В соответствии со статьей 22.2 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности"* и приказом МЧС России от 15 апреля 2016 г. N 190 "О совершенствовании деятельности территориальных органов и организаций МЧС России по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на территориях местных пожарно-спасательных гарнизонов" приказываю:
1. Утвердить прилагаемое типовое Положение о местном пожарно-спасательном гарнизоне (далее - Положение).
2. Начальникам главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации на основе Положения:
во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации внести изменения в соответствующие планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в части возложения на начальников местных пожарно-спасательных гарнизонов задач по осуществлению управления силами и средствами звеньев территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
утвердить положения о местных пожарно-спасательных гарнизонах.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Беляева Л.А.
Министр |
В.А. Пучков |
______________________________
* Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3649; 1995, N 35, ст. 3503; 1996, N 17, ст. 1911; 1998, N 4, ст. 430; 2000, N 46, ст. 4537; 2001, N 1 (ч. I), ст. 2, N 33 (ч. I), ст. 3413; 2002, N 1 (ч. 1), ст. 2. N 30, ст. 3033; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 27, ст. 2711, N 35, ст. 3607; 2005, N 14, ст. 1212, N 19, ст. 1752; 2006, N 6, ст. 636, N 44, ст. 4537, N 50, ст. 5279, N 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, N 18, ст. 2117, N 43, ст. 5084; 2008, N 30 (ч. I), ст. 3593; 2009, N 11, ст. 1261, N 29, ст. 3635, N 45, ст. 5265, N 48, ст. 5717; 2010, N 30, ст. 4004, N 40, ст. 4969; 2011, N 1, ст. 54, N 30 (ч. I), ст. 4590, N 30 (ч. I), ст. 4591, ст. 4596, N 46, ст. 6407, N 49 (ч. I), ст. 7023; 2012, N 53 (ч. I), ст. 7608; 2013, N 7, ст. 610, N 27, ст. 3477; 2014, N 11, ст. 1092; 2015, N 1 (ч. I), ст. 88, N 10, ст. 1407, N 18. ст. 2621, N 27, ст. 3951, N 29 (ч. I), ст. 4359, ст. 4360, N 48, ст. 6723; 2016, N 1 (ч. I), ст. 68.
Утверждено
приказом МЧС России
от 12.10.16 N 543
Типовое Положение
о местном пожарно-спасательном гарнизоне
1. Типовое Положение о местном пожарно-спасательном гарнизоне (далее - Положение) разработано в соответствии с приказом МЧС России от 15.04.2016 N 190 "О совершенствовании деятельности территориальных органов и организаций МЧС России по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на территориях местных пожарно-спасательных гарнизонов" и определяет порядок (регламент) управления и координации органами управления, органами государственного пожарного надзора, подразделениями, организациями и учреждениями МЧС России, к функциям которых отнесены профилактика и тушение пожаров, а также проведение аварийно-спасательных работ (далее - подразделения МПСГ), расположенными постоянно или временно на территориях городского или сельского поселений, одного или нескольких граничащих между собой муниципальных районов, городских округов и внутригородских территорий городов федерального значения.
2. Управление и координация подразделений МЧС России и их взаимодействие с другими видами пожарной охраны, аварийно-спасательными службами, аварийно-спасательными формированиями (далее - АСС (Ф), ведомственными, территориальными (муниципальными) и объектовыми службами жизнеобеспечения по обеспечению готовности к ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС), тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ (далее - АСР) регламентируется соглашениями (положениями, уставами, инструкциями), не противоречащими федеральному законодательству и настоящему Положению, с учетом особенностей требований к вышеуказанным подразделениям (формированиям, службам), изложенным в законодательных и иных нормативных правовых актах Российской Федерации в соответствующих сферах деятельности.
3. Порядок привлечения сил и средств подразделений МПСГ для тушения пожаров и проведения АСР устанавливается расписанием выезда подразделений МПСГ (далее - Расписание выезда), за исключением городов федерального значения.
Привлечение АСС (Ф) к предупреждению и ликвидации ЧС осуществляется в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации ЧС на обслуживаемых указанными службами и формированиями объектах и территориях.
4. Подразделения федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (далее - ФПС ГПС), созданные в целях охраны имущества организаций от пожаров на договорной основе, подразделения других видов пожарной охраны, АСС (Ф) включаются в Расписание выезда после согласования с руководителем (собственником) охраняемой (обслуживаемой) организации, а также руководителем подразделения пожарной охраны, АСС (Ф), расположенной (расположенного) на территории соответствующего МПСГ, путем заключения соглашений в установленном порядке.
Добровольные пожарные команды включаются в Расписание выезда после согласования с руководителем (собственником) предприятия (организации) добровольной пожарной команды, путем соглашения руководителя добровольной пожарной команды с соответствующим органом местного самоуправления.
5. Запрещается привлечение подразделений МПСГ, не входящих в ФПС ГПС, к ликвидации пожаров и проведению АСР при отсутствии соответствующей лицензии на тушение пожаров и свидетельства на право ведения АСР, за исключением подразделений, для которых в соответствии с законодательством Российской Федерации отсутствуют требования лицензирования или получения соответствующего свидетельства.
6. Информационное обеспечение деятельности МПСГ осуществляют соответствующие центры управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации.
7. Основными задачами МПСГ являются:
а) организация применения сил и средств при тушении пожаров и проведении АСР, ликвидации ЧС природного и техногенного характера;
б) координация деятельности различных видов пожарной охраны и АСС (Ф) при реагировании на пожары и чрезвычайные (аварийные) ситуации различного характера на территории МПСГ;
в) организация взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, службами экстренного реагирования и жизнеобеспечения на основании соответствующих соглашений;
г) организация профилактики пожаров, их тушения и проведения АСР;
д) разработка и осуществление мероприятий по привлечению личного состава, свободного от несения службы (работы), к тушению пожаров, а также ликвидации последствий ЧС (происшествий);
е) оказание доврачебной помощи;
ж) поиск и спасение пострадавших на водных объектах.
8. Для реализации возложенных задач МПСГ осуществляет следующие функции:
а) планирование применения и взаимодействия сил и средств МПСГ для тушения пожаров и проведения АСР, ликвидации ЧС природного и техногенного характера;
б) организация работ по ликвидации пожаров и проведению АСР;
в) организация профессиональной и иных видов подготовки личного состава МПСГ, путем проведения пожарно-тактических учений (занятий), соревнований, сборов, семинаров и иных мероприятий на территории МПСГ;
г) организация связи при тушении пожаров и проведении АСР, ликвидации ЧС природного и техногенного характера;
д) осуществление взаимодействия со службами экстренного реагирования и жизнеобеспечения (коммунальными службами, службами охраны общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, здравоохранения и другими службами);
е) разработка и реализация мероприятий по организации и ведению действий по тушению пожаров и проведению АСР, защите личного состава подразделений МПСГ, населения и территорий от пожаров;
ж) осуществление в установленном порядке сбора и обработки информации о состоянии работы по организации тушения пожаров, а также обмен этой информацией;
з) осуществление взаимодействия с органами местного самоуправления, организациями и подразделениями различных видов пожарной охраны и АСС (Ф) в области пожарной безопасности;
и) исследование крупных пожаров и осуществление подготовки их описаний, разработка мероприятий, направленных на устранение причин и условий, способствующих возникновению и развитию пожаров;
к) участие в разработке документов по выполнению мероприятий, касающихся пожароопасного периода, организации защиты территорий и населенных пунктов от перехода ландшафтных пожаров, а также мероприятий по паводкоопасному периоду.
9. Начальником МПСГ по должности является начальник пожарно-спасательного подразделения федеральной противопожарной службы ГПС, дислоцированного на территории муниципального образования.
При отсутствии пожарно-спасательного подразделения федеральной противопожарной службы ГПС начальником МПСГ назначается сотрудник органа государственного пожарного надзора, допущенный в установленном порядке к руководству тушением пожаров.
В случае временного отсутствия начальника МПСГ его обязанности возлагаются на старшее должностное лицо из числа руководящего состава ФПС ГПС на территории МПСГ, допущенного в установленном порядке к руководству тушением пожаров.
Силы и средства подразделений МПСГ переходят в оперативное подчинение начальнику МПСГ при тушении пожаров, а также при угрозе и возникновении ЧС.
10. Начальник МПСГ обязан:
а) организовывать взаимодействие и координацию деятельности подразделений МПСГ на соответствующей территории в повседневной деятельности и при осуществлении реагирования по предназначению, а также содержать в постоянной готовности к применению силы и средства, предназначенные для тушения пожаров и проведения АСР;
б) обеспечить разработку документации предварительного планирования действий подразделений МПСГ и ее своевременную корректировку, в том числе Расписания выездов, плана гарнизонных мероприятий, планов и карточек тушения пожаров;
в) выезжать на пожары и места проведения АСР в соответствии с Расписанием выездов и сложившейся обстановкой, лично руководить тушением пожаров и проведением АСР, за исключением пожаров и видов АСР, обязанность по руководству которыми возложена на соответствующих должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
г) организовывать контроль и координацию деятельности при выполнении работ службами экстренного реагирования и жизнеобеспечения;
д) организовать учет и контроль данных по составу сил и средств, включенных в Расписание выездов и находящихся в расчете подразделений МПСГ;
е) организовывать и принимать непосредственное участие в проведении пожарно-тактических учений (занятий), соревнований, сборов, семинаров и иных мероприятий на территории МПСГ;
ж) организовывать и руководить работой опорных пунктов по тушению крупных пожаров и проведению АСР;
з) организовывать взаимодействие со службами жизнеобеспечения по вопросам, связанным с обеспечением действий подразделений МПСГ при тушении пожаров и проведении АСР, восстановления возможности проезда пожарной и аварийно-спасательной техники в пределах установленных границ территории МПСГ, а также поддержания в исправном состоянии и соответствии предъявляемым требованиям источников наружного противопожарного водоснабжения;
и) осуществлять управление силами и средствами звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, привлекаемыми в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации ЧС на соответствующей территории МПСГ для предупреждения и ликвидации ЧС до назначения в установленном порядке руководителя ликвидации ЧС.
11. Начальник МПСГ имеет право:
а) запрашивать и получать в установленном порядке сведения и оперативную информацию, необходимую для выполнения задач по тушению пожаров и проведению АСР;
б) проверять готовность подразделений МПСГ к тушению пожаров и проведению АСР в рамках пожарно-тактических учений (занятий), соревнований, сборов, семинаров и иных мероприятий на территории МПСГ;
в) возлагать обязанности оперативного дежурного и диспетчера МПСГ на должностных лиц ФПС;
г) привлекать в установленном порядке службы экстренного реагирования и жизнеобеспечения (коммунальные службы, службы охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, здравоохранения и другие) при тушении пожаров и проведении АСР в пределах установленных границ территории МПСГ;
д) готовить предложения по поощрению личного состава подразделений МПСГ за отличие в выполнении возложенных задач и привлечению к дисциплинарной ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей;
е) при проведении оперативно-служебных мероприятий по подведению итогов деятельности, разбору пожаров, аварий и ЧС, служебных совещаний, связанных с деятельностью всех или отдельных подразделений МПСГ, привлекать к ним соответствующих должностных лиц подразделений МПСГ (по согласованию времени и даты с руководителями организаций);
ж) получать от министерств (ведомств, организаций), должностных лиц и граждан сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на территории МПСГ;
з) организовывать профилактическую работу;
и) вносить предложения в соответствующий лицензирующий орган о приостановлении в установленном порядке действия лицензии по организации и осуществлению тушения пожаров на территории МПСГ, выданных юридическим лицам и гражданам, в связи с нарушениями лицензионных требований и условий при проведении задач, связанных с тушением пожаров и проведением АСР.
12. Для обеспечения выполнения задач в МПСГ создаются нештатные организационные формирования сил и средств пожарной охраны и АСС (Ф) - нештатные службы пожарно-спасательного гарнизона.
Нештатные службы пожарно-спасательных гарнизонов являются нештатными органами управления пожарно-спасательных гарнизонов.
В МПСГ создаются следующие нештатные службы:
управления, газодымозащитная, техническая, связи, профилактики.
Допускается создание других нештатных служб (радиационной безопасности, химической безопасности, охраны труда и другие).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ МЧС России от 12 октября 2016 г. N 543 "Об утверждении типового Положения о местном пожарно-спасательном гарнизоне"
Текст приказа официально опубликован не был