Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 17 апреля 2017 г. N 83-АПГ17-4
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Зинченко И.Н.
судей Горчаковой Е.В. и Корчашкиной Т.Е.
рассмотрела административное дело по апелляционной жалобе Ивашина Ю.Н. на решение Брянского областного суда от 1 декабря 2016 года, которым частично удовлетворён его административный иск об оспаривании в части Закона Брянской области от 3 июля 2010 года N 54-З "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Брянской области" в редакции Закона Брянской области от 6 апреля 2016 года N 29-З.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
24 июня 2010 года Брянской областной Думой принят и 3 июля 2010 года губернатором Брянской области подписан Закон Брянской области N 54-З "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Брянской области". Данный закон официально опубликован 10 июля 2010 года в издании информационный бюллетень "Официальная Брянщина" N 7.
31 марта 2016 года Брянской областной Думой принят и 6 апреля 2016 года губернатором Брянской области подписан Закон Брянской области N 29-З "О внесении изменений в Закон Брянской области "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Брянской области". Данный закон опубликован 6 апреля 2016 года на официальном интернет-портале правовой информации pravo.gov.ru.
Согласно абзацу пятому статьи 4 Закона Брянской области "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Брянской области" в редакции Закона Брянской области от 6 апреля 2016 года N 29-З регулярность движения - отношение количества фактически выполненных рейсов к количеству рейсов в соответствии с установленным расписанием, выраженное в процентах.
Согласно пункту 4 статьи 10 указанного закона Брянской области в этой же редакции установление, отмена и изменение межмуниципальных и муниципальных маршрутов регулярных перевозок осуществляется уполномоченными органами с учётом анализа данных обследования пассажиропотоков, планов строительства объектов жилищного фонда, социального и торгового назначения, объектов дорожной инфраструктуры, предложений органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, а также в целях оптимизации маршрутной сети и повышения качества транспортного обслуживания населения, в порядках, установленных соответственно Правительством Брянской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Брянской области.
Согласно абзацу первому пункта 1 статьи 11 этого же закона Брянской области в той же редакции создание, размещение, обустройство и содержание объектов транспортной инфраструктуры и поддержание их в надлежащем состоянии осуществляется исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в пользовании которых находятся указанные объекты.
Согласно подпунктам 1, 2 и 8 статьи 14 того же закона Брянской области в той же редакции к осуществлению перевозок по нерегулируемым тарифам устанавливаются следующие требования:
1) устанавливаемый перевозчиком тариф вводится с начала календарного года сроком действия не менее одного года;
2) в срок не позднее 1 августа года, предшествующего году, в котором планируется изменение тарифа, перевозчик направляет уведомление об изменении тарифа в адрес уполномоченного органа в сфере транспортного обслуживания населения, уполномоченного органа по установлению регулируемых тарифов;
8) перевозчик обязан обеспечить наличие в салоне транспортного средства исправного видеорегистратора наружного и внутреннего наблюдения, обеспечивающего режим непрерывной записи не менее 12 последних часов.
Согласно подпунктам 2-7 статьи 15 оспариваемого закона Брянской области в той же редакции уполномоченный орган Брянской области в сфере транспортного обслуживания населения или уполномоченный орган местного самоуправления муниципального образования, выдавшие свидетельство, обращаются в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок при наступлении следующих обстоятельств:
2) непредставление уполномоченному органу более двух раз в течение одного года перевозчиком сведений (информации), предоставление которых предусмотрено Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
3) нарушение более двух раз в течение года перевозчиком при осуществлении предусмотренных свидетельством об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок одного или нескольких требований к осуществлению регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам;
4) выявление более двух раз в течение года использования перевозчиком транспортного средства, не предусмотренного свидетельством об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок;
5) регулярность движения транспортных средств по маршрутам в течение месяца в отсутствие причин, не зависящих от перевозчика, составляет менее 90 процентов от количества рейсов, определённых расписанием движения;
6) неисполнение перевозчиком более двух раз в течение года претензий уполномоченного органа об устранении выявленных нарушений, установленных требований к осуществлению регулярных перевозок автомобильным транспортом по нерегулируемым тарифам;
7) наличие сведений, подтверждающих управление водителем транспортным средством по маршруту регулярных перевозок в состоянии опьянения.
Индивидуальный предприниматель Ивашин Ю.Н. обратился в суд с административным иском о признании недействующими следующих норм оспариваемого закона Брянской области в редакции Закона Брянской области от 6 апреля 2016 года N 29-З: абзаца пятого статьи 4; пункта 4 статьи 10 в той мере, в которой содержащееся в нём положение о целях оптимизации маршрутной сети по смыслу, придаваемому ему уполномоченными органами, является основанием установления, отмены и изменения межмуниципальных и муниципальных маршрутов регулярных перевозок; абзаца первого пункта 1 статьи 11 в части возложения обязанности по созданию, размещению, обустройству и содержанию объектов транспортной инфраструктуры и поддержанию их в надлежащем состоянии на юридических и физических лиц, в пользовании которых находятся указанные объекты; подпунктов 1, 2 и 8 статьи 14; подпунктов 2-7 статьи 15.
В обоснование заявленных требований административный истец ссылался на следующие обстоятельства:
абзац пятый статьи 4 оспариваемого закона Брянской области в редакции Закона Брянской области от 6 апреля 2016 года N 29-З противоречит пункту 5 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года N 112, а также приложению N 1 "Расписание" к форме бланка свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, утверждённого приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 10 ноября 2015 года N 331;
пункт 4 статьи 10 указанного закона Брянской области в этой же редакции в оспариваемой части вызывает неоднозначное толкование, допускающее использование при правоприменении понятия "оптимизация" не как цель установления, отмены и изменения межмуниципальных и муниципальных маршрутов регулярных перевозок, а как основание их установления, отмены и изменения;
абзац первый пункта 1 статьи 11 этого же закона Брянской области в той же редакции в оспариваемой части противоречит статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации;
подпункты 1 и 2 статьи 14 оспариваемого закона Брянской области в редакции Закона Брянской области от 6 апреля 2016 года N 29-З противоречит подпункту 18 части 1 статьи 3 Федерального закона "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации", а также положениям частей 1 и 2 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции";
подпункт 8 статьи 14 оспариваемого закона Брянской области в редакции Закона Брянской области от 6 апреля 2016 года N 29-З противоречит пункту 8 статьи 4, пункту 8 части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции", положениям пунктов 1 и 16 Технического регламента Таможенного союза 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств", принятого решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года N 877, а также целям Закона Брянской области "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Брянской области";
подпункт 2 статьи 15 оспариваемого закона Брянской области в редакции Закона Брянской области от 6 апреля 2016 года N 29-З противоречит части 2 статьи 2 и пункту 5 части 5 статьи 29 Федерального закона "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации";
подпункт 3 статьи 15 оспариваемого закона Брянской области в редакции Закона Брянской области от 6 апреля 2016 года N 29-З противоречит пункту 1 части 5 статьи 29 Федерального закона "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации";
подпункт 4 статьи 15 оспариваемого закона Брянской области в редакции Закона Брянской области от 6 апреля 2016 года N 29-З противоречит части 5 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
подпункт 5 статьи 15 оспариваемого закона Брянской области в редакции Закона Брянской области от 6 апреля 2016 года N 29-З противоречит пункту 1 части 5 статьи 29 Федерального закона "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации", пункту 5 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года N 112, а также приложению N 1 "Расписание" к форме бланка свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, утверждённого приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 10 ноября 2015 года N 331;
подпункт 6 статьи 15 оспариваемого закона Брянской области в редакции Закона Брянской области от 6 апреля 2016 года N 29-З вызывает неоднозначное толкование, допускает произвольное правоприменение;
подпункт 7 статьи 15 оспариваемого закона Брянской области в редакции Закона Брянской области от 6 апреля 2016 года N 29-З противоречит пункту 5 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2012 года N 280, а также пункту 1 части 11 статьи 19, пункту 2 части 1 статьи 20 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Решением Брянского областного суда от 1 декабря 2016 года административный иск Ивашина Ю.Н. удовлетворён частично: недействующим со дня вступления решения суда в законную силу признан абзац первый пункта 1 статьи 11 Закона Брянской области "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Брянской области" в редакции Закона Брянской области от 6 апреля 2016 года N 29-З, в удовлетворении административного иска в остальной части отказано.
В апелляционной жалобе Ивашин Ю.Н. просит отменить решение суда в той части, в которой ему отказано в удовлетворении его административных исковых требований, и принять по данным требованиям новое решение.
Относительно доводов апелляционной жалобы Брянской областной Думой, Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Брянской области и прокуратурой Брянской области представлены возражения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменного заключения прокурора Генеральной прокуратуры Степановой Л.Е., полагавшей, что решение суда подлежит отмене в той части, в которой Ивашину Ю.Н отказано в удовлетворении его административных исковых требований, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующим выводам.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований Ивашина Ю.Н. о признании недействующими подпунктов 1, 2 и 8 статьи 14 Закона Брянской области "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Брянской области" в редакции Закона Брянской области от 6 апреля 2016 года N 29-З, суд первой инстанции исходил из того, что установление законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации требований к осуществлению перевозок по нерегулируемым тарифам допускается в соответствии с частью 4 статьи 17 Федерального закона "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации", поэтому указанные нормы нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречат. Кроме этого, подпункт 8 статьи 14 Закона Брянской области "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Брянской области" в редакции Закона Брянской области от 6 апреля 2016 года N 29-З направлен на обеспечение безопасности дорожного движения согласно Федеральному закону от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований Ивашина Ю.Н. о признании недействующими подпунктов 2 и 7 статьи 15 Закона Брянской области от 3 июля 2010 года N 54-З "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Брянской области" в редакции Закона Брянской области от 6 апреля 2016 года N 29-З, суд первой инстанции исходил из того, что указанные нормы приняты в соответствии с пунктом 5 части 5 статьи 29 Федерального закона "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации", согласно которому уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, выдавший свидетельство, обращается в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок при наступлении хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в пунктах 1-4 настоящей статьи, а также при наступлении иных обстоятельств, предусмотренных соглашением об организации регулярных перевозок между субъектами Российской Федерации (в отношении смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок) или законом субъекта Российской Федерации (в отношении межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок и муниципальных маршрутов регулярных перевозок).
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с приведёнными выводами суда первой инстанции не согласна, считает их основанными на неверном толковании норм материального права.
В соответствии с абзацем вторым пункта 1 и пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 199 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации до принятия федеральных законов.
Законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации осуществляет законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт "б" пункта 1 статьи 5 указанного федерального закона).
Полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и соглашениями о передаче осуществления части полномочий между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также законами субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 26.1 этого же федерального закона).
Согласно подпункту 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, осуществления регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулирует Федеральный закон "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации".
Согласно частям 1-3 статьи 2 данного федерального закона законодательство Российской Федерации в области организации регулярных перевозок состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов, регулирующих отношения по организации регулярных перевозок, и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные нормативными правовыми актами, указанными в части 1 настоящей статьи, регулируются законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные нормативными правовыми актами, указанными в частях 1 и 2 настоящей статьи, регулируются муниципальными нормативными правовыми актами.
Статьёй 14 Закона Брянской области "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Брянской области" в редакции Закона Брянской области от 6 апреля 2016 года N 29-З установлены требования к осуществлению перевозок по нерегулируемым тарифам.
Подпунктами 1 и 2 данной статьи предусмотрено, что устанавливаемый перевозчиком тариф вводится с начала календарного года сроком действия не менее одного года, а в срок не позднее 1 августа года, предшествующего году, в котором планируется изменение тарифа, перевозчик направляет уведомление об изменении тарифа в адрес уполномоченного органа в сфере транспортного обслуживания населения, уполномоченного органа по установлению регулируемых тарифов.
Согласно пункту 16 части 1 статьи 3 Федерального закона "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации" регулярные перевозки могут быть организованы по регулируемым или по нерегулируемым тарифам.
Регулярные перевозки по регулируемым тарифам - регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утверждённых в установленном порядке (пункт 17 части 1 указанной статьи).
Регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам - регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком (пункт 18 части 1 этой же статьи).
Организация регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам регламентирована статьёй 17 Федерального закона "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации".
В данной статье закреплено установление уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными органами местного самоуправления наряду с указанными в части 1 статьи 14 настоящего федерального закона маршрутами регулярных перевозок смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок, межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок, муниципальных маршрутов регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам, подтверждение права осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок, а также количество выдаваемых карт муниципального маршрута регулярных перевозок, межмуниципального маршрута регулярных перевозок, смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок.
Кроме того, в указанной статье предусмотрено установление законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом требований к осуществлению перевозок по нерегулируемым тарифам.
Из приведённых положений статьи 17 Федерального закона "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации" следует, что положения данной статьи регламентируют именно организацию регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам, устанавливают требования к осуществлению таких перевозок, в том числе, с оговоркой о том, что установление требований к осуществлению регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам допускается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом. Однако, указанными нормами органы государственной власти субъектов Российской Федерации не уполномочены на регулирование тарифов данного вида регулярных перевозок, в том числе указанными нормами органы государственной власти субъектов Российской Федерации не уполномочены на регламентацию срока, с которого вводится устанавливаемый перевозчиком тариф, срока действия устанавливаемого перевозчиком тарифа, а также срока и порядка направления перевозчиком уведомления об изменении тарифа.
Доводы суда первой инстанции о том, что в подпунктах 1 и 2 статьи 14 Закона Брянской области "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Брянской области" в редакции Закона Брянской области от 6 апреля 2016 года N 29-З установлены лишь ограничения, которые не затрагивают прав перевозчиков самостоятельно устанавливать тарифы, противоречат правовой природе регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам, как вида регулярных перевозок, поскольку нерегулируемые тарифы по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок таким образом в Брянской области урегулированы. Установление таких требований к осуществлению регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, что запрещается частью 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции". Установление в Брянской области, среди прочего, запрета на снижение перевозчиком тарифа в течение календарного года и запрета на изменение перевозчиком тарифа без уведомления об этом в установленный законом срок уполномоченного органа в сфере транспортного обслуживания населения, уполномоченного органа по установлению регулируемых тарифов препятствует осуществлению предпринимательской деятельности.
Таким образом, подпункты 1 и 2 статьи 14 Закона Брянской области "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Брянской области" в редакции Закона Брянской области от 6 апреля 2016 года N 29-З противоречат пункту 18 части 1 статьи 3, части 4 статьи 17 Федерального закона "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации", а также части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции", в связи с чем, подлежат признанию недействующими.
Другим требованием к осуществлению регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам, предусмотренным подпунктом 8 статьи 14 Закона Брянской области "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Брянской области" в редакции Закона Брянской области от 6 апреля 2016 года N 29-З, является требование о том, что перевозчик обязан обеспечить наличие в салоне транспортного средства исправного видеорегистратора наружного и внутреннего наблюдения, обеспечивающего режим непрерывной записи не менее 12 последних часов.
На федеральном уровне требования к наличию видеорегистратора, как обязательного условия для осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок, не установлено ни Федеральным законом "О безопасности дорожного движения", ни Государственным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 51825-2001 "Услуги пассажирского автомобильного транспорта. Общие требования", принятого постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 14 ноября 2001 года N 461-ст, ни Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 018/2011 "О безопасности колёсных транспортных средств", ни другим нормативным правовым актом.
Частями 2 и 4 статьи 19 Федерального закона "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации" предусмотрено, что свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок. По результатам открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок выдаются победителю этого конкурса.
Оценка и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок регламентированы статьёй 24 указанного федерального закона, согласно которой заявки на участие в открытом конкурсе представляются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, уполномоченными участниками договора простого товарищества (часть 1). Требования к содержанию, в том числе к описанию, предложения участника открытого конкурса, к форме и составу заявки на участие в открытом конкурсе устанавливаются организатором открытого конкурса (часть 2). Оценка и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе осуществляются по установленным критериям, в числе которых влияющие на качество перевозок характеристики транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок (наличие кондиционера, низкого пола, оборудования для перевозок пассажиров с ограниченными возможностями передвижения, пассажиров с детскими колясками и иные характеристики) (пункт 3 части 3).
Коль скоро из вышеизложенного следует, что установленное подпунктом 8 статьи 14 Закона Брянской области "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Брянской области" в редакции Закона Брянской области от 6 апреля 2016 года N 29-З требование к характеристике транспортного средства обязательным условием для осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок не является, следовательно, указанная характеристика может являться одним из критериев при оценке и сопоставлении заявок на участие в открытом конкурсе на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок, а не условием осуществления таких перевозок вообще.
Таким образом, подпункт 8 статьи 14 Закона Брянской области "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Брянской области" в редакции Закона Брянской области от 6 апреля 2016 года N 29-З противоречит части 4 статьи 17 и пункту 3 части 3 статьи 24 Федерального закона "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации".
Статьёй 15 Закона Брянской области "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Брянской области" в редакции Закона Брянской области от 6 апреля 2016 года N 29-З установлены обстоятельства, при наступлении которых орган, выдавший свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, обращается в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства.
Согласно подпунктам 2 и 7 указанной статьи уполномоченный орган Брянской области в сфере транспортного обслуживания населения или уполномоченный орган местного самоуправления муниципального образования, выдавшие свидетельство, обращаются в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок при непредставлении уполномоченному органу более двух раз в течение одного года перевозчиком сведений (информации), предоставление которых предусмотрено Федеральным законом "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации", а также при наличии сведений, подтверждающих управление водителем транспортным средством по маршруту регулярных перевозок в состоянии опьянения.
В Федеральном законе "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации" обстоятельства, при наступлении хотя бы одного из которых уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, выдавшие свидетельство, обращаются в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, установлены частью 5 статьи 29 данного федерального закона, согласно пункту 5 которой иные обстоятельства могут быть предусмотрены соглашением об организации регулярных перевозок между субъектами Российской Федерации (в отношении смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок) или законом субъекта Российской Федерации (в отношении межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок и муниципальных маршрутов регулярных перевозок).
Суд первой инстанции такими иными обстоятельствами посчитал обстоятельства, установленные подпунктами 2 и 7 статьи 15 Закона Брянской области "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Брянской области" в редакции Закона Брянской области от 6 апреля 2016 года N 29-З.
Относительно непредставления уполномоченному органу более двух раз в течение одного года перевозчиком сведений (информации), предоставление которых предусмотрено Федеральным законом "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации", как обстоятельства, при наступлении которого уполномоченный орган Брянской области в сфере транспортного обслуживания населения или уполномоченный орган местного самоуправления муниципального образования, выдавшие свидетельство, обращаются в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок, следует сказать, что указанным федеральным законом в части 1 статьи 37 закреплена обязанность юридического лица, индивидуального предпринимателя, уполномоченного участника договора простого товарищества, с которыми заключён государственный или муниципальный контракт либо которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, направлять в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный орган местного самоуправления, заключившие данный государственный или муниципальный контракт либо выдавшие данное свидетельство, ежеквартальные отчёты об осуществлении регулярных перевозок.
Ответственность за неисполнение обязанности направлять ежеквартальные отчёты об осуществлении регулярных перевозок указанным федеральным законом не установлена. Вместе с тем согласно части 3 статьи 3.1 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" неисполнение данной обязанности может являться предметом проверки при осуществлении государственного надзора в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта. В соответствии с этой нормой предметом проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем при осуществлении своей деятельности требований, установленных настоящим федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта. Одним из таких обязательных требований в силу части 1 статьи 37 Федерального закона "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации" является направление ежеквартальных отчётов об осуществлении регулярных перевозок. По результатам проверки согласно пункту 3 части 7 статьи 3.1 Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" должностные лица органа государственного надзора, являющиеся государственными транспортными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, среди прочего, выдавать юридическим лицам, физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований. В свою очередь, в соответствии с частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства, является административным правонарушением.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает, что органы государственной власти Брянской области, установив непредставление уполномоченному органу более двух раз в течение одного года перевозчиком сведений (информации), предоставление которых предусмотрено Федеральным законом "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации", как обстоятельство, при наступлении которого уполномоченный орган Брянской области в сфере транспортного обслуживания населения или уполномоченный орган местного самоуправления муниципального образования, выдавшие свидетельство, обращаются в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок, превысили пределы предоставленных им полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, поскольку соответствующее правовое регулирование имеется на федеральном уровне.
Другим обстоятельством, при наступлении которого уполномоченный орган Брянской области в сфере транспортного обслуживания населения или уполномоченный орган местного самоуправления муниципального образования, выдавшие свидетельство, обращаются в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок, является наличие сведений, подтверждающих управление водителем транспортным средством по маршруту регулярных перевозок в состоянии опьянения.
Из положений части 5 статьи 29 Федерального закона "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации" следует, что обстоятельства, при наступлении которых уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, выдавшие свидетельство, обращаются в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, должны быть определёнными, не вызывающими неоднозначного толкования.
Положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределённые, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции, в силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" являются коррупциогенными факторами.
В связи с тем, что из оспариваемого подпункта 7 статьи 15 Закона Брянской области "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Брянской области" в редакции Закона Брянской области от 6 апреля 2016 года N 29-З неясно, какие именно сведения могут подтверждать управление водителем транспортным средством по маршруту регулярных перевозок в состоянии опьянения, в каком порядке данное обстоятельство может быть установлено, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о признании указанной нормы недействующей.
30 марта 2017 года Брянской областной Думой принят и 3 апреля 2017 года губернатором Брянской области подписан Закон Брянской области N 15-3 "О внесении изменений в Закон Брянской области "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Брянской области". В соответствии со статьёй 2 данный закон вступил в силу через 10 дней после официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьёй установлен иной срок вступления в силу. Указанный закон опубликован 5 апреля 2017 года на официальном интернет-портале правовой информации pravo.gov.ru. Следовательно, указанный закон вступил в силу 16 апреля 2017 года.
В связи с Законом Брянской области от 3 апреля 2017 года N 15-З оспариваемые нормы Закона Брянской области "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Брянской области" изменились следующим образом:
абзац пятый статьи 4 исключён;
пункт 4 статьи 10 изложен в новой редакции, согласно которой установление, изменение, отмена муниципальных маршрутов регулярных перевозок, межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок осуществляется уполномоченными органами в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения Брянской области с учётом анализа данных обследования пассажиропотоков, планов строительства объектов жилищного фонда, социального и торгового назначения, объектов дорожной инфраструктуры в порядках, установленных соответственно муниципальным нормативным правовым актом, постановлением правительства Брянской области в соответствии с положениями настоящего закона;
пункт 1 статьи 11 исключён;
в подпункте 2 статьи 14 слова "в сфере транспортного обслуживания населения" заменены словами "Брянской области, уполномоченного органа местного самоуправления";
статья 15 изложена в новой редакции, согласно которой уполномоченные органы, выдавшие свидетельство, обращаются в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок при наступлении следующих обстоятельств:
1) обстоятельств, установленных пунктами 1-4 части 5 статьи 29 Федерального закона "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации";
2) неоднократное в течение года непредставление юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, уполномоченным участником договора простого товарищества ежеквартального отчёта об осуществлении регулярных перевозок в соответствии с требованиями, установленными законодательством;
3) неоднократное в течение года нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, уполномоченным участником договора простого товарищества требований к осуществлению перевозок по нерегулируемым тарифам, установленным статьёй 14 настоящего закона;
4) привлечение к административной ответственности водителя транспортного средства по маршруту регулярных перевозок за управление транспортным средством в состоянии опьянения либо за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
В этой связи Ивашин Ю.Н. письменно заявил об отказе от своих административных исковых требований об оспаривании абзаца пятого статьи 4; пункта 4 статьи 10 в той мере, в которой содержащееся в нём положение о целях оптимизации маршрутной сети по смыслу, придаваемому ему уполномоченными органами, является основанием установления, отмены и изменения межмуниципальных и муниципальных маршрутов регулярных перевозок; подпунктов 3, 4, 5, 6 статьи 15 Закона Брянской области "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Брянской области" в редакции Закона Брянской области от 6 апреля 2016 года N 29-З.
В соответствии с частями 2 и 5 статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде апелляционной инстанции, отказаться от административного иска полностью или частично. Суд не принимает отказ административного истца от административного иска, если это противоречит настоящему кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если лицо, обратившееся в суд, отказалось от своего требования и отсутствуют публичные интересы, препятствующие принятию судом данного отказа.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации принимает отказ от вышеназванных административных исковых требований, поскольку такой отказ закону не противоречит, прав других лиц не нарушает, публичные интересы, препятствующие принятию судом данного отказа, отсутствуют.
Из статей 14 и 15 Закона Брянской области "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Брянской области" в редакции Закона Брянской области от 3 апреля 2017 года N 15-З следует, что в подпункт 2 статьи 14 Закона Брянской области "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Брянской области" внесены изменения технического характера, не влияющие на его оспариваемое содержание, а положения подпунктов 2 и 7 статьи 15 этого же закона Брянской области изложены в новой редакции, и предметом проверки суда первой инстанции данные положения статьи 15 не являлись.
На основании изложенного, руководствуясь статье 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
принять отказ Ивашина Ю.Н. от административного иска в части заявленных требований о признании недействующими абзаца пятого статьи 4; пункта 4 статьи 10 в той мере, в которой содержащееся в нём положение о целях оптимизации маршрутной сети по смыслу, придаваемому ему уполномоченными органами, является основанием установления, отмены и изменения межмуниципальных и муниципальных маршрутов регулярных перевозок; подпунктов 3, 4, 5, 6 статьи 15 Закона Брянской области от 3 июля 2010 года N 54-З "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Брянской области".
Решение Брянского областного суда от 1 декабря 2016 года в указанной части отменить, производство по административному делу в указанной части прекратить.
Это же решение суда отменить в части отказа в удовлетворении административного иска Ивашина Ю.Н. о признании недействующими подпунктов 1, 2, 8 статьи 14, а также подпунктов 2, 7 статьи 15 Закона Брянской области от 3 июля 2010 года N 54-З "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Брянской области".
Подпункты 1, 2, 8 статьи 14 Закона Брянской области от 3 июля 2010 года N 54-З "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Брянской области" признать недействующими со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Подпункты 2, 7 статьи 15 Закона Брянской области от 3 июля 2010 года N 54-З "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Брянской области" в редакции Закона Брянской области от 6 апреля 2016 года N 29-З признать недействующими со дня принятия данных норм.
В остальной части решение Брянского областного суда от 1 декабря 2016 года оставить без изменения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 17 апреля 2017 г. N 83-АПГ17-4
Текст определения официально опубликован не был