Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 6 апреля 2017 г. N 53-АПГ17-5
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Никифорова С.Б.
при секретаре Холодцовой Ю.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Грин-Парк" об оспаривании в части Правил землепользования и застройки городского округа город Красноярск, утвержденных решением Красноярского городского Совета депутатов от 7 июля 2015 г. N В-122,
по апелляционной жалобе Красноярского городского Совета депутатов на решение Красноярского краевого суда от 10 ноября 2016 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда оставлению без изменения,
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
решением Красноярского городского Совета депутатов от 7 июля 2015 г. N В-122 "О Правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных решений Красноярского городского Совета депутатов" утверждены Правила землепользования и застройки городского округа город Красноярск (далее - Правила землепользования и застройки), в приложении N 1 к которым в картах градостроительного зонирования территории городского округа город Красноярск установлены (отображены) границы территориальных зон.
Названное решение опубликовано 15 июля 2015 г. в периодическом печатном издании "Городские новости" N 102.
Общество с ограниченной ответственностью "Грин-Парк" (далее - ООО "Грин-Парк", Общество) обратилось в Красноярский краевой суд с административным исковым заявлением о признании не действующим приложения N 1 к Правилам землепользования и застройки в части установления территориальных зон в границах земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100443:61, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Ленинградская, 5, принадлежащего Обществу на праве собственности.
Решением Красноярского краевого суда от 10 ноября 2016 г. административное исковое заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе Красноярский городской Совет депутатов просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное. По мнению подателя жалобы, нахождение земельного участка в двух территориальных зонах не препятствует заявителю использовать его в соответствии с разрешенным использованием - в целях эксплуатации нежилого строения.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокуратура Красноярского края подала возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Из взаимосвязанных положений пункта 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", части 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) следует, что утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты. При этом муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 названного Федерального закона).
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования.
Частью 4 статьи 30 ГрК РФ предусмотрено, что на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
Часть 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) также предусматривает, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Поскольку материалами дела достоверно подтверждено, что картой градостроительного зонирования территории городского округа город Красноярск (приложение N 1 к Правилам землепользования и застройки) спорный земельный участок отнесен к двум территориальным зонам, суд первой инстанции пришел к правильном выводу о том, что оспариваемый муниципальный правовой акт противоречит требованиям части 4 статьи 30 ГрК РФ и части 2 статьи 85 ЗК РФ.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии нарушения прав заявителя в использовании земельного участка со ссылкой на часть 8 статьи 36 ГрК РФ не может быть принят во внимание. Нахождение земельного участка в двух территориальных зонах в рамках действующего правового регулирования означает сохранение на неопределенное время его различного правового режима, что нарушает права ООО "Грин-Парк". При этом суд обоснованно указал, что данных, свидетельствующих о том, что Генеральный план городского округа город Красноярск, утвержденный решением Красноярского городского Совета депутатов от 13 марта 2015 г. N 7-107, с учетом установленного им функционального зонирования, не позволяет отнести данный земельный участок к одной территориальной зоне, в материалы дела административным ответчиком или заинтересованным лицом - Главой города Красноярска, не представлено.
Действующее на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта правовое регулирование предусматривало в качестве одной из задач органов муниципальных образований при разработке правил землепользования и застройки согласование частных и публичных прав и интересов, установление между ними разумного и справедливого баланса, который достигается, в том числе путем законного установления случаев и порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд и предоставлением компенсации в связи с лишением собственника принадлежащего ему имущества (часть 1 статьи 30 ГрК РФ, статья 49, глава VII.1 ЗК РФ, статья 279 Гражданского кодекса Российской Федерации), в связи с чем не может быть принят во внимание довод апелляционной жалобы о невозможности осуществления строительства и реконструкции автомобильных дорог ввиду частичного нахождения земельных участков в собственности физических и юридических лиц.
Иные доводы апелляционной жалобы также не содержат сведений, свидетельствующих о нарушении судом норм материального права и на вывод суда о противоречии муниципального правового акта федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу, не влияют.
Таким образом, решение суда об удовлетворении административного иска является законным и обоснованным. Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для его отмены в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Красноярского краевого суда от 10 ноября 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Красноярского городского Совета депутатов без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 6 апреля 2017 г. N 53-АПГ17-5
Текст определения официально опубликован не был