Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по охране здоровья
на проект федерального закона N 925329-6 "О внесении ряда изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" по вопросу о предоставлении сведений, составляющих врачебную тайну, после смерти лица"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по охране здоровья рассмотрел проект федерального закона N 925329-6 "О внесении ряда изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" по вопросу о предоставлении сведений, составляющих врачебную тайну, после смерти лица" внесенный депутатами Государственной Думы Р.М. Марданшиным, Ф.С. Сибагатуллиным, В.П. Водолацким, М.Т. Гаджиевым, В.Ю. Максимовым, М.М. Бариевым, И.Б. Богуславским, Р.Ш. Хайровым, а также М.В. Слипенчуком, Б.К. Балашовым, С.Ш. Мурзабаевой, М.М. Абасовым в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы (далее - законопроект) и отмечает.
Законопроектом предлагается внести изменения в статью 13 Федерального закона 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) и расширить перечень субъектов, которым могут быть предоставлены сведения, составляющие врачебную тайну пациента, в случае его смерти, наследникам умершего, а также наделить супруга (супругу), близких родственников (дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушки, бабушки) правом на получение не только заключения о причине смерти и диагнозе заболевания, но и иных сведений, составляющих врачебную тайну.
Также предлагается исключить часть 5 статьи 67 Федерального закона N 323-ФЗ (проведение патолого-анатомических вскрытий), которая устанавливает, что заключение о причине смерти и диагнозе заболевания выдается супругу, близкому родственнику (детям, родителям, усыновленным, усыновителям, родным братьям и родным сестрам, внукам, дедушке, бабушке), а при их отсутствии иным родственникам либо законному представителю умершего, правоохранительным органам, органу, осуществляющему государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности, и органу, осуществляющему контроль качества и условий предоставления медицинской помощи, по их требованию.
Согласно пояснительной записке, законопроект разработан для устранения правовой неопределенности в вопросе о возможности предоставления сведений, составляющих врачебную тайну умершего лица. Внесение изменений в законодательство необходимо в связи с тем, что заинтересованные лица должны располагать соответствующей информацией как для решения вопроса об обоснованности обращения в правоохранительные органы, прокуратуру, суд, так и в иных случаях, не связанных с уголовным преследованием врача или гражданским иском к медицинскому учреждению (например, желание провести медико-генетическое исследование).
Федеральным законом N 323-ФЗ предусмотрена презумпция несогласия умершего пациента на предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, заинтересованным лицам и определен исчерпывающий перечень случаев, в которых допускается предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя.
Законопроект не меняет предусмотренного законодательством алгоритма действий лица, близкого умершему, при его сомнениях в своевременности и качестве оказанной медицинской помощи - это обращение в правоохранительные органы, в суд и в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения.
Необходимо отметить, что в рамках гражданского или уголовного судопроизводства его участники вправе заявлять ходатайства об истребовании информации органами дознания и следствия, прокурором или судом.
На основании пункта 3 части 4 статьи 13 Федерального закона N 323-ФЗ органы дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством, а также органы прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора вправе запросить сведения, составляющие врачебную тайну.
Кроме того, в положениях законопроекта, касающихся предоставления наследникам сведений, составляющих врачебную тайну после смерти пациента, не учитывается, что личные неимущественные права и другие нематериальные блага не входят в состав наследства, что исключает возможность использования понятия "наследник" при регулировании указанных отношений.
С учетом изложенного, внесение предлагаемых авторами законопроекта изменений представляется излишним.
На данный проект федерального закона получен отрицательный Официальный отзыв Правительства Российской Федерации.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по охране здоровья не поддерживает концепцию проекта федерального закона N 925329-6 "О внесении ряда изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" по вопросу о предоставлении сведений, составляющих врачебную тайну, после смерти лица" и рекомендует Государственной Думе отклонить его в первом чтении.
Утверждено на заседании Комитета по охране здоровья 18 мая 2017 года (протокол N 21).
Председатель Комитета |
Д.А. Морозов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.