Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 140177-7 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования регулирования использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и особо защитных участков лесов",
внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона изменяются положения Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс), определяющие полномочия Российской Федерации в области лесных отношений и состав переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, а также положения главы 15 "Защитные леса и особо защитные участки лесов" Лесного кодекса. В связи с этим отмечаем следующее.
1. При передаче полномочий Российской Федерации по выделению особо защитных участков лесов и установлению их границ, упразднению особо защитных участков лесов для их осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в связи с проектируемым полномочием органов государственной власти Российской Федерации по установлению или изменению границ защитных лесов (пункты 1 и 2 статьи 1 проекта) проектом не учитываются содержание проектирования особо защитных участков лесов (включает установление их границ) и его взаимосвязь с проектированием и установлением границ эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов (см. статьи 68 и 68.2, пункт 26 статьи 81 Лесного кодекса), а также существующее распределение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации по установлению и изменению границ защитных лесов (пункт 1.1 статьи 82, часть 1 проектируемой статьи 103 Лесного кодекса). Проектируемые нормы нуждаются в конкретизации и уточнении. С учетом предлагаемой передачи полномочий нуждается в уточнении также проектируемая часть 2 статьи 103 Лесного кодекса в части осуществления органами местного самоуправления полномочий по выделению особо защитных участков лесов, установлению их границ, а также упразднению особо защитных участков лесов.
Кроме того, следует учесть, что дополнение перечня полномочий Российской Федерации, передаваемых для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации (статья 83 Лесного кодекса), не влечет за собой исключения соответствующих полномочий из перечня полномочий Российской Федерации (статья 81 Лесного кодекса).
С учетом целей проектирования и правового режима особо защитных участков лесов (статья 68.2 и проектируемая статья 107.2 Лесного кодекса) также нуждается в дополнительно обсуждении передача субъектам Российской Федерации полномочий по упразднению особо защитных участков лесов без закрепления в Лесном кодексе оснований их упразднения (при этом отмечаем, что в настоящее время аналогичного полномочия в перечне полномочий Российской Федерации не содержится).
Обращаем внимание на то, что Правительством Российской Федерации внесен в Государственную Думу проект федерального закона N 125723-7 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", которым статья 83 Лесного кодекса излагается в новой редакции, не предусматривающей передачу органам государственной власти субъектов Российской Федерации рассматриваемых полномочий Российской Федерации в области лесных отношений. Кроме того, Костромской областной Думой в Государственную Думу внесен проект федерального закона N 98169-7 "О внесении изменений в статьи 81 и 83 Лесного кодекса Российской Федерации", которым вносятся изменения, аналогичные проектируемым изменениям.
2. В соответствии с частью 3 статьи 103 Лесного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации должен быть утвержден в том числе порядок выделения и упразднения особо защитных участков лесов, установления или изменения их границ. Вместе с тем частью 8 статьи 83 Лесного кодекса (проектом не изменяется) предусмотрено, что нормативные правовые акты по вопросам осуществления переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий вправе устанавливать уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Кроме того, проект не содержит критериев, которыми должны руководствоваться соответствующие органы при установлении порядка отнесения лесов к защитным лесам, выделения и упразднения особо защитных участков лесов, установления или изменения их границ (при этом не ясна необходимость принятия такого порядка с учетом содержания проектируемых в главе 15 Лесного кодекса статей, которые позволяют определить, какие именно леса будут относиться к защитным лесам).
3. Проектируемый в пункте 2 части 1 статьи 106 Лесного кодекса состав защитных полос лесов нуждается в уточнении в части отнесения к ним лесов, расположенных в границах охранных зон железных дорог, поскольку в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" указанные защитные полосы находятся в границах полосы отвода железных дорог.
В пункте 5 части 1 статьи 106 Лесного кодекса наименование законодательства о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах следует привести в соответствие с положениями статьи 2 Федерального закона от 23 февраля 1995 года N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, оздоровительных местностях и курортах".
4. Предлагаемая классификация ценных лесов (проектируемая статья 107 Лесного кодекса) нуждается в уточнении в части исключения пересечений правовых режимов различных видов лесов, входящих в состав данной категории лесов (например, имеют пересекающиеся характеристики указанные в пунктах 1-6, 8-10 части 1 статьи 107 Лесного кодекса леса) и используемой при их определении терминологии.
5. В связи с положениями пункта 1 части 1 статьи 107.1 Лесного кодекса следует учесть, что часть 4 статьи 17 Лесного кодекса содержит указание в том числе на часть 5.1 статьи 21 Лесного кодекса, однако в проектируемой норме статьи 107.1 Лесного кодекса, в отличие от иных проектируемых норм (статьи 105-107, 107.2 Лесного кодекса), она не указана. Представляется, что соответствующую норму можно сделать общей и разместить в проектируемой статье 102 Лесного кодекса.
6. Полагаем необходимым определить, что понимается под "объектами национального лесного наследия" (пункт 7 части 1 проектируемой статьи 107.2 Лесного кодекса). Кроме того, при проектировании статьи 107.2 Лесного кодекса следует учесть положения статьи 51 Федерального закона 24 июля 2009 года N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в соответствии с которой в целях сохранения охотничьих ресурсов в соответствии с Лесным кодексом и другими федеральными законами создаются особо защитные участки лесов и другие зоны охраны охотничьих ресурсов, в которых использование лесов ограничивается.
7. Полагаем, что проектируемые в статье 110 Лесного кодекса особенности использования лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, по существу, вводят новый вид использования лесов, порядок осуществления которого предлагается установить в подзаконном нормативном правовом акте, что не соотносится с концептуальными положениями Лесного кодекса, определяющими порядок использования лесов (см. статьи 25-48 Лесного кодекса). Кроме того, положения проектируемой статьи нуждаются в согласовании с положениями Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую" в части обязательности рекультивации земель.
8. Обращаем внимание на то, что согласно статье 105 Регламента Государственной Думы пояснительная записка к проекту должна содержать в том числе мотивированное обоснование необходимости принятия проекта. Отмечаем также, что проект в большей части воспроизводит в статьях с измененной нумерацией действующие положения Лесного кодекса.
9. С учетом сроков рассмотрения платами Федерального Собрания Российской Федерации законопроектов следует уточнить срок вступления в силу проектируемого федерального закона.
Замечания юридико-технического характера прилагаются на 2 листах.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.