Определение Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 г. N 301-ЭС17-4396
Судья Верховного Суда Российской Федерации Разумов И.В.,
изучив кассационную жалобу страхового акционерного общества "ВСК" (далее - компания) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 29.06.2016 по делу N А43-11629/2016, постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2016 и постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24.01.2017
по иску компании к арбитражному управляющему Ильину Александру Сергеевичу о взыскании 940 091 рубля 8 копеек в порядке регресса, установил:
решением Арбитражного суда Нижегородской области от 29.06.2016, оставленным без изменения постановлениями Первого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2016 и Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24.01.2017, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, компания просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить.
По смыслу части 1 статьи 291.1, части 7 статьи 291.6, статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Между тем таких оснований по результатам изучения состоявшихся по делу судебных актов и доводов кассационной жалобы компании не установлено.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 17.04.2017 N 309-ЭС16-19015, в правоотношениях по имущественному страхованию событие, с которым связывается возникновение убытков, подлежащих возмещению посредством выплаты страхового возмещения, должно обладать признаками вероятности и случайности. Если же страховой случай наступил вследствие умысла страхователя, страховщик освобождается от выплаты страхового возмещения (пункт 1 статьи 963 Гражданского кодекса Российской Федерации). Таким образом, критерий применения содержащегося в пункте 9 статьи 24.1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" правила о регрессе совпадает с установленным общими нормами гражданского законодательства о страховании критерием освобождения страховщика от страховой выплаты и связан с совершением страхователем (арбитражным управляющим) умышленных действий, заведомо направленных на извлечение из страхования необоснованной выгоды.
Отказывая в удовлетворении заявленных по настоящему делу требований, судебные инстанции исходили из недоказанности компанией факта совершения арбитражным управляющим действий, носящих умышленный характер, а также получения им какой-либо выгоды вследствие его действий, признанных незаконными в рамках дела о банкротстве.
Правовые выводы судов не противоречат приведенной правовой позиции Судебной коллегии.
Доводы заявителя не свидетельствуют о наличии существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права и не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определил:
отказать страховому акционерному обществу "ВСК" в передаче его кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
И.В. Разумов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 г. N 301-ЭС17-4396 по делу N А43-11629/2016
Текст определения официально опубликован не был