, формирующих мотивы, установки и навыки, препятствующие асоциальному поведению и правонарушениям несовершеннолетних;
- разработка и реализация дополнительных общеобразовательных программ, направленных на повышение правовой грамотности и формирование навыков бесконфликтной коммуникации несовершеннолетних.
Повышение доступности дополнительного образования детей является главной задачей государственной политики в сфере дополнительного образования детей, закреплённой в Указе Президента Российской Федерации "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" от 7 мая 2012 г. N 599, Концепции развития дополнительного образования детей, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р.
Одним из эффективных решений в этом направлении является создание специальных разделов на официальных сайтах органов управления образованием, банков открытых данных, специализированных порталов и навигаторов в области дополнительного образования в субъектах Российской Федерации. Так, информационная поддержка дополнительного образования осуществляется путём размещения информационных материалов на едином национальном портале дополнительного образования детей dop.edu.ru, а также на официальном сайте Минобрнауки России, на котором создан специализированный раздел, посвященный Концепции развития дополнительного образования, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 1 статьи 29 Закона об образовании образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет (далее - персональный сайт).
В этой связи организациям дополнительного образования необходимо привести свои персональные сайты в соответствие с требованиями пункта 2 статьи 29 Закона об образовании.
Наряду с этим органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организации, реализующие дополнительные общеобразовательные программы, с целью информирования о возможностях получения дополнительного образования, вовлечения детей в занятия могут организовывать:
- экскурсии по лабораториям, мастерским, студиям;
- открытые мастер-классы, презентации работы клубов, секций, творческих объединений;
- беседы с тренерами и педагогами, знакомства с выдающимися спортсменами;
- игровые программы и конкурсы, интеллектуальные игры, фотовыставки на культурно-массовых мероприятиях, презентации, выставки, акции, флешмобы, показательные и отчётные выступления, соревнования и концерты;
- рекламные кампании по презентации дополнительных общеобразовательных программ, в том числе проводимых в кружках, студиях, клубах, секциях для детей и родителей в общеобразовательных организациях;
- акции с раздачей буклетов, адресных приглашений в кружки и секции;
- стендовую информацию и рекламу в общественных местах.
Также возможно проведение информационной работы в рамках родительских собраний, в ходе которых целесообразно информировать родителей о том, посредством каких каналов они могут узнать о реализуемых в их населённом пункте дополнительных образовательных программах, а также предоставить данную информацию непосредственно, проконсультировать об оптимальных вариантах записи их детей для участия в занятиях.
Реализация дополнительных общеобразовательных программ физкультурно-спортивной направленности (например, бокс, борьба, восточные единоборства, экстремальные виды спорта, альпинизм и скалолазание, "верёвочные курсы", историческая реконструкция и другие), а также туристско-краеведческой направленности (включая походы, экспедиции, поисковые отряды) препятствуют асоциальному поведению подростков.
При этом выбор видов походов и разработка их маршрутов может осуществляться таким образом, чтобы туристическая деятельность сочеталась с участием подростков в культурных и социальных событиях на маршруте следования, что обеспечит разностороннее и комплексное воздействие на развитие как физических, так и нравственно-волевых качеств личности обучающегося.
Другой группой дополнительных общеобразовательных программ, реализация которых может препятствовать асоциальному поведению подростков, являются программы социально-педагогической направленности. Их содержание может быть нацелено на правовое просвещение, формирование у подростков социальной компетентности, общекультурное развитие. Например, создание отрядов правоохранительной направленности ("Юные друзья полиции"); организация наблюдения за правопорядком в общеобразовательных организациях; шефство над детьми, состоящими на различных видах профилактического учёта; проведение встреч с работниками органов внутренних дел; вовлечение детей в социально полезную деятельность, волонтёрские практики, в том числе оказание помощи людям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам, ветеранам Великой Отечественной войны и пожилым людям, а также привлечение к охране окружающей среды, восстановлению памятников архитектуры.
Также при реализации дополнительных общеобразовательных программ возможно сетевое взаимодействие с воинскими частями ВС РФ, частями МЧС России, отделами МВД России. Военнослужащих и работников указанных органов рекомендуется привлекать к созданию и организации работы клубов "Юный пожарный"- "Юный спасатель", "Юный десантник" и т.д.
Одним из факторов риска асоциального поведения подростков является низкий уровень социально-психологической компетентности (навыки управления эмоциональными состояниями, общения, противостояния манипуляциям, конструктивного поведения в конфликтной ситуации и др.). Для формирования указанных навыков в содержание работы образовательных организаций дополнительного образования рекомендуется включать методы социально-психологических тренингов и игр (ролевые, моделирующие).
Многие подростки наряду с дефицитом личностного развития отличаются творческими способностями, имеют склонность к творческой деятельности, в том числе в технической и естественно-научной направленностях. Такие подростки нуждаются в педагогической поддержке в освоении социально приемлемых моделей поведения, в творческой самореализации, в достижении успеха. Поэтому эффективным средством социализации подростков является театральное творчество, конкурс-смотр созданных моделей, презентация реализуемых проектов. Рекомендуется привлекать подростков данной группы к участию в "школьных театрах", театральных кружках, коллективах хорового пения и духовых оркестрах, а также вовлекать в проектную деятельность, научно-техническое творчество, в том числе на базе технопарков "Кванториум".
В целом при реализации дополнительных образовательных программ и форм работы с детьми и подростками, в том числе в целях профилактики правонарушений несовершеннолетних, следует способствовать максимальному привлечению их к участию в конкурсах, соревнованиях, профильных фестивалях, олимпиадах, тем самым создавая для детей ситуацию успеха, возможности самоутверждения, повышения личностной самооценки. Победы в подобных мероприятиях для детей "группы риска", помимо позитивной мотивации для них самих, станут прецедентами для распространения подобного успешного опыта среди детей данной категории, ещё не включённых в систему дополнительного образования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приведены Методические рекомендации о механизмах привлечения организаций дополнительного образования детей к профилактике правонарушений несовершеннолетних.
Рекомендации адресованы руководителям и специалистам органов власти в сфере образования, а также организаций, осуществляющих реализацию дополнительных образовательных программ, в т. ч. с использованием сетевой формы взаимодействия.
В рамках реализации дополнительного образования возможны вовлечение детей (в т. ч. "группы риска") в занятия дополнительным образованием, формирование и поддержание их интереса к занятиям; разработка и реализация дополнительных общеобразовательных программ, формирующих мотивы, установки и навыки, препятствующие асоциальному поведению и правонарушениям несовершеннолетних; разработка и реализация дополнительных общеобразовательных программ, направленных на повышение правовой грамотности и формирование навыков бесконфликтной коммуникации.
Главной задачей госполитики в сфере дополнительного образования детей является повышение доступности такого образования.
Одним из эффективных решений в этом направлении является создание специальных разделов на сайтах органов управления образованием, банков открытых данных, специализированных порталов и навигаторов в области дополнительного образования в регионах.
Также органы власти регионов и организации, реализующие дополнительные общеобразовательные программы, могут организовывать экскурсии по лабораториям, мастерским, студиям; стендовую информацию и рекламу в общественных местах; акции с раздачей буклетов, адресных приглашений в кружки и секции; беседы с тренерами и педагогами, знакомства с выдающимися спортсменами; открытые мастер-классы, презентации работы клубов, секций, творческих объединений и др. Кроме того, возможно проведение информационной работы в рамках родительских собраний.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 3 апреля 2017 г. N ВК-1068/09 "О направлении методических рекомендаций"
Текст письма опубликован в журнале "Вестник образования", апрель 2017 г., N 8, в журнале "Образование в документах", июнь 2017 г., N 6