Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 29 марта 2017 г. N 81-АПГ17-3
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.
судей Корчашкиной Т.Е. и Зинченко И.Н.
при секретаре Тимохине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Технологии рециклинга" о признании не действующим в части решения Новокузнецкого городского Совета народных депутатов Кемеровской области от 26 января 2016 года N 1/2 "О внесении изменений и дополнений в постановление Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 29 ноября 2006 года N 3/5 "Об утверждении положения о земельном налоге на территории г. Новокузнецка" по апелляционной жалобе Новокузнецкого городского Совета народных депутатов Кемеровской области на решение Кемеровского областного суда от 10 ноября 2016 года, которым частично удовлетворено административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Технологии рециклинга".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., возражения представителя общества с ограниченной ответственностью "Технологии рециклинга" Китаева А.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов Кемеровской области от 29 ноября 2006 года N 3/5 утверждено Положение о земельном налоге на территории города Новокузнецка (далее - Положение о земельном налоге).
Решением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов Кемеровской области от 26 января 2016 года N 1/2 "О внесении изменений и дополнений в постановление Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 29 ноября 2006 года N 3/5 "Об утверждении Положения о земельном налоге на территории города Новокузнецка" (далее - Решение N 1/2) в Положение о земельном налоге внесены изменения и дополнения. Пунктом 2 Решения N 1/2 установлено, что оно вступает в силу со дня, следующего за днём его официального опубликования, и распространяет своё действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2016 года. Данный нормативный правовой акт официально опубликован 28 января 2016 года в печатном издании "Новокузнецк" N 3 (845).
Общество с ограниченной ответственностью "Технологии рециклинга" (далее - ООО "Технологии рециклинга") обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании приведённых норм и просило признать не действующим Решение N 1/2 в части вступления его в силу со дня, следующего за днём его официального опубликования, и распространения его действия на правоотношения, возникшие с 1 января 2016 года, просило установить дату вступления Решения N 1/2 в силу с 1 января 2017 года.
В обоснование заявленных требований административный истец сослался на то, что является собственником земельного участка, расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Новокузнецк, пл. Побед, с кадастровым номером 42:30:0303090:2481, и плательщиком земельного налога. Решение N 1/2 отменяет льготу по налогу, которая была предусмотрена Положением о земельном налоге в ранее действовавшей редакции. Оспариваемое Решение N 1/2 принято с нарушением пунктов 1 и 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-ro числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, акты законодательства о налогах и сборах, акты законодательства о налогах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Решением Кемеровского областного суда от 10 ноября 2016 года с учётом определения того же суда от 28 декабря 2016 года об исправлении описки административное исковое заявление ООО "Технологии рециклинга" удовлетворено в части. Признан не действующим с момента опубликования пункт 2 Решения N 1/2 в части вступления его в силу со дня, следующего за днём его официального опубликования и распространения его действия на правоотношения, возникшие с 1 января 2016 года.
В апелляционной жалобе Новокузнецкий городской Совет народных депутатов Кемеровской области просит отменить решение суда первой инстанции, как принятое с нарушением норм материального права и содержащее выводы, не соответствующие обстоятельствам дела.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, административным истцом ООО "Технологии рециклинга" и участвующим деле прокурором поданы возражения о несостоятельности доводов жалобы и законности судебного постановления.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации проверила законность оспариваемого судебного акта в соответствии со статьёй 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Представитель Новокузнецкого городского Совета народных депутатов Кемеровской области в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учётом положений частей 8, 9 статьи 96 названного кодекса, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив доводы апелляционной жалобы, возражения на неё, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам не находит оснований для отмены решения суда исходя из следующего.
Согласно части 3 статьи 75 Конституции Российской Федерации общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.
Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено, что земельный налог является местным налогом (статья 15), устанавливается данным кодексом (глава 31) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1 статьи 387), устанавливая налог, эти органы определяют налоговые ставки в пределах, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, порядок и сроки уплаты данного налога, а также налоговые льготы, основания и порядок их применения (пункт 2 статьи 387).
Общие положения о действии актов законодательства о налогах и сборах во времени предусмотрены статьёй 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьёй (пункт 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 1 января 2017 года, акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Судом установлено, что постановлением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов Кемеровской области от 29 ноября 2006 года N 3/5 утверждено Положение о земельном налоге на территории города Новокузнецка, определяющее налоговые ставки, порядок и сроки уплаты земельного налога, а также налоговые льготы, основания и порядок их применения.
Пунктом 5.1.12 Положения о земельном налоге в редакции, действовавшей до 1 января 2016 года согласно решению Новокузнецкого городского Совета народных депутатов Кемеровской области от 25 ноября 2015 года N 11/115 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 29 ноября 2006 года N 3/5 "Об утверждении Положения о земельном налоге на территории города Новокузнецка", предусматривалось освобождение от уплаты земельного налога на территории города Новокузнецка с 1 января по 31 декабря 2016 года организации в отношении земельного участка под объектом производственной деятельности, площадь которого на начало налогового периода превышает 1 200 000 квадратных метров, за исключением организаций в отношении принадлежащих им земельных участков под объектами энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земельных участков градообразующих организаций, а также иных организаций, численность работников которых на территории города Новокузнецка превышает пять тысяч человек.
Оспариваемым Решением N 1/2 пункт 5.1.12 Положения о земельном налоге изложен в новой редакции и предусматривает освобождение от уплаты земельного налога с 1 января по 31 декабря 2016 года рудодобывающих организаций, осуществляющих деятельность по добыче или обогащению железорудного сырья, в отношении земельных участков под объектами производственной деятельности, площадь которого на начало налогового периода превышает 1 200 000 квадратных метров.
Пунктом 2 Решения N 1/2 установлено, что оно вступает в силу со дня, следующего за днём его официального опубликования, и распространяет своё действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2016 года.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что Решение N 1/2, отменяющее льготу по уплате земельного налога на территории города Новокузнецка для организаций, не являющихся рудодобывающими, в том числе административного истца, как ухудшающее положение налогоплательщика принято с нарушением пунктов 1 и 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку не могло вступить в силу ранее 1-го числа очередного налогового периода и не могло распространить своё действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2016 года.
Выводы суда, положенные в основу обжалуемого решения, являются правильными, соответствуют положениям действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в соответствии с правовыми нормами, регулирующими деятельность органов местного самоуправления, Новокузнецкий городской Совет народных депутатов Кемеровской области вправе был отменить льготу по земельному налогу с 1 января 2016 года, основаны на неправильном толковании и применении статьи 5, пункта 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации.
С доводом апелляционной жалобы административного ответчика о том, что Решением N 1/2 предусматриваются льготы по земельному налогу для отдельных налогоплательщиков, поэтому в силу пункта 4 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации решению могла быть придана обратная сила, нельзя согласиться, поскольку в Решении N 1/2 не указано, в какой части оно применяется к отдельным налогоплательщикам, в связи с чем пункт 2 решения правильно признан не действующим с момента его опубликования.
Другие доводы, приведённые в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда, сводятся к несогласию с ними и иной оценке содержания оспариваемой нормы на предмет её соответствия федеральному законодательству, а также ошибочному толкованию норм материального права, в связи с чем не могут служить основанием для отмены правильного решения суда.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Кемеровского областного суда от 10 ноября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Новокузнецкого городского Совета народных депутатов Кемеровской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Корчашкина Т.Е. |
|
Зинченко И.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 29 марта 2017 г. N 81-АПГ17-3
Текст определения официально опубликован не был