Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 18 апреля 2017 года (протокол N 42, пункт 93) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 120664-7 "О внесении изменения в статью 14.1 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (о праве органов местного самоуправления по установлению льготной арендной платы для объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии, относящихся к муниципальной собственности), внесенный Самарской Губернской Думой.
Законопроектом предлагается внести изменение, изложив пункт 7 статьи 14.1 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ) в новой редакции, и предоставить органам местного самоуправления право самостоятельно определять порядок установления льготной арендной платы для объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии, относящихся к муниципальной собственности.
В связи с данной законодательной инициативой в рамках своего ведения Комитет отмечает следующее.
В соответствии с действующей редакцией пункта 7 статьи 14.1 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ для объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии, относящихся к собственности субъектов Российской Федерации или к муниципальной собственности, может быть установлена льготная арендная плата в соответствии с порядком, определенным законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Прежде всего, следует отметить, что согласно части 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью (часть 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации). При этом местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (статья 133 Конституции Российской Федерации).
Также необходимо учитывать, что в соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ) органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования (пункт 5 части 10 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).
При этом согласно положениям пункта 6.1 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" не допускается отнесение к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сферах управления муниципальной собственностью, а также полномочий, предусмотренных пунктами 1, 2, 7, 8 части 1 статьи 17 и частью 10 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ.
Тем самым, по мнению Комитета, можно согласиться с доводами авторов законопроекта о необходимости внесения предлагаемых изменений и недопущении регулирования порядка установления льготной арендной платы в отношении объектов культурного наследия, относящихся к муниципальной собственности, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем, по нашему мнению, представляется целесообразным, чтобы порядок установления льготной арендной платы для объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии, относящихся к муниципальной собственности, определялся не просто любым нормативным правовым актом органов местного самоуправления, а нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования. Это также будет соотноситься с положениями пункта 5 части 10 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ.
При этом полагаем, что указанное замечание может быть учтено в ходе подготовки законопроекта к рассмотрению во втором чтении.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления считает возможным поддержать концепцию проекта федерального закона N 120664-7 "О внесении изменения в статью 14.1 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (о праве органов местного самоуправления по установлению льготной арендной платы для объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии, относящихся к муниципальной собственности) с учетом высказанного замечания.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.