Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
по проекту федерального закона N 120495-7 "О внесении изменений в статью 5 Трудового кодекса Российской Федерации в части уточнения порядка внесения изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
внесен депутатами Государственной Думы Я.Е. Ниловым, Н.В. Коломейцевым, М.В. Тарасенко, В.В. Кабановой, М.Б. Терентьевым, Д.В. Бессарабовым, С.В. Бессараб, С.А. Вострецовым, А.К. Исаевым, В.И. Мельником, О.И. Павловой, Т.В. Сапрыкиной, О.В. Шеиным, А.Г. Кобилевым, О.Ю. Баталиной, В.В. Ивановым, Л.Н. Тутовой, О.В. Окуневой, Р.Ш. Хайровым, И.С. Минкиным, А.В. Чернышевым, А.А. Носовым, Д.В. Юрковым, М.В. Романовым, А.Б. Клыкановым, В.И. Катеневым
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона N 120495-7 предлагается внести изменения в статью 5 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), в соответствии с которыми внесение изменений, приостановление действия или признание утратившими силу положений ТК РФ будет осуществляться отдельными федеральными законами. Одновременно законопроектом предлагается установить, что положения, предусматривающие внесение изменений, приостановление действия или признание утратившими силу положений ТК РФ, не могут быть включены в тексты иных федеральных законов, изменяющих, приостанавливающих действие или признающих утратившими силу другие законодательные акты Российской Федерации или содержащих самостоятельный предмет правового регулирования.
В пояснительной записке к законопроекту N 120495-7 отмечается, что он "...разработан в целях предотвращения случаев внесения в Трудовой кодекс Российской Федерации изменений и дополнений несистемного, фрагментарного характера ... Актуальность законопроекта обусловлена необходимостью обеспечить определенную стабильность трудового законодательства с учетом особенностей и важности той социальной функции, которую оно выполняет".
Устанавливая систему источников трудового права, ТК РФ оставляет за собой определенное верховенство, которое проявляется в том, что:
- нормы трудового права, содержащиеся в любом другом нормативном правовом акте, должны всегда соответствовать ТК РФ (ч. 3 ст. 5 ТК РФ);
- все другие законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации, подлежат приведению в соответствие с ТК РФ (ч. 2 ст. 422 ТК РФ);
- при противоречии норм ТК РФ нормам иных федеральных законов применяются нормы ТК РФ (ч. 4 ст. 5 ТК РФ);
- если вновь принятый федеральный закон противоречит ТК РФ, то он применяется лишь при условии внесения соответствующих изменений в ТК РФ (ч. 5 ст. 5 ТК РФ).
Таким образом, нормам ТК РФ в системе российского законодательства уже придан приоритет в регулировании социально-трудовых отношений в сравнении с любыми другими федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации.
ТК РФ закрепляет исходные принципиальные положения правового регулирования труда и в то же время достаточно подробно решает вопросы, возникающие между работником и работодателем в сфере трудовых отношений. Требование соответствия ТК РФ иных федеральных законов, содержащих нормы трудового права, обеспечивает единство подходов в правовом регулировании трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, играет важную роль в устранении законодательных противоречий, отрицательно сказывающихся на правоприменительной практике.
ТК РФ в действующей редакции является комплексным и достаточно сложным нормативным актом, состоящим из 6 самостоятельных частей и включающим 490 статей, объединенных в более чем 60 глав. При внесении в ТК РФ изменений требуется не только всесторонняя объективная экспертная оценка целесообразности тех или иных изменений, но и соотнесение предлагаемых норм с другими нормами ТК РФ.
Кроме того, с учетом положений статьи 35.1 ТК РФ, Закона Российской Федерации "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений" и ряда статей Регламента Государственной Думы обсуждение законодательных инициатив в сфере труда требует учета мнения сторон Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Законы, принятые без учета этих обстоятельств, могут создать угрозу ущемления прав, свобод и законных интересов сторон трудовых правоотношений, привести к обострению социальных конфликтов и нагнетанию социального напряжения в российском обществе.
Принятие законопроекта N 120495-7 позволит повысить эффективность деятельности по реформированию трудового законодательства и защитит сферу правового регулирования трудовых отношений от спонтанных и бессистемных изменений.
Результат рассмотрения законопроекта органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть представлен следующим образом: от органов государственной власти 5 субъектов Российской Федерации получен положительный отзыв, мнение органов государственной власти остальных субъектов Российской Федерации следует считать не выраженным.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы в своем заключении по законопроекту сообщает об отсутствии замечаний концептуального характера.
Комитет Совета Федерации по социальной политике поддерживает концепцию рассматриваемого законопроекта.
С учетом изложенного Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов поддерживает концепцию проекта федерального закона N 120495-7 "О внесении изменений в статью 5 Трудового кодекса Российской Федерации в части уточнения порядка внесения изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.