Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 22 мая 2017 г. N 5.1-01/1136
на проект федерального закона N 116903-7 "О ратификации Протокола между государствами - участниками Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года о правилах и процедурах регулирования государственных закупок",
принятому Государственной Думой 19 мая 2017 года
Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона был внесён в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 7 марта 2017 года (N 116903-7),
Названный в Федеральном законе Протокол разработан в соответствии с пунктом 4 статьи 6 Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года (далее - Договор), которым предусмотрено, что заинтересованные Стороны Договора разработают Протокол к Договору, определяющий обязательства Сторон Договора в отношении правил и процедур регулирования сферы государственных закупок.
Протокол был подписан от имени правительств Республики Армения (с оговоркой), Республики Беларусь (с заявлением), Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан (с оговоркой) в городе Бишкеке 7 июня 2016 года.
Протоколом (пункт 1 статьи 1) определяются цели и принципы регулирования в сфере государственных (муниципальных) закупок (далее - закупки), в том числе: обеспечение информационной открытости и прозрачности закупок; обеспечение беспрепятственного и равного доступа потенциальных поставщиков государств -участников Протокола к участию в закупках, проводимых в электронном формате, путём взаимного признания электронной цифровой подписи, изготовленной в соответствии с законодательством одного государства - участника Протокола, другим государством - участником Протокола; установление ответственности за нарушение законодательства государств - участников Протокола.
Положения Протокола в целом согласуются с положениями Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Так, статьёй 3 Протокола определяются требования в сфере закупок, а именно: закупки проводятся конкурентными способами, определёнными законодательством государств -участников Протокола, а также могут осуществляться из одного источника либо у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) (согласуется со статьёй 24 названного Федерального закона); законодательством государств - участников Протокола должны быть предусмотрены формирование и ведение реестра недобросовестных поставщиков (предусмотрено статьёй 104 названного Федерального закона).
Протоколом (статья 4) устанавливаются меры по обеспечению прав и законных интересов лиц в сфере закупок. Предусмотрено, что каждая из Сторон в соответствии с законодательством своего государства обеспечивает наличие уполномоченных регулирующих и (или) контролирующих органов власти в сфере закупок. В Российской Федерации регулирующим органом является Министерство финансов Российской Федерации (в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 329), контролирующим органом является Федеральная антимонопольная служба (в соответствии с Положением о ФАС, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 331).
Согласно пункту 2 статьи 10 Протокола его положения применяются в отношениях между государствами - членами ЕАЭС в той части, в которой они не противоречат праву ЕАЭС в понимании статьи 6 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор о ЕАЭС).
В соответствии с Договором о ЕАЭС (пункт 3 статьи 88) закупки в государствах - членах ЕАЭС осуществляются согласно Приложению N 25 к Договору о ЕАЭС "Протокол о порядке регулирования закупок", которым предусмотрено, в том числе, создание веб-портала - единого официального сайта государства - члена ВАЭС в сети Интернет, предоставляющего единое место доступа к информации о закупках.
Статьей 7 Протокола предусмотрена его реализация в два этапа: до 1 января 2018 года - приведение законодательства Сторон в соответствие с положениями Протокола; до 1 января 2019 года - внедрение технологий, обеспечивающих информационную открытость и прозрачность закупок, совместимость технологических платформ. Завершение реализации данных этапов оформляется решением Экономического совета Содружества Независимых Государств.
Для приведения законодательства Российской Федераций в соответствие с положениями Протокола потребуется внесение изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в части обеспечения перехода осуществления закупок в электронный формат, который определен Протоколом (статья 2) как процедура организации и проведения закупок, осуществляемая с использованием Интернета, веб-портала и (или) электронной торговой площадки (электронной площадки), а также программно-аппаратных средств. В частности, потребуется ввести в законодательство Российской Федерации понятие "веб-портал"; определить сроки публикации (размещения) на веб-портале (и (или) на электронной площадке) извещения о проведении закупки и документации о закупке (пункт 2 статьи 6 Протокола).
По информации, представленной Правительством Российской Федерации в пояснительной записке при внесении в Государственную Думу проекта федерального закона, законопроект о переходе на электронный формат осуществления государственных и муниципальных закупок в настоящее время готовится в Государственной Думе ко второму чтению. Согласно финансово-экономическому обоснованию к проекту федерального закона реализация Протокола не потребует увеличения расходной части федерального бюджета и не приведет к сокращению доходной части федерального бюджета,
Протокол в соответствии со статьями 11 и 13 заключается на неопределённый срок и вступает в силу по истечении 30 дней с даты получения депозитарием третьего уведомления о выполнении подписавшими его Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу.
Федеральный закон и Протокол соответствуют Конституции Российской Федерации. Протокол согласуется с международными обязательствами Российской Федерации.
Протокол подлежит ратификации на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", поскольку потребует внесения изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, проведена антикоррупционная экспертиза, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
Федеральный закон согласно пункту "г" (ратификация международных договоров Российской Федерации) статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, которое должно быть начато не позднее 5 июня 2017 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителям Председателя Совета Федерации И.М.-С. Умаханову и Е.В. Бушмину, председателю Комитета Совета Федерации по международным делам К.И. Косачеву, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике Ю.В. Неёлову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации А.В. Яцкину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.