Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 139186-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации",
внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона регулирует деятельность некоммерческой организации, созданной в организационно-правовой форме фонда, учредителем которой является Российская Федерация в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2016 года N 1310 "О защите прав граждан-участников долевого строительства" (далее - Фонд), в связи с чем вносит изменения в Федеральный закон от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 214-ФЗ) и отдельные законодательные акты Российской Федерации.
Из проектируемой части 4 статьи 3 и новой редакции статьи 23.2 Федерального закона N 214-ФЗ следует, что внесение отчислений (взносов) в компенсационный фонд - это обязанность застройщиков. В связи с этим требуется уточнение новой редакции пункта 6 части 2 статьи 3.1 Федерального закона N 214-ФЗ (пункт 2 статьи 1 проекта), поскольку после внесения проектируемого изменения этой нормы предполагается выбор застройщика в размещении сведений либо по уплате обязательных отчислений (взносов), либо об "условиях привлечения денежных средств участников долевого строительства по договору участия в долевом строительстве в соответствии с требованиями статей 15.4 и 15.5 настоящего Федерального закона".
В связи с признанием утратившей силу части 2 статьи 12.1 Федерального закона N 214-ФЗ (подпункт "а" пункта 3 статьи 1 проекта) потребуется внесение изменения в часть 7 статьи 15.4 Федерального закона N 214-ФЗ, в которой содержится ссылка к части 2 статьи 12.1 Федерального закона N 214-ФЗ. Признание утратившим силу статьи 15.1 Федерального закона N 214-ФЗ (пункт 4 статьи 1 проекта) потребует внесения соответствующих изменений в пункт 4 части 1 статьи 9 Федерального закона N 214-ФЗ.
В подпункте "б" пункта 7 статьи 1 проекта предусматривается внесение изменения в абзац первый части 15 статьи 23 Федерального закона N 214-ФЗ, согласно которому вместо права контролирующего органа на обращение в арбитражный суд с заявлением о приостановлении на определенный срок осуществления застройщиком деятельности устанавливается право на вынесение предписания о таком приостановлении в случаях, предусмотренных в этой норме. В связи с этим обращаем внимание на нормы Федерального закона N 214-ФЗ, в которых речь идет о решениях арбитражного суда о приостановлении деятельности застройщика в качестве меры административного наказания (см., например, пункт 2 части 2.3 статьи 3 Федерального закона N 214-ФЗ).
Отмечаем также, что действующая редакция части 17 статьи 23 Федерального закона N 214-ФЗ нуждается в редакционном уточнении, поскольку обращение контролирующего органа в арбитражный суд будет предусмотрено только в соответствии с частью 16 этой статьи.
В подпункте "б" пункта 8 статьи 1 проекта некорректно указывается "уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, указанный в части 1 статьи 23 настоящего федерального закона", так как, во-первых, в части 1 статьи 23 уже дано сокращение этого органа и, во-вторых, устанавливается, по сути, отсылочная норма, в соответствии с которой невозможно определить, какой это орган.
В части 4 новой редакции статьи 23.2 Федерального N 214-ФЗ содержится положение о ликвидации Фонда на основании отдельного федерального закона. При этом данным законом определяются "цели ликвидации" Фонда, что, на наш взгляд, требует пояснения.
Отмечаем также, что в новой редакции статьи 23.2 Федерального закона N 214-ФЗ в качестве одного из полномочий Фонда предусмотрено взаимодействие с органами государственной власти. Полагаем, что необходимо установить также взаимодействие с органами местного самоуправления, учитывая положения проектируемой статьи 23.7 "Порядок взаимодействия Фонда и органов государственной власти, органов местного самоуправления".
В части 3 проектируемой статьи 23.3 Федерального закона N 214-ФЗ нуждаются в уточнении порядок формирования и цели создания резервного и иных целевых фондов.
Проектируемые положения абзаца второго части 7 статьи 23.6 Федерального закона N 214-ФЗ не соотносятся с частью 5 статьи 70 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ) в части направления Фонду кредитной организацией копии исполнительного документа, содержащего требование о взыскании денежных средств. При этом согласно части 5 статьи 70 Федерального закона N 229-ФЗ банк или иная кредитная организация незамедлительно исполняют содержащиеся в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств. Кроме того, по нашему мнению, рассматриваемые проектируемые положения не относятся к предмету регулирования Федерального закона N 214-ФЗ.
В проектируемой статье 23.6 Федерального закона N 214-ФЗ, регламентирующей положения об обязательных отчислениях (взносах) застройщиков в компенсационный фонд, полагаем необходимым предусмотреть порядок осуществления обязательных отчислений (взносов) застройщиков в компенсационный фонд, включая установление сроков уплаты застройщиком обязательных отчислений (взносов).
Полагаем, что положения части 1 проектируемой статьи 23.7 Федерального закона N 214-ФЗ о полномочиях органа регистрации прав при государственной регистрации договора участия в долевом строительстве являются предметом регулирования Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", а не Федерального закона N 214-ФЗ (см. подпункт "б" пункта 3 статьи 5 проекта).
В проектируемой статье 23.8 Федерального закона N 214-ФЗ представляется некорректной формулировка положения о том, что средства компенсационного фонда со счета компенсационного фонда "могут быть" использованы на соответствующие цели. Полагаем, что цели использования средств компенсационного фонда должны быть однозначно определены в проекте.
В связи с внесением изменения в часть 2 статьи 23.2 Федерального закона от 29 ноября 2007 года N 286-ФЗ "О взаимном страховании" (далее - Федеральный закон N 286-ФЗ) (статья 3 проекта) обращаем внимание на нормы части 3 статьи 5, части 2 статьи 23 Федерального закона N 286-ФЗ, которые, на наш взгляд, потребуют соответствующей редакционной корректировки.
В статье 5 проекта следует соотнести проектируемые изменения в статью 48 и 62 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" (см. подпункт "в" пункта 3 и пункт 4 статьи 5 проекта).
Замечания юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.