Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрел проект федерального закона N 96211-7 "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - законопроект), внесенный Самарской Губернской Думой, и отмечает следующее.
Нормами законопроекта предлагается внести изменения в пункт 2 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", предусматривающие уточнение понятия муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга).
В настоящее время под муниципальной услугой понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) и уставами муниципальных образований.
Законопроектом к понятию "муниципальная услуга" предлагается также отнести деятельность по реализации функций органа, предоставляющего муниципальные услуги, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах предусмотренных Федеральным законом N 131-ФЗ прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.
По мнению Комитета, предоставление органами местного самоуправления услуг в рамках реализации указанных прав нуждается в более четком правовом регулировании и определении их статуса.
Вместе с тем необходимо учитывать, что согласно части 2 статьи 14.1, части 2 статьи 15.1 и части 2 статьи 16.1 Федерального закона N 131-ФЗ органам местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, внутригородских районов предоставлено право участвовать в осуществлении государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 Федерального закона N 131-ФЗ), если это участие предусмотрено федеральными законами.
Нормы пункта 4 части 1 статьи 14.1, пункта 3 части 1 статьи 15.1 и пункта 4 части 1 статьи 16.1 Федерального закона N 131-ФЗ относят к правам органов местного самоуправления городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением на участие в деятельности по опеке и попечительству. В то же время согласно пункту 24.2 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) организация и осуществление деятельности по опеке и попечительству отнесены к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В соответствии с частью 5 статьи 20 Федерального закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Однако согласно пункту 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ социальная поддержка и социальное обслуживание отдельных категорий граждан отнесены к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Отдельные права органов местного самоуправления, указанные в части 1 статьи 14.1, части 1 статьи 15.1 и части 1 статьи 16.1 Федерального закона N 131-ФЗ, реализуются данными органами не в рамках государственных полномочий, но они также не относятся к вопросам местного значения. Так, согласно пункту 4 части 1 статьи 14.1 и пункту 12 части 1 статьи 15.1 Федерального закона N 131-ФЗ органам местного самоуправления городского, сельского поселения, а также муниципального района предоставлено право на совершение нотариальных действий, предусмотренных законодательством, соответственно в случае отсутствия в поселении нотариуса и в случае отсутствия в расположенном на межселенной территории населенном пункте нотариуса.
В соответствии с частью 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Нормы части 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации предусматривают, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. О правах органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, в нормах Конституции Российской Федерации не упоминается.
В связи с этим федеральным законодателем права органов местного самоуправления, указанные в статье 14.1, статье 15.1 и статье 16.1 Федерального закона N 131-ФЗ, отграничены от вопросов местного значения, предусмотренных в статьях 14, 15,16 и 16.2 этого же Федерального закона.
Услуги, предоставляемые органом местного самоуправления в пределах указанных прав, направлены на реализацию государственных полномочий либо полномочий, не относящихся к вопросам местного значения, поэтому относить их к понятию муниципальные услуги представляется некорректным и не позволит устранить все проблемы в части определения правового статуса предоставления органами местного самоуправления таких услуг.
Полагаем, что услуги, предоставляемые органами местного самоуправления в пределах реализации прав, не отнесенных к вопросам местного значения, более приемлемым было бы выделить в Федеральном законе N 210-ФЗ в качестве отдельного понятия, а также отдельной категории, то есть не относить их ни к государственным, ни к муниципальным услугам. Вместе с тем, чтобы не вносить существенных изменений в Федеральный закон N 210-ФЗ, его положения, предусматривающие предоставление муниципальных услуг, распространить на услуги, предоставляемые органами местного самоуправления в пределах реализации прав, не отнесенных к вопросам местного значения (с учетом того, что указанные услуги предоставляются именно органами местного самоуправления и на добровольной основе).
В целом указанный вопрос нуждается в дополнительной проработке и обсуждении.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления не считает возможным поддержать законопроект в представленной редакции и рекомендует Государственной Думе его отклонить при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.