Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 58281-7 "О внесении изменений в статьи 27 и 56 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части уточнения порядка введения и использования средств самообложения граждан),
внесенный депутатами Государственной Думы А.Г. Сидякиным, И.И. Гильмутдиновым, И.М. Гусевой и другими
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрел проект федерального закона N 58281-7 "О внесении изменений в статьи 27 и 56 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - законопроект), внесенный депутатами Государственной Думы А.Г. Сидякиным, И.И. Гильмутдиновым, И.М. Гусевой и другими, и отмечает следующее.
Нормами законопроекта предлагается внести изменения в положения Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) в целях предоставления возможности введения и использования средств самообложения граждан на части территории поселения в границах территориального общественного самоуправления (далее - ТОС). Законопроект предлагается дополнить часть 7 статьи 27 Федерального закона N 131 новым пунктом, согласно которому к исключительным полномочиям собрания, конференции граждан, осуществляющих ТОС, предусматривается отнести осуществление собственных инициатив по вопросам местного значения, в том числе принятие решений по вопросам введения и использования средств самообложения. Положениями законопроекта также предлагаются внести изменения в статью 56 Федерального закона N 131-ФЗ, предусматривающие возможность решения вопросов введения и использования средств самообложения граждан не только на местном референдуме (сходе граждан) в пределах территории муниципального образования, но и на собрании граждан, осуществляющем ТОС (на части территории поселения в границах ТОС).
Полагаем, что само по себе предложение предусмотреть в Федеральном законе N 131-ФЗ возможность введения и использование средств самообложение граждан на части территории поселения не вызывает возражений.
Вместе с тем необходимо учитывать, что согласно пункту 3 части 8 статьи 27 Федерального закона N 131-ФЗ органы территориального общественного самоуправления могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета. Таким образом, возможность осуществления деятельности ТОС за счет средств, граждан проживающих на соответствующей территории, уже предусмотрена Федеральным законом N 131-ФЗ. Однако данные положения не предполагают обязательность взимания указанных средств с граждан.
Следует иметь ввиду, что местный референдум и сход граждан представляют собой непосредственное выражение воли граждан по осуществлению местного самоуправления, то есть являются формами непосредственного осуществления населением местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 8 статьи 70 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" референдум признается не состоявшимся в случае, если в нем приняло участие не более половины участников референдума, внесенных в списки участников референдума на территории проведения референдума. Согласно части 1 статьи 25 Федерального закона сход граждан является правомочным при условии участия в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом.
Принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления (часть 7 статьи 22 Федерального закона N 131-ФЗ). Решения, принятые на сходе граждан, подлежат обязательному исполнению на территории поселения (часть 7 статьи 25 Федерального закона N 131-ФЗ).
Согласно части 6 статьи 27 Федерального закона для признания правомочности собрания граждан по вопросам организации и осуществления ТОС достаточно участия в нем одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.
Оформление членства или участия в ТОС не предусмотрено. Следует также отметить, что на территории, на которой осуществляется ТОС, могут проживать граждане, которые в деятельности ТОС участия не принимают. При этом система ТОС создана не во всех поселениях, поэтому воспользоваться предлагаемым законопроектом механизмом введения и использования средств самообложения граждан можно будут не во всех поселениях. При этом нормы законопроекта в представленной редакции не предусматривают возможность введения средств самообложения граждан на части территории городских округов, городских округов с внутригородским делением, внутригородской территории города федерального значения, а также внутригородских районов, что значительно ограничивает применение предлагаемого института на практике. Кроме того, в настоящее время городские округа не являются городскими поселениями (часть 1 статьи 2 Федерального закона N 131-ФЗ), поэтому в силу части 1 статьи 27 Федерального закона N 131-ФЗ на их территориях не может осуществляться ТОС.
Частью 2 статьи 43 Федерального закона N 131-ФЗ установлено, что решение, принятое на местном референдуме (сходе) граждан, является актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов. Решения собрания, конференции граждан, осуществляющие территориальное общественное самоуправление, не отнесены Федеральным законом N 131-ФЗ к муниципальным правовым актам, поэтому не могут иметь для граждан обязательных правовых последствий и носить для них обязательный характер.
В связи с изложенным полагаем, что решения собрания, конференции граждан, осуществляющие территориальное общественное самоуправление, не могут быть отнесены к формам непосредственного осуществления населением местного самоуправления и их принятие не может служить основанием для введения института средств самообложения, имеющим признаки обязательности для исполнения гражданами. Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения (часть 1 статьи 27 Федерального закона N 131-ФЗ). В связи с этим использования института ТОС для введения и использования средств самообложения граждан не соответствует его сути и назначению.
В то же время следует признать, что процедура проведения местного референдума по вопросам введения и использования средств самообложения граждан на всей территории муниципального образования носит сложный и длительный характер, а также требует привлечения значительных организационных и финансовых ресурсов для его проведения. При этом строительство объектов, организация предоставления общественных услуг не во всех случаях осуществляется в отношении всех жителей соответствующего муниципального образования одновременно.
В связи с этим полагаем, что вопрос о взимании средств самообложения граждан на части территории муниципального образования должен решаться путем применения одной из форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления, в частности, путем проведения местного референдума или схода граждан. При этом проведение указанного местного референдума или схода граждан возможно допустить в населенном пункте, входящим в состав поселения, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района, городского округа, что позволит создать необходимые правовые, организационные, материально-технические условия для выражения беспрепятственного волеизъявления всех жителей соответствующего населенного пункта по вопросу самообложения.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления не считает возможным поддержать законопроект в представленной редакции, предлагает авторам законопроекта в соответствии с пунктом "а" части шестой статьи 112 Регламента Государственной Думы изменить его текст с учетом указанных замечаний и предложений и направить его на имя Председателя Государственной Думы.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.