Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
на проект федерального закона N 130151-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части уплаты штрафов за административные правонарушения в области таможенного дела)",
внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается ввести возможность уплаты половины назначенного административного штрафа за административные правонарушения в области таможенного дела.
При этом целью данного проекта согласно пояснительной записке является, в первую очередь, создание наиболее благоприятных условий для уплаты должниками штрафов в целях пополнения федерального бюджета. Однако согласно части 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
С нормой части 1 статьи 3.1 Кодекса также должно соотноситься изменение в часть 2 статьи 3.5 Кодекса, предусматривающее возможность наложения штрафа в размере, сколь угодном меньшем ста рублей. Полагаем, что установленный в настоящее время минимальный размер штрафа в сто рублей сам по себе является незначительной суммой и его снижение без указания минимального размера не будет служить целям административного наказания.
Изменение в часть 2 статьи 31.2 Кодекса изложено некорректно. В данной части предусмотрены две составляющие - исполнение в полном объеме и вступление постановления в законную силу, из которых и делается исключение. Указанная в действующей редакции части 2 часть 1.3 статьи 32.2 предусматривает уплату штрафа в размере половины суммы наложенного штрафа и уплата его в течение двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении штрафа, то есть в течение десяти дней до вступления постановления в силу и последующих десяти дней. В проектируемой части 1.4 статьи 32.2 Кодекса предусмотрена уплата в размере половины суммы наложенного штрафа в течение тридцати дня со дня вступления в законную силу постановления. Таким образом, содержание части 2 статьи 31.2 должно быть изложено в редакции, учитывающей указанные обстоятельства.
Проектируемая часть 1.4 статьи 32.2 Кодекса предусматривает возможность уплаты половины суммы наложенного штрафа при условии исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено. Между тем, общие правила назначения административного наказания (пункт 4 статьи 4.1 Кодекса) предусматривают, что назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено. С включением в Кодекс предлагаемого положения виновные лица, совершившие административные правонарушения в области таможенного дела, исполнившие обязанности после привлечения их к административной ответственности, получают возможность уплатить штраф в размере половины суммы наложенного штрафа и тем самым оказываются в привилегированном положении по отношению ко всем остальным правонарушителям.
Кроме того, согласно пояснительной записке проект не предусматривает возложения на лиц привлеченных к административной ответственности, дополнительных мер по подтверждению исполнения обязанности в связи с тем, что контроль будет осуществляться непосредственно таможенными органами с помощью имеющихся баз данных. То есть уплата штрафа виновными лицами будет производиться без согласования с таможенными органами. Однако неясен механизм взаимодействия виновных лиц и таможенных органов, в том числе и в случае, если виновные лица уплатили штраф в размере половины назначенного штрафа, а обязанность не исполнили или уплата штрафа в такой сумме предшествовала исполнению обязанности.
Помимо этого в новой части 1.4 статьи 32.2 Кодекса предусмотрена возможность уплаты штрафа в размере половины суммы наложенного административного штрафа за все правонарушения, предусмотренные главой 16 Кодекса. Полагаем, что такой подход нуждается в уточнении, учитывая наличие в данной главе составов административных правонарушений, соприкасающихся с нормами Уголовного кодекса Российской Федерации (например, статья 16.4 Кодекса), возможного повторного совершения правонарушений в данной сфере либо в силу своего характера (например, статья 16.23 Кодекса, предусматривающая ответственность за осуществление деятельности в области таможенного дела на основании недействительных документов).
Следует отметить терминологическое несоответствие наименования проекта в части административных правонарушений в области таможенного дела и наименования главы 16 Кодекса, предусматривающей ответственность за административные правонарушения в области таможенного дела (нарушение таможенных правил) (см. также часть 3 статьи 3.7 Кодекса).
По проекту имеются замечания юридико-технического характера.
В наименовании проекта "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части уплаты штрафов за административные правонарушения в области таможенного дела) необходимо снять скобки.
Иные замечания юридико-технического характера переданы в рабочем порядке.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.