Определение Верховного Суда РФ от 24 мая 2017 г. N 305-КГ17-1095
Судья Верховного Суда Российской Федерации Антонова М.К.,
изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу Федеральной службы безопасности России в лице федерального государственного казенного учреждения "Войсковая часть 55056" на решение Арбитражного суда города Москвы от 17.03.2016, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2016 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 20.12.2016 по делу N А40-227670/2015
по заявлению Федеральной службы безопасности России в лице федерального государственного казенного учреждения "Войсковая часть 55056" (далее - заявитель, учреждение) к Федеральной антимонопольной службе (далее - ФАС России, антимонопольный орган) о признании незаконными пунктов 2, 3, 4 решения и пунктов 1, 2 предписания от 13.10.2015 N КГОЗ-423/15, установил:
решением Арбитражного суда города Москвы от 17.03.2016, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2016 и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 20.12.2016, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, заявитель обратился с кассационной жалобой в Верховный Суд Российской Федерации, в которой просит их отменить, ссылаясь на существенные нарушения судами норм права.
Основаниями для отмены или изменения Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных актов в порядке кассационного производства являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При изучении доводов кассационной жалобы заявителя по материалам истребованного дела установлены основания для передачи кассационной жалобы на рассмотрение в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судами, учреждением (заказчик) 22.09.2015 размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на закупку машин многоцелевых коммунально-строительных для обеспечения государственных нужд в 2015-2016 годах.
По результатам рассмотрения жалобы общества с ограниченной ответственностью "ПрофСкладКомплект" на действия заказчика при проведении указанного аукциона комиссия ФАС России вынесла решение от 13.10.2015 N КГОЗ-423/15, согласно которому данная жалоба признана необоснованной. Вместе с тем, комиссия установила факт нарушения заказчиком части 3 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), о чем было выдано соответствующее предписание.
Основанием для вынесения решения и предписания послужило, по мнению антимонопольного органа, неправомерное установление в документации об аукционе требования к сроку действия банковской гарантии, который, согласно данной документации, должен составлять не менее 60 дней с момента окончания срока действия контракта, в то время как в соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Не согласившись с названным решением (пункты 2, 3, 4) и предписанием (пункты 1, 2), учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая учреждению в удовлетворении заявленных требований, суды, принимая во внимание положения статей 45, 96 Закона о контрактной системе, исходили из доказанности нарушения заказчиком положений Закона о контрактной системе.
При этом судами указано, что федеральным законодательством установлен исчерпывающей перечень требований к банковской гарантии, положений, предоставляющих заказчику право устанавливать дополнительные требования к банковской гарантии, в нем не содержится.
Таким образом, суды пришли к выводу, что действиями заказчика нарушаются права и законные интересы хозяйствующих субъектов на участие в закупках, так как установлено незаконное требование к банковским гарантиям, которое влечет ограничение выбора банков, выдающих банковские гарантии, что приводит или может привести к сокращению числа хозяйствующих субъектов, участвующих в закупках, а, следовательно, к ограничению конкуренции.
Выражая несогласие с оспариваемыми судебными актами, учреждение в кассационной жалобе, ссылаясь на положения статей 42, 45, 64, 96 Закона о контрактной системе, постановление Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 N 1005 "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", указывает, что Закон о контрактной системе устанавливает обязательное условие банковской гарантии - превышение срока действия банковской гарантии над сроком контракта минимум на один месяц, при этом максимального предела действия банковской гарантии законодателем не установлено.
С учетом изложенного, вывод судов о нарушении заказчиком статьи 96 Закона о контрактной системе в результате увеличения срока действия гарантии основан, по мнению заявителя, на неверном толковании данной нормы.
Приведенные доводы заслуживают внимания, в связи с чем кассационную жалобу учреждения следует передать с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 291.9-291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определил:
передать кассационную жалобу Федеральной службы безопасности России в лице федерального государственного казенного учреждения "Войсковая часть 55056" с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
М.К. Антонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 24 мая 2017 г. N 305-КГ17-1095 по делу N А40-227670/2015
Текст определения официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
04.12.2017 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 303-ПЭК17
20.12.2016 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-18737/16
24.11.2016 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-18737/16
06.09.2016 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-38640/16
06.09.2016 Определение Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-44703/16
17.02.2016 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-227670/15