Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 13 апреля 2017 г. N 82-АПГ17-2
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе^
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Никифорова С.Б.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Грузова П.В. об оспаривании решения Курганской городской Думы от 28 мая 2015 г. N 78 "О внесении изменений в Решение Курганской городской Думы от 19.12.2007 N 318 "Об утверждении Правил землепользования и застройки города Кургана"
по апелляционным жалобам администрации города Кургана и Курганской областной Думы на решение Курганского областного суда от 8 декабря 2016 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителя администрации города Кургана по доверенности Показаньева Б.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения Грузова П.В., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда не подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
решением Курганской городской Думы от 28 мая 2015 г. N 78 (далее - Решение N 78) внесены изменения в Правила землепользования и застройки города Кургана (далее - ПЗЗ г. Кургана), утвержденные решением Курганской городской Думы от 19 декабря 2007 г. N 318 (далее - Решение N 318).
Согласно изменениям, утвержденным Решением N 78, на карте ограничения использования территории муниципального образования города Кургана при затоплении, подтоплении отображены границы территорий затопления 1% паводком и территорий затопления 10% паводком и установлены ограничения по строительству объектов капитального строительства в границах таких территорий (пункты 4, 4.1 статьи 34 части III "Градостроительные регламенты" ПЗЗ г. Кургана и приложение N 2 к ПЗЗ г. Кургана).
Грузов Павел Владимирович обратился в Курганский областной суд с административным исковым заявлением, уточненным в ходе рассмотрения дела, о признании недействующим со дня принятия приложения N 2 к ПЗЗ г. Кургана "Карта ограничения использования территории муниципального образования города Кургана при затоплении, подтоплении" в части указания на карте территорий затопления 1% и 10% паводком, а также пункта 4 статьи 34 части III "Градостроительные регламенты" ПЗЗ г. Кургана в части слов "территория затопления 1% паводком" и "территория затопления 10% паводком". Административный истец указал, что оспариваемыми положениями ограничено его право на использование земельного участка в соответствии с видом его разрешенного использования.
Определением Курганского областного суда от 8 декабря 2016 г. прекращено производство по делу в части признания не действующими указания в приложении N 2 к ПЗЗ г. Кургана "Карта ограничения использования территории муниципального образования города Кургана при затоплении, подтоплении" территорий затопления 1% паводком, а также пункта 4 статьи 34 части III "Градостроительные регламенты" ПЗЗ г. Кургана в части слов "территория затопления 1% паводком".
Решением Курганского областного суда от 8 декабря 2016 г. административное исковое заявление удовлетворено. ПЗЗ г. Кургана в редакции Решения N 78 признано не действующим в оспариваемой части со дня вступления в законную силу решения суда.
В апелляционных жалобах представители администрации города Кургана и Курганской областной Думы, ссылаясь на недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение и неправильное применение норм материального права, просят отменить решение суда, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Грузовым П.В. и прокуратурой Курганской области поданы возражения на апелляционные жалобы. Административным истцом также подано ходатайство о приобщении дополнительных документов, которые не представлялись в суд первой инстанции. Судебная коллегия полагает, что дополнительные доказательства, представленные административным истцом, необходимы для принятия законного и обоснованного решения и подлежат приобщению к материалам дела (пункт 78 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. N 36).
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Кодексу.
Согласно пункту 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункту 3 части 3 статьи 8 и части 1 статьи 32 ГрК РФ утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные правовые акты.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, Решение N 78 принято компетентным органом в установленной форме (пункт 1.19 части 1 статьи 22, статья 24 Устава муниципального образования города Кургана), подписано главой муниципального образования, официально опубликовано 20 июня 2015 г. в печатном издании "Курган и курганцы", N 65 и по этим основаниям не оспаривается.
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, утверждаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).
Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 ГрК РФ), на которой в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий (часть 5 статьи 30 ГрК РФ).
К таким зонам, в частности, относятся зоны затопления, подтопления, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4 статьи 1 ГрК РФ).
Затопление и подтопление относятся к негативному воздействию вод (пункт 16 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации, далее - ВК РФ), в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению которого и ликвидации его последствий определяются границы зон затопления, подтопления, документированные сведения о таких зонах включаются в государственный водный реестр (часть 3, пункт 8 части 4 статьи 31 ВК РФ).
Границы зон затопления, подтопления определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 67.1 ВК РФ).
Пунктом 3 правил определения границ зон затопления, подтопления, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 г. N 360 "Об определении границ зон затопления, подтопления" (далее - Правила) предусмотрено, что границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах такой зоны.
Зоны затопления, подтопления считаются определенными с даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об их границах (пункт 5 Правил). Сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий также включаются в единый государственный реестр недвижимости (пункт 3 части 2 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Границы зон затопления, подтопления отображаются в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (пункт 18 Правил).
Как усматривается из материалов дела, Грузову П.В. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 45:25:110401:36 с видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства", расположенный по адресу: г. Курган, мкр Черемухово, ул. Лыжная, 30 и согласно ПЗЗ г. Кургана находящийся в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1).
Оспариваемым решением территория, в которой расположен данный земельный участок, отнесена к территории затопления 10% паводком. На указанный земельный участок распространен запрет на строительство объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах указанной территории (пункт 4.1 статьи 34 ПЗЗ г. Кургана), в связи с чем письмом Департамента жилищно-коммунального хозяйства и строительства Администрации города Кургана от 29 ноября 2016 г. административному истцу отказано в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома.
Вместе с тем, как установлено судом и усматривается из материалов дела, предложения от Правительства Курганской области по установлению зон подтопления, затопления на территории г. Курган в Федеральное агентство водных ресурсов не поступали и соответствующие зоны в порядке, установленном Правилами, не устанавливались. Сведения о нахождении земельного участка, принадлежащего административному истцу, в зонах подтопления, затопления в государственных реестрах отсутствуют.
С учетом изложенных обстоятельств суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что Решением N 78 отображены в ПЗЗ г. Кургана зоны с особыми условиями использования территорий (территория затопления 10% паводком), которые не были установлены в предусмотренном Правилами порядке, что является основанием для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим.
Подлежат отклонению доводы апелляционных жалоб о том, что оспариваемые изменения в ПЗЗ г. Кургана внесены в целях приведения их в соответствии с Генеральным планом города Кургана, который относит земельный участок административного истца к территориям, требующим мероприятий по защите от затопления паводковыми водами, поскольку Решение N 78 в данном случае принято с нарушением законодательства, имеющего большую юридическую силу.
Содержащийся в апелляционных жалобах довод о том, что судом не установлено нарушений прав административного истца, опровергается материалами дела.
При указанных обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Курганского областного суда от 8 декабря 2016 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации города Кургана, Курганской городской Думы без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 13 апреля 2017 г. N 82-АПГ17-2
Текст определения официально опубликован не был