Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по государственному строительству и законодательству
на проект федерального закона N 130151-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части уплаты штрафов за административные правонарушения в области таможенного дела)"
внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона направлен на создание наиболее благоприятных условий для уплаты должниками штрафов в целях пополнения федерального бюджета и сокращения дебиторской задолженности, а также их стимулирование к скорейшему выполнению обязанностей (таможенное декларирование, уплата таможенных платежей, получение разрешительных документов на товары), за неисполнение которых лица привлечены к административной ответственности.
В частности, законопроектом предлагается внести изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП), предоставляющие лицу, привлеченному к административной ответственности, возможность уплатить назначенный ему штраф за совершение административного правонарушения, предусмотренного главой 16 Кодекса, в размере половины суммы такого штрафа.
При этом, согласно проектируемым нормам, лицо, привлеченное к административной ответственности, сможет реализовать такое право только в тридцатидневный срок со дня вступления в законную силу постановления о наложении административного штрафа, а также при условии исполнения им в указанный срок обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено (при наличии таковой).
Предлагаемая законопроектом возможность уплаты административного штрафа не распространяется на случаи, когда исполнение постановления о назначении административного штрафа было отсрочено либо рассрочено судьей, органом или должностным лицом, вынесшими постановление, так как предоставление отсрочки и (или) рассрочки уплаты административного штрафа является одним из способов исполнения постановления по делу об административном правонарушении, не влияющим на размер административного штрафа.
Комитет полагает, что принятие указанных изменений позволит мотивировать лиц, привлеченных к административной ответственности за правонарушения в области таможенного дела, к добровольной уплате назначенного им административного штрафа, что в свою очередь окажет положительное влияние на исполняемость данного вида административного наказания, оптимизацию нагрузки должностных лиц таможенных органов и судебных приставов-исполнителей, в связи с чем поддерживает концепцию законопроекта.
Вместе с тем, по мнению Комитета, отдельные положения законопроекта нуждаются в дополнительной проработке.
Как отмечает субъект права законодательной инициативы в пояснительной записке, при подготовке рассматриваемого законопроекта использован положительно зарекомендовавший на практике опыт применения так называемой системы уменьшения сумм подлежащих уплате штрафов, назначенных за правонарушения в области дорожного движения. Соответствующие положения КоАП вступили в силу с 1 января 2016 года.
Однако следует отметить, что подобная система в настоящее время применяется не ко всем случаям привлечения лица к административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения (часть 1.3 статьи 32.2 КоАП). Для случаев совершения лицом отдельных правонарушений в данной сфере, представляющих наибольшую общественную опасность, законодатель не предоставил правонарушителю возможность уплаты административного штрафа в размере половины суммы такого штрафа.
Представленный законопроект не предполагает дифференцированного подхода при предоставлении преференции в уплате штрафов, назначенных за административные правонарушения, предусмотренные главой 16 КоАП.
При этом Комитет обращает внимание на то, что в ряде статей, посвященных административным правонарушениям в области таможенного дела, исчисление размера административного штрафа ставится в зависимость от размера стоимости товаров, явившихся предметом административного правонарушения (статьи 16.1, 16.2, 16.18 - 16.21 КоАП), либо предусмотрен административный штраф в значительном размере - до 500 тысяч рублей (статьи 16.9, 16.19 КоАП), в связи с чем сумма таких административных штрафов и, соответственно, сумма, на которую они уменьшаются при добровольной уплате, представляются существенно высокими.
Предлагаемый подход, по мнению Комитета, является дискуссионным, не только в части его эффективного влияния на пополнение бюджета, но и в части закрепления возможности такого уменьшения суммы уплаты административного штрафа в зависимости от исполнения (неисполнения) лицом, привлеченным к административной ответственности, обязанности, за неисполнение которой ему был назначен данный административный штраф.
Как следует из пояснительной записки, контроль за исполнением указанных обязанностей, будет осуществляться непосредственно таможенными органами. Таким образом, применение предлагаемой системы уменьшения размера суммы уплаты административного штрафа, а в ряде случаев уменьшения в значительном размере, по сути, ставится в зависимость от усмотрения должностного лица таможенного органа, что, по мнению Комитета, несет в себе соответствующие коррупционные риски.
Представляется, что в целях исключения неоднозначного толкования предлагаемых норм относительно необходимости исполнения той или иной обязанности, за неисполнение которой лицо было привлечено к административной ответственности, целесообразно в числе требований к постановлению по делу об административном правонарушении (статья 29.10 КоАП) предусмотреть не только необходимость указывать информацию о сумме административного штрафа, которая может быть уплачена с учетом предоставляемой возможности уплатить штраф в размере 50 %, но и обязанность (при наличии таковой), которую должно исполнить лицо, привлеченное к административной ответственности, для реализации своего права на уплату половины суммы назначенного ему штрафа.
Кроме того, дополнительного обсуждения требует целесообразность изменений в статью 3.5 КоАП, допускающих уплату административного штрафа в размере менее 100 рублей.
Обозначенные выше вопросы могут быть проработаны при подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении.
Учитывая изложенное, Комитет по государственному строительству и законодательству рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 130151-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части уплаты штрафов за административные правонарушения в области таможенного дела)".
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.