Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 30 марта 2017 г. N 46-АПГ17-9
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Зинченко И.Н.
при секретаре Горенко А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе министерства имущественных отношений Самарской области на решение Самарского областного суда от 12 декабря 2016 г., которым удовлетворено административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Мясокомбинат "Тольяттинский" о признании недействующим в части Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2016 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2015 г. N 3033.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., объяснения представителя министерства имущественных отношений Самарской области Сараева И.С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителей общества с ограниченной ответственностью "Мясокомбинат "Тольяттинский" Кима К.Б., Ткачёва А.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Агбашяна К.И., полагавшего решение суда оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
министерство имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство) приказом от 30 ноября 2015 г. N 3033 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год" (далее - приказ N 3033) утвердило перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2016 год (далее - Перечень).
Приказ N 3033 опубликован на официальном сайте Министерства www.mio.samregion.ru в подразделе "Законодательные инициативы" раздела "Законодательство" в день его принятия.
В указанный Перечень включены принадлежащие административному истцу нежилые помещения:
под пунктом 21405 нежилое помещение с кадастровым номером 63:09:0102160:854, площадью 3 810,1 кв.м, расположенное по адресу: Самарская обл., г.о. Тольятти, Автозаводский р-н, ул. Коммунальная, д. 26, б/н (1004);
под пунктом 21406 нежилое помещение с кадастровым номером 63:09:0102160:855 площадью 4 214,9 кв.м, расположенное по адресу: Самарская обл., г.о. Тольятти, Автозаводский р-н, ул. Коммунальная, д. 26. Указанные помещения расположены в нежилом здании, которое согласно кадастровому паспорту имеет назначение - административный бытовой корпус.
Общество с ограниченной ответственностью "Мясокомбинат "Тольяттинский" (далее - Общество) обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими пунктов 21405, 21406 Перечня.
В обоснование заявленных требований Общество указало, что включённые в названные пункты Перечня помещения, принадлежащие Обществу на праве собственности, не обладают указанными в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) признаками объекта, в отношении которого налоговая база по налогу на имущество организаций исчисляется исходя из кадастровой стоимости. Включение данных зданий в Перечень неправомерно возлагает на Общество обязанность по уплате налога на имущество организаций в завышенном размере.
Решением Самарского областного суда от 12 декабря 2016 г. административное исковое заявление Общества удовлетворено.
Пункты 21405 и 21406 Перечня признаны не действующими, со дня его принятия.
В апелляционной жалобе, с учётом дополнений к апелляционной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить указанный судебный акт и принять по административному делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления Общества.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Обществом и прокуратурой Самарской области представлены возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на неё, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Исходя из положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 2.3 положения о министерстве имущественных отношений Самарской области, утвержденного постановлением правительства Самарской области от 20 июня 2007 г. N 79, пункта 2 постановления правительства Самарской области от 25 ноября 2014 г. N 719 "Об определении состава сведений, подлежащих включению в перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", суд первой инстанции правильно установил, что приказ N 3033, которым утвержден Перечень, принят уполномоченным органом.
Оспариваемый нормативный правовой акт принят в форме, предусмотренной пунктом 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 г. N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области", и официально опубликован в предусмотренный пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ срок.
Пункты 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации содержат понятие административно-делового центра, торгового центра (комплекса) и основные признаки названных объектов налогообложения.
Так, административно-деловым центром признается, в частности, отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения.
Здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Под торговым центром (комплексом) понимается, в частности, отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 4.1 статьи 378.2 НК РФ в целях указанной статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение) может быть одновременно признано административно-деловым центром и торговым центром (комплексом).
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, в Перечень включены принадлежащие административному истцу нежилые помещения:
под пунктом 21405 нежилое помещение с кадастровым номером 63:09:0102160:854, площадью 3 810,1 кв.м, расположенное по адресу: Самарская обл., г.о. Тольятти, Автозаводский р-н, ул. Коммунальная, д. 26, б/н (1004);
под пунктом 21406 нежилое помещение с кадастровым номером 63:09:0102160:855 площадью 4 214,9 кв.м, расположенное по адресу: Самарская обл., г.о. Тольятти, Автозаводский р-н, ул. Коммунальная, д. 26, б/н (1001). Указанные помещения расположены в комплексе зданий соединенных между собой галереями.
Судом установлено, что на названные объекты недвижимости отсутствуют сведения о кадастровом номере земельного участка, в пределах которого они находятся. Расположенные по близости объекты недвижимости по адресу: Самарская обл., г.о. Тольятти, Автозаводский р-н, ул. Коммунальная, д. 24 находятся на земельном участке, имеющем вид разрешенного использования - для дальнейшей эксплуатации зданий в соответствии с градостроительным регламентом зоны N ПК-2, которая предназначена для размещения новых и расширения (реконструкции) существующих промышленных предприятий, научно-производственных учреждений, складских помещений, учреждений транспортного и жилищно-коммунального хозяйства, предприятий оптовой и мелкооптовой торговли, для размещения сооружений и коммуникаций энергообеспечения, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки стоков, для размещения объектов связи.
В ходе рассмотрения дела установлено, что указанные нежилые помещения включены в Перечень на основании сведений об объекте недвижимости, в котором они расположены, с учётом того, что данное здание имеет наименование "административно-бытовой корпус с переходной галереей".
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений утверждён постановлением правительства Самарской области N 402 от 25 июля 2016 г. (далее - Порядок).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что административный истец 23 августа 2016 г. обращался в министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением об исключении принадлежащих ему объектов недвижимости с кадастровыми номерами 63:09:0102160:854, 63:09:0102160:855 из Перечня.
Министерством отказано административному истцу в исключении указанных объектов недвижимости из Перечня, поскольку в соответствии с пунктом 12 Порядка решение о включении данных объектов было принято на основании сведений о здании, в котором они расположены. В соответствии с кадастровым паспортом данное здание является административно-бытовым корпусом с переходной галерей, что послужило основанием для отнесения нежилых помещений с кадастровыми номерами 63:09:0102160:854, 63:09:0102160:855 расположенных в нём к объектам административно - бытового назначения.
Суд пришёл к выводу о том, что акты осмотра указанных нежилых помещений и фототаблицы представленные в материалы дела ГБУ Самарской области "Региональный центр недвижимости" не подтверждают фактическое использование этих объектов недвижимости в целях административного или бытового назначения.
Из данных актов усматривается, что нежилые помещения с кадастровыми номерами 63:09:0102160:854, 63:09:0102160:855 функционально неотделимы от единого производственного комплекса и входят в его состав в качестве мест размещения персонала, объектов хозяйственного назначения.
Кроме того, судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что здание, в котором расположены указанные нежилые помещения, расположено на территории, в отношении которой действует пропускной и внутриобъектный режимы, что исключает свободный доступ неограниченного числа лиц на спорные объекты.
Суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том что административным ответчиком не доказан факт соответствия объектов недвижимости, принадлежащих на праве собственности ООО "Мясокомбинат "Тольяттинский", критериям, перечисленным в ст. 378 НК РФ, при определении налоговой базы как кадастровой стоимости имущества.
Вывод суда о признании не действующим Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2016 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2015 г. N 3033 в части пунктов 21405 и 21406 с момента принятия этого акта согласуется с положениями части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и является правильным.
Доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену решения суда, они аналогичны позиции административного ответчика в суде первой инстанции, которой дана надлежащая оценка судом первой инстанции, что нашло мотивированное, обстоятельное отражение в судебном акте.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 177, 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Самарского областного суда от 12 декабря 2016 г., оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства имущественных отношений Самарской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Корчашкина Т.Е. |
|
Зинченко И.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 30 марта 2017 г. N 46-АПГ17-9
Текст определения официально опубликован не был