Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям рассмотрел проект федерального закона N 125723-7 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Законопроект приводит в соответствие положения Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), связанные с контролем за осуществлением переданных полномочий в области лесных отношений, с новой редакцией Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - 184-ФЗ).
В этой связи законопроект предусматривает в ЛК РФ положения, определяющие в том числе право руководителей федеральных органов исполнительной власти по осуществлению контроля за осуществлением органами государственной власти субъекта Российской Федерации переданных полномочий, в частности:
выносить высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации предписания (представления) об устранении нарушений, выявленных при осуществлении переданных полномочий, подлежащие обязательному рассмотрению в тридцатидневный срок;
вносить высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) представления об освобождении от занимаемой должности его заместителей и руководителей соответствующих органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственных за осуществление переданных полномочий, в случаях их ненадлежащего исполнения (неисполнения), которые подлежат рассмотрению высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в десятидневный срок.
Обеспечение оптимального осуществления реализации переданных полномочий, выражающегося в первую очередь в управлении землями лесного фонда, предполагает необходимость механизма, позволяющего Российской Федерации в лице уполномоченного органа осуществлять своевременное руководство субъектами Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности.
При этом целесообразность участия уполномоченного федерального органа исполнительной власти в осуществлении переданных полномочий не всегда связана с необходимостью пресечения или предотвращения нарушений лесного законодательства и может быть обусловлена возможностью обеспечения более рационального и полного выполнения переданных полномочий.
В связи с этим представляется целесообразным закрепить в Лесном кодексе полномочие руководителей федеральных органов исполнительной власти, ответственных за осуществление контроля за осуществлением переданных полномочий в области лесных отношений, давать высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) обязательные для исполнения указания по вопросам осуществления переданных полномочий, в том числе в случаях, если требуется координация их осуществления органами государственной власти нескольких субъектов Российской Федерации.
Внесение в статью 83 Лесного кодекса предлагаемых законопроектом изменений послужит совершенствованию правового регулирования отношений, связанных с управлением субъектами Российской Федерации землями лесного фонда, и станет эффективным инструментом для обеспечения полного и своевременного контроля со стороны Российской Федерации за осуществлением регионами переданных полномочий в области лесных отношений.
Кроме того, из новой редакции статьи 83 Лесного кодекса предлагается исключить положения, фактически утратившие силу, допускающие отказ от передачи органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий, указанных в части 1 статьи 83 Лесного кодекса, в отношении лесничеств и лесопарков, расположенных в границах территорий субъектов Российской Федерации, плотность населения которых в пятнадцать раз превышает среднюю плотность населения Российской Федерации.
При доработке законопроекта учтены изменения, внесенные в лесное законодательство и связанные с объемом полномочий Российской Федерации, передаваемыми для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В связи с этим в соответствии с пунктом 23 статьи 1 Федерального закона от 23 июня 2016 г. N 218-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений" из состава переданных федеральных полномочий в области лесных отношений в части охраны лесов исключены полномочия по выполнению взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществлению мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров.
В целом поддерживая концепцию законопроекта, Комитет отмечает, что на рассмотрении Государственной Думы находятся внесенные Правительством Российской Федерации проекты федеральных законов N 40092-7 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части проведения торгов на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений" (принят в первом чтении) и N 140177-7 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования регулирования использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и особо защитных участков лесов", которые также вносят изменения в статью 83 ЛК РФ.
Рассматриваемый законопроект нуждается в согласовании с данными законопроектами в указанной части.
Кроме того, положения законопроекта не содержат порядок вступления в силу проектируемого федерального закона. Вместе с тем согласно абзацу семнадцатому пункта 7 статьи 26.3 184-ФЗ положения федеральных законов, предусматривающих передачу отдельных полномочий Российской Федерации для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, вступают в силу с начала финансового года, при этом указанные федеральные законы должны быть приняты не позднее чем за четыре месяца до его начала.
Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, назначенный соисполнителем по законопроекту, рассматривал указанный законопроект на своем заседании, однако мнения депутатов Комитета разошлись, в связи с чем решение о возможности или невозможности его поддержать не было принято.
На законопроект поступило заключение Государственно-правового управления Президента Российской Федерации, в котором отмечается ряд уточняющих замечаний к законопроекту, которые могут быть устранены при его подготовке к рассмотрению Государственной Думой во втором чтении.
Счетная палата Российской Федерации также сообщила о поддержке законопроекта в представленной редакции.
С учетом изложенного, Комитет рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 125723-7 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" в первом чтении.
Председатель Комитета |
Н.П. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.