Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
на проект федерального закона N 127297-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях",
внесенному Московской городской Думой
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается установить административную ответственность за проезд граждан на крышах автобусов, трамваев, троллейбусов или в других не приспособленных для проезда пассажиров местах.
При этом проектом предлагается установить повышенную административную ответственность за указанные правонарушения, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, однако в пояснительной записке обоснование для усиления наказания или введения новых составов административных правонарушений приведено в отношении Центрального федерального округа в целом, а не в отношении указанных городов, в связи с чем предлагаемые повышенные размеры штрафов нуждаются в дополнительном обосновании.
Обращает на себя внимание подход, примененный в проекте, по отношению к повторным совершениям административных правонарушений в части 1.2 статьи 11.17 и части 2.3 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекса): вводится или усиливается административная ответственность за совершение какого-либо противоправного действия, за исключением городов федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, затем устанавливается повышенная ответственность за правонарушения, совершенные в указанных городах, также устанавливается ответственность за повторное совершение правонарушений, совершенных как в указанных городах, так и в иных населенных пунктах. Таким образом, если санкции за повторное совершение правонарушений в городах федерального значения повышены по сравнению с их однократным совершением в городах федерального значения, то аналогичные санкции за совершение тех же правонарушений в иных населенных пунктах будут повышены значительно и несоразмерно. Полагаем такой подход необоснованным.
Статья 11.33 Кодекса дополняется новыми частями, предусматривающими административную ответственность за проезд граждан на крышах автобусов, трамваем, троллейбусов или в других не приспособленных для проезда пассажиров местах. При этом не учтено, что данная статья, устанавливающая ответственность за нарушение порядка использования автобуса, трамвая или троллейбуса, имеет иной объект посягательства (см. Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрических транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"), в то время как новые составы административных правонарушений направлены на обеспечение безопасности, в связи с чем полагаем более обоснованным дополнить главу 11 Кодекса новой статьей. Данное замечание должно быть учтено при внесении изменений в статьи 23.1, 23.3 и 28.3 Кодекса.
Следует отметить, что при внесении проектируемых изменений в статьи 11.17 и 11.33 Кодекса не предусматривается административная ответственность за проезд граждан в неприспособленных для проезда местах на поездах метрополитена и легкого метро (монорельсового транспорта), обозначенных в законодательстве как вид внеуличного транспорта (см. пункты 12 и 13 статьи 3 Федерального закона от 14 июня 2012 года N 67-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном", проект федерального закона N 17179-7, принятый Государственной Думой в первом чтении, "О внеуличном транспорте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Также обращаем внимание на пункт "в" части первой статьи 213 и статью 267.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающие уголовную ответственность за хулиганские действия, влияющие на безопасность эксплуатации транспортных средств. Полагаем, что наличие этих статей требует внесения в проектируемые диспозиции соответствующей оговорки.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.