Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по государственному строительству и законодательству
на проект федерального закона N 113578-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения эффективности федерального государственного экологического надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства и усиления ответственности за нарушение установленных экологических требований",
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет по государственному строительству и законодательству, рассмотрев представленный законопроект, по которому является соисполнителем, в части предлагаемых изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, отмечает следующее.
Законопроект разработан в целях оптимизации государственного экологического надзора при строительстве, реконструкции объектов в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий, на искусственных земельных участках, на водных объектах.
Для реализации указанных целей субъектом права законодательной инициативы предусмотрено внесение изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды", Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) и отдельные законодательные акты Российской Федерации.
В частности, статьей 2 законопроекта предлагается дополнить статью 19.5 Кодекса новыми частями, предусматривающими установление административной ответственности за невыполнение законного предписания уполномоченных на осуществление федерального государственного экологического надзора федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об устранении нарушений законодательства Российской Федерации, за совершение которых предусмотрена административная ответственность по отдельным статьям главы 8 Кодекса.
Кроме того, проектом предусматривается наделение полномочиями органов государственного строительного надзора по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.1, 8.2, 8.4, 8.21, 8.41 Кодекса, совершенных при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, в отношении которых предусмотрено осуществление государственного экологического надзора в рамках государственного строительного надзора.
Согласно Положению о федеральном государственном экологическом надзоре, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2014 года N 426, государственный экологический надзор осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами.
Как следует из пояснительной записки, действующие размеры административных штрафов по части 1 статьи 19.5 Кодекса не стимулируют к выполнению природопользователями предписаний Росприроднадзора.
По мнению автора законопроекта, принятие проектируемых изменений в части введения новых специальных составов за невыполнения законного предписания Росприроднадзора и установления дифференцированных размеров административных штрафов, позволит повысить эффективность мер, направленных на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований природоохранного законодательства при строительстве, реконструкции объектов.
Комитет, поддерживая законопроект в части необходимости принятия мер, направленных на соблюдение требований природоохранного законодательства, вместе с тем считает возможным отметить следующее.
По мнению Комитета, в дополнительном обсуждении нуждается предложение о дополнении статьи 19.5 Кодекса новыми составами правонарушения (невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль) с использованием отсылочных норм к специальным статьям 8 главы Кодекса.
Законопроектом предлагается санкции за невыполнение в срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) в сфере охраны окружающей среды и недропользования, повысить до уровня санкций, предусмотренных Кодексом за административные правонарушения, которые выявляются при осуществлении такого надзора.
Комитет полагает, что данные новации нуждаются в дополнительной проработке на предмет адекватности такой санкционной нагрузки на лиц, нарушивших природоохранное законодательство, учитывая, что их применение предполагает наличие у данных лиц достаточных средств не только для устранения допущенных нарушений, но и для уплаты наложенных административных штрафов (в ряде случаев значительного размера). При этом следует обратить внимание, что Кодекс также предусматривает административную ответственность за неуплату в срок административного штрафа в виде двукратного размера суммы неуплаченного административного штрафа (статья 20.25).
Кроме того, при доработке законопроекта ко второму чтению следует обсудить вопрос целесообразности введения предлагаемой конструкции новых составов проектируемой статьи 19.5 Кодекса по отношению к действующей редакции данной статьи Кодекса.
С учетом изложенного, Комитет поддерживает концепцию представленного законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.