Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 13 апреля 2017 г. N 18-АПГ17-2
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.
судей Абакумовой И.Д., Никифорова С.Б.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ИВ-консалтинг" о признании недействующим приказа Региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 13 июля 2016 г. N 18/2016-вк "О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 27 ноября 2015 г. N 78/2015-окк "Об установлении тарифов на питьевую воду, водоотведение", по апелляционной жалобе Региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края и апелляционному представлению прокуратуры Краснодарского края на решение Краснодарского краевого суда от 30 ноября 2016 г., которым заявление удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "ИВ-консалтинг" Шахминой Е.Л., представителя Региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края Уланова Р.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
общество с ограниченной ответственностью "ИВ-консалтинг" (далее - ООО "ИВ-консалтинг") обратилось в Краснодарский краевой суд с заявлением о признании недействующим приказа Региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 13 июля 2016 г. N 18/2016-вк "О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 27 ноября 2015 г. N 78/2015-окк "Об установлении тарифов на питьевую воду, водоотведение".
В обоснование заявленного требования ООО "ИК-консалтинг" сослалось на то, что приказом РЭК Краснодарского края от 13 июля 2016 г N 18/2016-вк изменены тарифы на воду, установленные для данной организации, без экономического обоснования и в нарушение порядка пересмотра тарифа, что привело к невозможности исполнения производственной программы, оперативного устранения аварийных ситуаций, ухудшению технического состояния сетей водоснабжения.
Решением Краснодарского краевого суда от 30 ноября 2016 г. административное исковое заявление удовлетворено частично. Оспариваемый приказ признан недействующим со дня принятия судом решения.
Не согласившись с решением суда, Региональная энергетическая комиссия - департамента цен и тарифов Краснодарского края и прокуратура Краснодарского края обратились в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации с апелляционной жалобой и апелляционным представлением, в которых просят указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм права.
Относительно апелляционной жалобы и апелляционного представления Администрация Краснодарского края представила отзыв.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы Администрация Краснодарского края и прокуратура Краснодарского края в судебное заседание не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления, отзыва на них, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц и заключение прокурора, Судебная коллегия установила следующее.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении).
Согласно статье 2 Закона о водоснабжении и водоотведении под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).
В силу статьи 31 указанного закона холодное водоснабжение относится к регулируемым видам деятельности. В сфере холодного водоснабжения регулированию подлежит, в том числе тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение).
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о водоснабжении и водоотведении одним из методов регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения является метод экономически обоснованных расходов (затрат). Расчет осуществляется с учетом экономически обоснованных расходов (затрат), необходимых для реализации инвестиционных и производственных программ.
В целях реализации положений вышеуказанного Закона в части регулирования деятельности и тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения Правительством Российской Федерации 13 мая 2013 г. принято постановление N 406, которым утверждены, в том числе Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов).
Частью 2 статьи 32 Закона о водоснабжении и водоотведении определено, что порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения с применением методов регулирования тарифов устанавливается Основами ценообразования в силу пунктов 2, 32 которых и пунктов 8, 9 Правил регулирования тарифов, тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) устанавливаются органами регулирования до начала очередного периода регулирования, но не позднее 20 декабря года, предшествующего началу очередного периода регулирования, и вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее одного года.
Согласно пункту 23 Основ ценообразования, при определении фактических значений расходов орган регулирования тарифов использует данные бухгалтерской и статистической отчетности регулируемой организации за соответствующий год, а также данные, полученные по результатам мероприятий по контролю.
В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и иного объема отпуска воды. Указанные объемы определяются в соответствии с методическими указаниями исходя из фактического отпуска воды за последний отчетный год и динамики отпуска воды за последние 3 года.
Пунктом 24 Основ ценообразования предусмотрено, что необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.
Согласно пункту 38 Основ ценообразования при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на очередной период регулирования: производственных расходов; ремонтных расходов, включая расходы на текущий и капитальный ремонт; административных расходов; сбытовых расходов гарантирующих организаций; расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов; расходов на арендную плату, лизинговые платежи, концессионную плату с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 44 настоящего документа; расходов, связанных с оплатой налогов и сборов; нормативной прибыли; расчетной предпринимательской прибыли гарантирующей организации.
Согласно материалам дела ООО "ИВ-консалтинг" является организацией, осуществляющей холодное водоснабжение на территории Кущевского района Краснодарского края.
Приказом Региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края (далее - РЭК Краснодарского края) от 27 ноября 2015 г. N 78/2015-окк, являющейся органом исполнительной власти Краснодарского края, уполномоченным осуществлять государственное регулирование тарифов в сфере горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, с учетом изменений внесенных приказом Федеральной антимонопольной службы от 15 июня 2016 г. N 15/2016-ВК, для ООО "ИВ-консалтинг" установлены тарифы на питьевую воду и водоотведение на долгосрочный период регулирования 2016-2018 годы.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "приказа Федеральной антимонопольной службы от 15 июня 2016 г. N 15/2016-ВК" имеется в виду "приказ Региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 15 июня 2016 г. N 15/2016-ВК"
При регулировании тарифов применен метод экономически обоснованных расходов (затрат).
При установлении тарифов обществом были заявлены, в том числе расходы на аренду транспортных средств в размере 4 135 тыс. руб.
Данные расходы были признаны РЭК Краснодарского края экономически обоснованными и приняты органом регулирования при установлении тарифов.
Согласно подпункту "а" пункта 16 Основ ценообразования при установлении тарифов из необходимой валовой выручки исключаются экономически не обоснованные доходы прошлых периодов регулирования, включая доходы, связанные с нарушениями законодательства Российской Федерации при установлении и применении регулируемых тарифов, в том числе выявленные в результате проверок и мероприятий по контролю.
Приказом РЭК Краснодарского края от 13 июля 2016 г N 18/2016-вк "О внесении изменений в приказ региональной энергетической комиссии - департамент цен и тарифов Краснодарского края от 27 ноября 2015 г. N 78/2015-окк "Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение" уменьшен тариф на оказываемые ООО "ИВ-консалтинг" услуги водоснабжения с 87,53 руб./м3 до 82,03 руб./м3 без НДС, а также снижен объем финансовых потребностей, необходимый для реализации производственной программы организации до 135 368,42 тыс. руб.
Согласно выписке из протокола заседания правления РЭК Краснодарского края от 13 июля 2016 г. N 28 основанием для внесения указанных изменений послужил протест прокуратуры Краснодарского края от 30 июня 2016 г. N 7/1-12-2016 и результаты его рассмотрения регулирующим органом, согласно которым, установленный пунктом 1 приложения N 1 приказа от 27 ноября 2015 г. N 78/2015-окк тариф был принят с нарушением действующего законодательства.
Орган регулирования произвел перерасчет тарифа на холодное водоснабжение для ООО "ИВ-консалтинг", исключив затраты, связанные с арендой транспортных средств.
Однако какие-либо иные, помимо протеста прокурора, документы, подтверждающие экономическую обоснованность внесения указанных изменений в утвержденных ранее тариф, в том числе соответствующее экспертное заключение, в материалы дела не представлены.
Рассматривая доводы заявителя о нарушении порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, суд установил следующее.
Оспариваемым приказом РЭК Краснодарского края тарифы на питьевую воду и водоотведение установлены для ООО "ИВ-консалтинг" на долгосрочный период регулирования 2016-2018 годы.
Согласно пункту 33 Основ ценообразования, долгосрочные тарифы устанавливаются методом доходности инвестиционного капитала и методом индексации на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов. Указанные параметры не подлежат пересмотру в течение долгосрочного периода регулирования, за исключением случаев их пересмотра по следующим основаниям:
а) вступившее в законную силу решение суда, предусматривающее необходимость пересмотра долгосрочных параметров регулирования тарифов;
б) решение федерального органа регулирования тарифов, принятое по итогам рассмотрения разногласий или рассмотрения в досудебном порядке споров;
в) решение федерального органа регулирования тарифов об отмене решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (далее - региональный орган регулирования тарифов) об утверждении тарифов, принятое с нарушением законодательства Российской Федерации (предписания);
г) решение регионального органа регулирования тарифов об отмене противоречащего законодательству Российской Федерации решения органа местного самоуправления об установлении тарифов;
д) исполнение предписания федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, предусмотренного пунктом 59 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. N 400 "О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации";
е) решение регионального органа регулирования тарифов в отношении организаций, которые в течение текущего периода регулирования приобрели (реализовали) объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и (или) получили права владения и (или) пользования такими системами и (или) объектами на основании концессионного соглашения, договора аренды;
ж) решение регионального органа регулирования тарифов, принятое в связи с изменением в течение периода регулирования системы налогообложения регулируемой организации.
Административным ответчиком не представлено суду доказательств, подтверждающих наличие обстоятельств, предусмотренных пунктом 33 Основ ценообразования, которые бы позволяли пересмотреть в течение долгосрочного периода регулирования параметры регулирования тарифов.
Как указывалось выше, согласно пункту 9 Правил регулирования тарифов, тарифы вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее одного года.
Действие настоящего пункта на распространяется на решения органов регулирования тарифов о приведении ранее принятых решений об установлении тарифов в соответствие с законодательством Российской Федерации или о приведении размеров тарифов в соответствие с предельными индексами, утвержденными федеральным органом регулирования тарифов.
Доводы административного ответчика, заинтересованного лица и прокурора о том, что оспариваемый приказ РЭК Краснодарского края издан в связи с приведением ранее принятого решения об установлении тарифов в соответствие с законодательством Российской Федерации, что подтверждается исполнением протеста прокурора от 30 июня 2016 г. N 7/1-12-2016, являются необоснованными, поскольку приведение ранее принятых решений об установлении тарифов в соответствие с законодательством Российской Федерации не может осуществляться в нарушение порядка изменения тарифов, который также определяется законодательством Российской Федерации.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Краснодарского краевого суда от 30 ноября 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края и апелляционное представление прокуратуры Краснодарского края - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 13 апреля 2017 г. N 18-АПГ17-2
Текст определения официально опубликован не был