Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
по проекту федерального закона N 134447-7 "О внесении изменений в статьи 101 и 119 Трудового кодекса Российской Федерации в части ограничения использования ненормированного рабочего дня",
внесенному депутатами Государственной Думы И.В. Лебедевым, Я.Е. Ниловым, А.Н. Свинцовым
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 18 апреля 2017 года (протокол N 42, пункт 83) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 134447-7 "О внесении изменений в статьи 101 и 119 Трудового кодекса Российской Федерации в части ограничения использования ненормированного рабочего дня".
Как отмечено авторами законопроекта в пояснительной записке, законопроект разработан в целях законодательного закрепления правил применения ненормированного рабочего дня и исключения необоснованного использования этого режима рабочего времени работодателями в ущерб законным правам и интересам работников. Авторы полагают, что во многих организациях (как государственных (муниципальных) так и в частных) работодатели злоупотребляют применения ненормированного рабочего дня и заменяют данным понятием сверхурочную работу.
По данному законопроекту Комитет отмечает следующее.
В соответствии с действующим положением Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) ненормированный рабочий день - особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени. Такой особый режим работы может устанавливаться не для всех, а только для отдельных категорий работников. Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем устанавливается коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников (статья 101 ТК РФ).
В соответствии со статьей 5 ТК РФ трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права. Таким образом, установление отдельных норм права на уровне организаций является общепринятой практикой в Российской Федерации.
В трудовом договоре и (или) локальном нормативном акте в обязательном порядке должно быть определено следующее: 1) круг лиц, которых можно привлекать к работе в режиме ненормированного рабочего дня; 2) продолжительность дополнительного отпуска; 3) условия, от которых зависит продолжительность дополнительного отпуска.
Ознакомление работника перед заключением трудового договора под роспись с локальными нормативными актами организации, непосредственно связанными с его трудовой деятельностью, предусмотренное коллективным договором означает, что он знает о своей обязанности работать по режиму ненормированного рабочего дня. Иными словами, применение режима ненормированного рабочего дня не требует получения (всякий раз) предварительного согласия работника, если его должность указана в перечне и ему это известно. В соответствии со статьей 37 Конституции Российской Федерации труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Таким образом, каждый работник, подписывая трудовой договор, заранее ознакомлен с условиями труда, так как условия режима рабочего времени и времени отдыха являются обязательным для включения в трудовой договор.
Полагаем, что стоит различать понятия ненормированного рабочего дня и сверхурочной работы, так как это два отдельных вида работы за пределами установленной продолжительности рабочего времени. Ненормированный рабочий день устанавливается уже на стадии приема на работу (с обозначение компенсации - дополнительного оплачиваемого отпуска), в то время как привлечение к сверхурочной работе происходит эпизодически, с письменного согласия работника и в определенных ТК РФ случаях (часы переработки оплачиваются, обычно дополнительный отпуск не предусматривается).
Видится, что трудовые споры между работником и работодателем возникают не столько из-за ненормированного рабочего дня, а столько по причине учета отработанного фактически времени. Каждый раз, когда необходимо, чтобы сотрудник проработал больше, чем должен, это следует оформлять документально.
Законодательство не ограничивает продолжительность переработки при ненормированном рабочем дне. Поэтому предложение авторов законопроекта об установлении предельного количества часов фактически отработанных за пределами установленной продолжительности рабочего дня (120 часов в год) может быть поддержано. Расчет количества дней дополнительного отпуска в привязке к фактически отработанному количеству часов при ненормированном рабочем дне также может быть поддержан. Однако, стоит заметить, что в настоящее время работодатели сами устанавливают количество дней дополнительного отпуска, чаще всего в зависимости от должности работника. В ТК РФ определено лишь минимальное количество дней дополнительного отпуска - три дня - поэтому предлагаемое ограничение верхнего предела (15 дней) видится недостаточно обоснованным. В соответствии со статьей 120 ТК РФ продолжительность ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков работников исчисляется в календарных днях и максимальным пределом не ограничивается. В случае принятия рассматриваемого законопроекта будет необходима корректировка указанной статьи.
Кроме того, в случае принятия предлагаемых норм потребует корректировки также статья 116 ТК РФ, так как ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются не только работникам с ненормированным рабочим днем, но и работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.
Хотелось бы заметить, что для определенных категорий лиц вопрос работы за пределами установленной продолжительности рабочего времени и количества дней ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска определены на федеральном уровне в профильных федеральных законах: Федеральный закон от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Федеральный закон от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", Федеральный закон от 30 октября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Также приняты положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, например, работников железнодорожного транспорта, связи, водителей.
В целом, новым в концепции законопроекта является предложение о введении предельного количества часов, которые могут быть отработаны при ненормированном рабочем дне, и формула расчета количества дней дополнительного оплачиваемого отпуска. Остальные положения дублируют уже существующие в разных статьях Трудового кодекса Российской Федерации нормы (статья 94, 96) и фактически сводят понятие ненормированного рабочего дня к сверхурочной работе.
На основании вышеизложенного Комитет полагает недостаточно обоснованным и избыточным внесение изменений в действующие нормы закона и рекомендует Государственной Думе отклонить законопроект при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.