Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям рассмотрел проект федерального закона N 140177-7 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования регулирования использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и особо защитных участков лесов", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Законопроект излагает главу 15 Лесного кодекса Российской Федерации "Защитные леса и особо защитные участки лесов" в новой редакции и предусматривает комплексное регулирование правового статуса и режима защитных лесов и особо защитных участков лесов, а также вводит запрет на проведение в них промышленных рубок. При этом городские леса выделены в отдельную категорию защитных лесов, что позволит лучше учитывать особенности их использования, охраны, защиты и воспроизводства.
Предусмотрено, что Порядок отнесения лесов к категории защитных, выделения и упразднения особо защитных участков лесов, установления или изменения их границ будет утверждаться Правительством Российской Федерации.
В настоящее время защитные леса занимают площадь 279,1 миллиона гектаров или 24,2% общей площади лесного фонда России. При этом в 25 субъектах Российской Федерации (в том числе Курская, Воронежская, Оренбургская, Московская, Саратовская области, Ставропольский край, Республика Дагестан) все леса являются защитными. В этой связи законопроект предусматривает передачу органам государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий в части выделения (упразднения) особо защитных лесов, установления их границ.
Также законопроект выделяет в отдельную главу Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) регулирование особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях обороны и безопасности.
Предлагаемые законопроектом изменения позволят более эффективно организовать регулирование лесных отношений в части защитных лесов и особо защитных участков лесов.
В целом поддерживая концепцию законопроекта, Комитет отмечает, что на рассмотрении Государственной Думы находятся внесенные Правительством Российской Федерации проекты федеральных законов N 40092-7 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части проведения торгов на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений" (принят в первом чтении) и N 125723-7 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", которые также вносят изменения в статью 83 ЛК РФ.
Рассматриваемый законопроект нуждается в согласовании с данными законопроектами в указанной части.
Кроме того, положения законопроекта необходимо соотнести с проектом федерального закона N 90991-7 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров" ("лесная амнистия"), который в настоящее время также готовится к рассмотрению в первом чтении и направлен на разграничение лесных земель и земель поселений. При этом законопроект N 90991-7 предлагает определять принадлежность земельного участка к определенной категории земель в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости либо указанными в правоустанавливающих документах на земельные участки даже если эти участки относятся к категории защитных лесов.
Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, назначенный соисполнителем по законопроекту, принял решение его поддержать с учетом замечаний.
Счетная палата Российской Федерации сообщила об отсутствии концептуальных замечаний к законопроекту, но сделала замечание к его финансово-экономическому обоснованию, так как усматривает риски увеличения бюджетных ассигнований в части расходов на осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по выделению особо защитных участков лесов.
На законопроект поступило заключение Государственно-правового управления Президента Российской Федерации, в котором отмечается ряд заслуживающих внимания замечаний к законопроекту, которые могут быть устранены при его подготовке к рассмотрению Государственной Думой во втором чтении.
С учетом изложенного, Комитет рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 140177-7 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования регулирования использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и особо защитных участков лесов" в первом чтении.
Председатель Комитета |
Н.П. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.