Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству (далее - Комитет) рассмотрел измененный текст проекта федерального закона N 1104591-6 "О внесении изменений в статью 161 Жилищного кодекса Российской Федерации" (по вопросу сокращения срока, в течение которого собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать способ управления этим домом) (далее - законопроект).
Законопроектом предлагается внести изменения, предусматривающие, что в случае принятия решения о ликвидации товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме обязаны на общем собрании выбрать способ управления многоквартирным домом в течение пятнадцати дней со дня принятия этого решения.
При этом в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме в течение пятнадцати дней не выбран способ управления многоквартирным домом, орган местного самоуправления в течение трех дней обязан объявить о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации и провести этот конкурс в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Как следует из пояснительной записки, представленной к указанному законопроекту, действующие временные рамки, установленные законодательством, оставляют открытым вопрос об обеспечении надлежащего содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и о предоставлении коммунальных услуг в указанный период. Сложившаяся практика управления многоквартирными домами показывает, что при отсутствии инициативных собственников их функции вынуждены брать на себя органы местного самоуправления, а также осуществлять финансирование за счет собственных средств в случаях возникновения аварийных ситуаций.
В соответствии с частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом.
Установленный в части 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации срок, в течение которого при неосуществлении собственниками помещений в многоквартирном доме выбора способа управления многоквартирным домом или не реализации принятого решения о выборе способа управления этим домом, орган местного самоуправления проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, направлен на защиту прав и законных интересов тех собственников помещений в многоквартирном доме, которые по независящим от них причинам не смогли осуществить выбор способа управления многоквартирным домом.
По мнению Комитета, установленный в настоящее время срок (1 год), необходимый для проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации не обеспечивает принципа непрерывности процесса управления многоквартирным домом в вышеуказанном случае.
Также, необходимо отметить, что предусмотренные статьей 44.1. Жилищного кодекса Российской Федерации формы проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в виде очного, заочного и очно-заочного голосования позволяют инициативным собственникам в течение пятнадцати дней выбрать способ управления многоквартирным домом.
Следует отметить, что частью 1 статьи 18 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" был установлен предельный срок для исполнения собственниками помещений в многоквартирном доме обязанности по выбору способа управления многоквартирным домом и реализации принятого ими соответствующего решения, а также для проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.
В настоящее время Жилищным кодексом Российской Федерации предусмотрены случаи прекращения управления многоквартирным домом управляющей организацией в связи с прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом, а равно в связи с исключением сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, в том числе и принудительным, в связи с прекращением действия лицензии, аннулированием лицензии (части 2, 3, 5, 5.1 статьи 198, статья 199, статья 200 Жилищного кодекса Российской Федерации). При этом в соответствии с частью 4 статьи 200 Жилищного кодекса Российской Федерации исключение сведений из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, прекращение действия лицензии, аннулирование лицензии является основанием для созыва органом местного самоуправления общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа управления многоквартирным домом. И если собственниками помещений в многоквартирном доме на созванном органом местного самоуправления общем собрании не будет принято решение о выборе способа управления многоквартирным домом либо принятое решение не будет реализовано, такой орган обязан объявить открытый конкурс по отбору управляющей организации в сроки, установленные в части 5 статьи 200 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Также частью 13 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации достаточно четко установлены сроки по проведению органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, введенным в эксплуатацию после его строительства либо реконструкции.
Кроме того, частью 5 статьи 7 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" установлен порядок выбора иного способа управления многоквартирным домом, если собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет более чем тридцать, реализуется непосредственное управление.
Комитет отмечает, что действующим законодательством установлены достаточно оперативные сроки принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе способа управления многоквартирным домом и его реализации, а также сроки для проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, в случае не реализации указанной обязанности собственниками помещений в многоквартирном доме, и, как правило, они составляют не более 3,5 месяцев.
Таким образом, предлагаемые законопроектом изменения, устанавливают более разумный срок для принятия решения о выборе способа управления многоквартирным домом и его реализации в случае ликвидации товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, который позволит обеспечить принцип непрерывности процесса управления многоквартирным домом.
Также необходимо отметить, что принятие данного законопроекта не потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации, поскольку постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2006 года N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" указанный порядок уже установлен.
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера поддерживает концепцию данного законопроекта, поскольку предлагаемые изменения позволят существенно сократить срок, при котором многоквартирный дом остается без управления.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству поддерживает проект федерального закона N 1104591-6 "О внесении изменений в статью 161 Жилищного кодекса Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
Г.П. Хованская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.