Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам семьи, женщин и детей от 24 мая 2017 г. N 3.6-5-28/5
по проекту федерального закона N 127297-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части установления административной ответственности за проезд граждан на крышах автобусов, трамваев, троллейбусов или в других не приспособленных для проезда пассажиров местах)"
- внесен Московской городской Думой
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 16 мая 2017 года (выписка из протокола N 44, п. 85) Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей (соисполнитель) рассмотрел проект федерального закона N 127297-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части установления административной ответственности за проезд граждан на крышах автобусов, трамваев, троллейбусов или в других не приспособленных для проезда пассажиров местах), внесенный Московской городской Думой (далее - законопроект).
1. Законопроект разработан в целях усиления и дифференциации ответственности за проезд на подножках, крышах и других не приспособленных для проезда пассажиров местах железнодорожного и городского наземного транспорта путем внесения изменений в статьи 11.17, 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
2. Законопроектом предлагается установить в КоАП РФ следующие изменения:
- увеличить размер штрафа за правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 11.17 до 2500 рублей, установив при этом минимально возможный штраф за это правонарушение в 1000 рублей (действующая редакция КоАП РФ - штраф 100 рублей);
- дополнить статью 11.17 частями 1.1 и 1.2, устанавливающими повышенную ответственность за указанное выше правонарушение в городах Москве и Санкт-Петербурге и за повторное совершение правонарушений, предусмотренных частью 1 и проектируемой частью 1.1. При этом для городов Москвы и Санкт-Петербурга предлагается установить штраф в размере от трех до четырех тысяч рублей, а за повторное совершение указанных выше правонарушений - штраф в размере от четырех до пяти тысяч рублей, либо обязательные работы на срок до двухсот часов, либо административный арест на срок до 15 суток;
- дополнить статью 11.33 частями 2.1, 2.2 и 2.3, устанавливающими административную ответственность за проезд граждан на крышах автобусов, трамваев, троллейбусов или в других не приспособленных для проезда пассажиров местах, а также повышенные санкции за совершение этих правонарушений в городах Москве и Санкт-Петербурге и за совершение повторного правонарушения. При этом за повторное совершение правонарушений устанавливается штраф в размере от трех до четырех тысяч рублей, либо обязательные работы на срок до двухсот часов, либо административный арест на срок до 15 суток;
- внести корреспондирующие изменения в процессуальные нормы статей 23.1, 23.3 и 28.3.
3. Комитет полагает, что предложенное авторами законопроекта увеличение размера штрафа за правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 11.17 КоАП РФ может быть поддержано. Вместе с тем по законопроекту имеются следующие замечания.
3.1. Так, Федеральным законом от 3 апреля 2017 года N 60-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ) дополнен новой статьей 267.1, согласно которой устанавливается уголовная ответственность за совершение из хулиганских побуждений действий, угрожающих безопасной эксплуатации транспортных средств.
Комитет считает, что в отдельных за отдельные действия, изложенные в проектируемые авторами законопроекта диспозициях КоАП РФ, ответственность может также совпадать с действующими нормами УК РФ: статьей 213 УК ("Хулиганство") и выше названной статьей 267.1 УК, в связи с чем в правоприменительной практике возникнет коллизия применения норм.
3.2. Кроме того, положениями части 1 статьи 1.3 КоАП РФ закреплено, что административная ответственность на федеральном уровне может быть установлена только за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации. Однако на уровне федерального законодательства отсутствует прямой запрет на проезд граждан на крышах, автобусов, трамваев и троллейбусов, поэтому предложение авторов законопроекта о дополнении статьи 11.33 КоАП РФ новыми частями 2.1, 2.2 и 2.3 не согласуется с указанными выше положениями статьи 1.3 КоАП РФ. Также проектируемые изменения не относятся к предмету правового регулирования статьи 11.33 КоАП РФ, поскольку субъект административного правонарушения по данной статьей является водитель, должностное или юридическое лицо, а не пассажир, ответственность для которого предлагается установить проектируемыми частями 2.1 - 2.3 статьи 11.33 КоАП РФ.
3.3. Устанавливая в виде наказания административный арест на срок до 15 суток по проектируемым части 1.2 статьи 11.17 и части 2.3 статьи 11.33 КоАП РФ за повторное совершение административных правонарушений, авторы законопроекта не учли положение части 2 статьи 3.9 КоАП РФ, согласно которому к ответственности в виде административного ареста не могут быть привлечены лица, не достигшие возраста восемнадцати лет.
3.4. Комитет считает, что предложение об установлении повышенных размеров штрафа для городов Москвы и Санкт-Петербурга за правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 11.17 КоАП РФ, является необоснованным. Так, согласно представленным статистическим данным ГИАЦ МВД России (форма N 577 кн 42) Управление по транспорту МВД РФ ведет учет количества рассмотренных протоколов (согласно главе 23 КоАП РФ) по статье 11.17 только по федеральным округам, а не по субъектам Российской Федерации. В этой связи, представляется проблематичным определить какое количество протоколов за совершение названного правонарушения составлено в городах Москве и Санкт-Петербурге.
На основании изложенного, Комитет по вопросам семьи, женщин и детей рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 127297-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части установления административной ответственности за проезд граждан на крышах автобусов, трамваев, троллейбусов или в других не приспособленных для проезда пассажиров местах).
Председатель Комитета |
Т.В. Плетнева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.