Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 12 апреля 2017 г. N 8-АПГ17-4
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Зинченко И.Н.
при секретаре Тимохине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Пеуновой М.К., Жегловой К.Ю., Берсеневой Д.И. и Маклашиной Е.В. на решение Ярославского областного суда от 22 ноября 2016 года, которым отказано в удовлетворении административного иска Пеуновой М.К., Шитовой И.П., Жегловой К.Ю., Берсеневой Д.И. и Маклашиной Е.В. о признании недействующими пункта 1.2 Порядка оформления, выдачи и использования персонифицированных электронных транспортных карт на территории Ярославской области, утвержденного постановлением правительства Ярославской области от 30 октября 2015 года N 1170-п и отдельных положений Закона Ярославской области от 19 декабря 2008 года N 65-з "Социальный кодекс Ярославской области".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителей губернатора Ярославской области Краснова А.С. и Вошатко А.В., представителя Ярославской областной Думы Вахрамеевой Е.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
16 декабря 2008 года Ярославской областной Думой принят и губернатором Ярославской области 19 декабря 2008 года подписан Закон Ярославской области N 65-з "Социальный кодекс Ярославской области" (далее - Социальный кодекс), текст которого был опубликован в издании "Губернские вести" N 116 от 20 декабря 2008 года.
Законом Ярославской области от 14 июля 2015 года N 68-з "О внесении изменений в Закон Ярославский области "Социальный кодекс Ярославской области" глава 14 Социального кодекса дополнена статьей 73.1, частью 4 которой предусмотрено предоставление гражданину компенсации расходов на оплату проезда в городском сообщении при условии автоматизированной регистрации проезда персонифицированной электронной транспортной картой и его оплаты, которые подлежали вступлению в силу с 1 января 2016 года.
Законом Ярославской области от 28 октября 2015 года N 84-з "О внесении изменений в статью 58 Закона Ярославский области "Социальный кодекс Ярославской области" и статью 2 Закона Ярославской области от 14 июля 2015 года N 68-з "О внесении изменений в Закон Ярославский области "Социальный кодекс Ярославской области" часть 7 статьи 58 Социального кодекса дополнена абзацем следующего содержания: "Социальные услуги, предусмотренные частями 4 и 5 настоящей статьи, предоставляются при проезде автомобильным и наземным городским электрическим транспортом общего пользования (кроме транспорта, осуществляющего перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршрутам регулярных перевозок) в городском сообщении по внутримуниципальным маршрутам регулярных перевозок при условии автоматизированной регистрации проезда с использованием персонифицированной электронной транспортной карты. Порядок оформления, выдачи и использования персонифицированных электронных транспортных карт устанавливается правительством Ярославской области (статья 1 Закона).
Кроме того изменена дата вступления в силу вышеуказанного Закона Ярославской области от 14 июля 2015 года N 68-з с "1 января 2016 года" на "1 января 2018 года" (статья 2 Закона).
Статьей 3 Закона Ярославской области от 26 ноября 2015 года N 93-з внесены изменения в пункт 2 статьи 1 Закона Ярославской области от 28 октября 2015 года N 84-з, часть 7 статьи 58 Социального кодекса изложена в новой редакции:
"7. Социальные услуги, предусмотренные частями 1-3, а также 4 и 5 (при проезде в пригородном и междугороднем сообщении) настоящей статьи, предоставляются гражданину при условии предъявления документа, подтверждающего отнесение его к категории, имеющей право на получение соответствующей меры социальной поддержки.
Социальные услуги, предусмотренные частями 4 и 5 настоящей статьи, предоставляются при проезде автомобильным и наземным городским электрическим транспортом общего пользования (кроме транспорта, осуществляющего перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршрутам регулярных перевозок) в городском сообщении по внутримуниципальным маршрутам регулярных перевозок при условии автоматизированной регистрации проезда с использованием персонифицированной электронной транспортной карты.
Подтверждение права граждан на получение персонифицированной электронной транспортной карты осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Ярославской области в сфере социальной защиты и социального обслуживания населения в порядке, установленном правительством Ярославской области.
Порядок оформления, выдачи и использования персонифицированных электронных транспортных карт устанавливается правительством Ярославской области".
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Закона Ярославской области от 9 июня 2016 года N 36-З "О внесении изменений в статью 58 Закона Ярославской области "Социальный кодекс Ярославской области" часть 7 статьи 58 Социального кодекса была изложена в новой редакции:
"7. Социальные услуги, предусмотренные частями 1 и 3, а также 4 и 5 (при проезде в пригородном и междугородном сообщении) настоящей статьи, предоставляются гражданину при условии предъявления документа, подтверждающего отнесение его к категории, имеющей право на получение соответствующей меры социальной поддержки.
Социальные услуги, предусмотренные частями 2 и 4 (при проезде в городском сообщении) настоящей статьи, предоставляются при условии автоматизированной регистрации и оплаты проезда с использованием персонифицированной электронной транспортной карты.
Социальные услуги, предусмотренные частями 2.1 и 5 (при проезде в городском сообщении) настоящей статьи, предоставляются при условии автоматизированной регистрации проезда с использованием персонифицированной электронной транспортной карты.
Подтверждение права граждан на получение персонифицированной электронной транспортной карты осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Ярославской области в сфере социальной защиты и социального обслуживания населения в порядке, установленном правительством Ярославской области.
Порядок оформления, выдачи и использования персонифицированных электронных транспортных карт устанавливается правительством Ярославской области".
Порядок оформления, выдачи и использования персонифицированных электронных транспортных карт на территории Ярославской области утвержден постановлением правительства Ярославской области от 30 октября 2015 года N 1170-п (в редакции постановления от 29 июня 2016 года N 763-п) (далее - Порядок).
Пункт 1.2 Порядка предусматривает, что необходимыми условиями предоставления отдельным категориям граждан социальных услуг по освобождению от оплаты 50 процентов стоимости проезда на внутреннем водном транспорте общего пользования, а также в автомобильном и наземном городском электрическом транспорте общего пользования (кроме транспорта, осуществляющего перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок) в городском сообщении являются автоматизированная регистрация и оплата проезда с использованием транспортной карты.
Необходимым условием предоставления отдельным категориям граждан социальных услуг по освобождению от оплаты 100 процентов стоимости проезда на внутреннем водном транспорте общего пользования, а также в автомобильном и наземном городском электрическом транспорте общего пользования (кроме транспорта, осуществляющего перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок) в городском сообщении является автоматизированная регистрация проезда с использованием транспортной карты.
Пеунова М.К. и Шитова И.П., являющиеся пенсионерами, Жеглова К.Ю., Берсенева Д.И. и Маклашина Е.В. - многодетными матерями, обратились в суд с заявлением о признании недействующими приведенных выше правовых норм, считая, что установленный порядок предоставления социальной услуги по освобождению от 50 процентов стоимости проезда нарушает гарантированное им Конституцией Российской Федерации право на религиозные убеждения.
По мнению административных истцов, оспариваемые нормы не соответствуют пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных", а также нарушают положения пункта 3 статьи 5 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", гарантирующими по их выбору получение государственных и муниципальных услуг как в электронной, так и в иных формах.
Определением Ярославского областного суда от 22 ноября 2016 года дело в части административных исковых требований о признании недействующим Закона Ярославской области от 14 июля 2015 года N 68-з "О внесении изменений в Закон Ярославской области "Социальный кодекс Ярославской области" в части дополнения Закона Ярославской области "Социальный кодекс" частью 4 статьи 73.1 прекращено.
Решением Ярославского областного суда от 22 ноября 2016 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Пеунова М.К., Жеглова И.Ю., Берсенева Д.И., Маклашина Е.В. просят решение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Ярославской областной Думой, прокуратурой Ярославской области представлены возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации оснований для отмены решения суда не находит и считает его правильным.
Признавая заявленные требования необоснованными, суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемые нормы приняты законодательным органом и правительством Ярославской области в пределах полномочий, предоставленных федеральным законодателем субъекту Российской Федерации, требованиям действующего федерального законодательства не противоречит.
В силу пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение.
В соответствии с подпунктами 12, 24 пункта 2, пунктами 3.1 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 6 сентября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данным органами самостоятельно за счет бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания.
Согласно статье 26.3-1 Федерального закона N 184-ФЗ органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категории граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Согласно пункту 4 статьи 2, пункту 1 части 1 статьи 6, части 14 статьи 13 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять эти услуги в соответствии с административными регламентами - нормативными правовыми актами, устанавливающими порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.
Порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Меры социальной поддержки, социального обслуживания и оказания социальной помощи населению Ярославской области установлены Социальным кодексом.
В соответствии со статьей 58 Социального кодекса предоставление льготного проезда отдельным категориям граждан является дополнительной мерой социальной поддержки. Следовательно, определение оснований, порядка и условий реализации такой меры социальной поддержки относится к полномочиям субъекта Российской Федерации и зависит от финансовых возможностей его бюджета.
В целях реализации Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ постановлением правительства Ярославской области от 30 октября 2015 года N 1170-п утвержден Порядок оформления, выдачи и использования персонифицированных электронных транспортных карт на территории Ярославской области.
Как следует из положений статей 1, 2, 22 и 24 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" выпуск органами государственной власти персонифицированных электронных транспортных карт и их дальнейшее использование для предоставления государственных и муниципальных услуг является одним из способов реализации органами государственной власти и органами местного самоуправления своих полномочий и не выходит за рамки компетенции названных органов публичной власти.
При таких обстоятельствах Ярославская областная Дума и правительство Ярославской области, как правильно отмечается в судебном решении, обладали достаточной компетенцией для принятия оспариваемых в части нормативных правовых актов.
Один из основных принципов предоставления государственных и муниципальных услуг - возможность получения заявителем государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя (пункт 3 статьи 5, пункт 2 статьи 6 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг").
Указанные правовые нормы не содержат запрета на предоставление муниципальных социальных услуг только с использованием электронной формы и не возлагают обязанность на органы государственной власти предусмотреть альтернативные формы предоставления таких услуг.
Оспариваемая административными истцами статья 58 Социального кодекса лишь регулирует механизм предоставления отдельным категориям лиц социальной услуги по освобождению от оплаты стоимости проезда в общественном транспорте при условии автоматизированной регистрации.
Положения пункта 1.2 Порядка оформления, выдачи и использования персонифицированных электронных транспортных карт на территории Ярославской области, оспариваемые административными истцами, фактически воспроизводят положения абзацев 2 и 3 части 7 статьи 58 Социального кодекса.
Анализ оспариваемых положений в системной взаимосвязи с положениями Федерального закона 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" позволяет сделать вывод о том, что возможность предоставления социальной услуги по освобождению от оплаты проезда в размере 50 и 100 процентов при условии автоматизированной регистрации и оплаты проезда с использованием персонифицированной электронной транспортной карты не отменяет и не изменяет требований, предъявляемых федеральным законодателем к стандарту предоставления государственной или муниципальной услуги.
Суд первой инстанции также правомерно не согласился с доводами административных истцов о несоответствии оспариваемых положений Федеральному закону от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных".
Согласно статье 6 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных данным законом.
В частности, обработка персональных данных допускается в случаях предоставления государственной или муниципальной услуги в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ для обеспечения предоставления такой услуги и для регистрации субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг.
Оспариваемый нормативный правовой акт, как правильно указал суд в решении, допускает обработку персональных данных для идентификации, аутентификации, авторизации участников информационного взаимодействия только для обеспечения предоставления муниципальной услуги в электронной форме при проезде в общественном транспорте в качестве билета длительного пользования, и не противоречит требованиям действующего законодательства.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемые нормы не содержат предписаний, ограничивающих право верующих граждан, и не могут быть расценены как ограничение свободы совести и вероисповедания.
Следовательно, довод апелляционной жалобы о том, что оспариваемые нормативные правовые акты устанавливают обязательную идентификацию граждан по идентификационным номерам и являются ограничением права действовать в соответствии с религиозными убеждениями, как основанный на ошибочном толковании норм материального права, является несостоятельным.
Поскольку доводы административных истцов, содержащиеся в апелляционной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права, направлены на иную оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами процессуального закона, они не могут служить поводом к отмене решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Ярославского областного суда от 22 ноября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Пеуновой М.К., Жегловой К.Ю., Берсеневой Д.И., Маклашиной Е.В. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Корчашкина Т.Е. |
|
Зинченко И.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 12 апреля 2017 г. N 8-АПГ17-4
Текст определения официально опубликован не был