Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 29 марта 2017 г. N 48-АПГ17-3
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.
судей Корчашкиной Т.Е. и Зинченко И.Н.
при секретаре Тимохине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Челябинской области о признании недействующим абзаца второго пункта 48 раздела 6 подпрограммы "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий" государственной программы Челябинской области "Обеспечение доступным и комфортным жильём граждан Российской Федерации" в Челябинской области на 2014 - 2020 годы, утверждённой постановлением Правительства Челябинской области от 22 октября 2013 года N 349-п, по апелляционной жалобе Правительства Челябинской области на решение Челябинского областного суда от 29 ноября 2016 года, которым административное исковое заявление прокурора Челябинской области удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., объяснения представителя Правительства Челябинской области Дульского И.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Правительства Челябинской области от 22 октября 2013 года N 349-п утверждена государственная программа Челябинской области "Обеспечение доступным и комфортным жильём граждан Российской Федерации" в Челябинской области на 2014 - 2020 годы. Данный нормативный правовой акт официально опубликован 11 апреля 2014 года в издании "Южноуральская панорама" N 51 (спецвыпуск N 13).
Приложением N 8 к указанной государственной программе является подпрограмма "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий", абзацем вторым пункта 48 раздела 6 которой предусмотрено, что приобретаемое жилое помещение (создаваемый объект индивидуального жилищного строительства) должно находиться на территории муниципального образования Челябинской области, предоставившего молодой семье свидетельство.
Прокурор Челябинской области обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании приведённой выше нормы, ссылаясь на то, что пунктом 38 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, являющихся приложением N 4 к подпрограмме "Обеспечение жильём молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2015 - 2020 годы", установлено, что приобретаемое жилое помещение должно находиться или строительство жилого дома должно осуществляться на территории субъекта Российской Федерации, орган исполнительной власти которого включил молодую семью - участницу подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты, тогда как оспариваемые положения регионального нормативного правового акта ограничивают данное право территорией муниципального образования области, в результате чего нарушается их право на свободу передвижения, что противоречит требованиям федерального законодательства.
Также прокурор указал, что реализация государственной программы Челябинской области "Обеспечение доступным и комфортным жильём граждан Российской Федерации" в Челябинской области на 2014 - 2020 годы осуществляется на условиях софинансирования, а использование средств федерального бюджета возможно лишь путём участия в региональной программе, поэтому введение иных положений, отличных от тех, которые установлены на федеральном уровне, в рамках региональной Программы недопустимо, субъектам Российской Федерации право дополнительного регулирования названных вопросов не предоставлено.
Решением Челябинского областного суда от 29 ноября 2016 года административное исковое заявление прокурора Челябинской области удовлетворено. Абзац второй пункта 48 раздела 6 подпрограммы "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий" государственной программы Челябинской области "Обеспечение доступным и комфортным жильём граждан Российской Федерации" в Челябинской области на 2014 - 2020 годы, утверждённой постановлением Правительства Челябинской области от 22 октября 2013 года N 349-п, признан противоречащим федеральному законодательству и не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе Правительство Челябинской области просит отменить решение суда первой инстанции, ссылаясь на то, что оспариваемая норма не ограничивает право молодой семьи на свободу передвижения в границах Российской Федерации, а также на приобретение за свой счёт жилого помещения (строительства жилого помещения) на территории любого муниципального образования любого субъекта Российской Федерации. Положения как федеральной подпрограммы, так и областной подпрограммы устанавливают условия получения молодой семьёй средств государственной поддержки и не могут рассматриваться как нарушение части 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации о праве граждан на свободу передвижения на территории Российской Федерации.
Абзац второй пункта 48 раздела 6 областной подпрограммы предусматривает приобретение жилого помещения, создание объекта индивидуального строительства на территории муниципального образования Челябинской области, то есть в пределах субъекта Российской Федерации, и не содержит запретов на приобретение жилых помещений в конкретном муниципальном образовании, следовательно, не противоречит требованиям, содержащимся в пункте 38 Правил федеральной подпрограммы.
Также податель жалобы указывает, что основными источниками финансирования областной подпрограммы являются средства областного и местного бюджетов, а также средства, поступившие из федерального бюджета в областной бюджет, которые направляются из областного бюджета как субсидии в местные бюджеты. Расходование муниципальными образованиями местных бюджетов на приобретение жилых помещений либо осуществление жилищного строительства молодыми семьями на территории иных муниципальных образований Челябинской области приведёт к нарушению норм, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокурором Челябинской области поданы возражения о несостоятельности доводов жалобы и законности судебного постановления.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации проверила законность оспариваемого судебного акта в соответствии со статьёй 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Изучив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам не находит оснований для отмены решения суда исходя из следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2015 - 2020 годы" утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2015 - 2020 годы, включающая мероприятия по оказанию государственной поддержки гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в рамках мероприятий по выполнению государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством, обеспечению жильём молодых семей и обеспечению жильём отдельных категорий граждан на основании решений Президента Российской Федерации и решений Правительства Российской Федерации.
Подпрограмма "Обеспечение жильём молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы предусматривает оказание государственной поддержки молодым семьям - участникам подпрограммы в улучшении жилищных условий путём предоставления им социальных выплат на приобретение или строительство жилья.
Пунктом 38 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, являющихся приложением N 4 подпрограммы "Обеспечение жильём молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, установлено, что приобретаемое жилое помещение должно находиться или строительство жилого дома должно осуществляться на территории субъекта Российской Федерации, орган исполнительной власти которого включил молодую семью-участницу подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты.
Постановлением Правительства Челябинской области от 22 октября 2013 года N 349-п утверждена государственная программа Челябинской области "Обеспечение доступным и комфортным жильём граждан Российской Федерации" в Челябинской области на 2014 - 2020 годы.
Приложением N 8 к указанной государственной программе Челябинской области является подпрограмма "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий", пунктом 11 которой предусмотрено, что в качестве механизма предоставления социальной выплаты молодой семье используется свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, которое выдаётся органом местного самоуправления, принявшим решение об участии молодой семьи в подпрограмме.
В соответствии с абзацем вторым пункта 48 раздела 6 подпрограммы "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий" государственной программы Челябинской области "Обеспечение доступным и комфортным жильём граждан Российской Федерации" в Челябинской области на 2014 - 2020 годы приобретаемое жилое помещение (создаваемый объект индивидуального жилищного строительства) должно находиться на территории муниципального образования Челябинской области, предоставившего молодой семье свидетельство.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что названная выше подпрограмма Челябинской области действует в рамках подпрограммы "Обеспечение жильём молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы и что оспариваемое положение регионального нормативного правового акта в рамках реализации областной программы противоречит требованиям федерального законодательства, поскольку ограничивает право граждан на свободу передвижения территорией муниципального образования Челябинской области, предоставившего молодой семье указанное выше свидетельство. Также суд исходил из того, что использование средств федерального бюджета для обеспечения жильём молодых семей возможно лишь путём участия в региональной программе, положения которой не должны отличаться от тех, которые установлены на федеральном уровне.
Выводы суда, положенные в основу обжалуемого решения, являются правильными, соответствуют положениям действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы о том, что оспариваемая норма не ограничивает право молодой семьи на свободу передвижения в случае приобретения жилого помещения за свой счёт на территории любого муниципального образования в РФ не свидетельствуют о незаконности решения суда, поскольку в оспариваемой норме урегулированы вопросы предоставления молодой семье социальных выплат на приобретение (строительство) жилья, в том числе с использованием средств федерального бюджета. При этом законодатель субъекта ввёл дополнительные ограничения, которые также противоречат положениям части 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации, статьи 1 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации", согласно которым каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы о том, что расходование муниципальными образованиями местных бюджетов на приобретение жилых помещений либо осуществление жилищного строительства молодыми семьями на территории иных муниципальных образований Челябинской области приведёт к нарушению норм, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", нельзя признать обоснованными, так как в случае включения в подпрограмму "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий" государственной программы Челябинской области "Обеспечение доступным и комфортным жильём граждан Российской Федерации" в Челябинской области на 2014 - 2020 годы положений о приобретении молодыми семьями жилых помещений либо осуществления жилищного строительства на территории иных муниципальных образований Челябинской области не приведёт к нарушению прав муниципального образования, выдавшего свидетельство о праве на получение социальной выплаты, поскольку эти бюджетные полномочия установлены статьями 9, 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации и исполняются в силу требований статей 7, 53 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Другие доводы, приведённые в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда, сводятся к несогласию с ними и иной оценке содержания оспариваемой нормы на предмет её соответствия федеральному законодательству, а также ошибочному толкованию норм материального права, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене не имеется.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Челябинского областного суда от 29 ноября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Корчашкина Т.Е. |
|
Зинченко И.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 29 марта 2017 г. N 48-АПГ17-3
Текст определения официально опубликован не был