Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по энергетике
по проекту федерального закона N 632833-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" подготовлен в целях уточнения и конкретизации норм Федерального закона "Об электроэнергетике", регламентирующих взаимоотношения потребителей электрической энергии, сетевых организаций и генерирующих компаний в части осуществления технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства последних. Законопроект был принят Государственной Думой в первом чтении (постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 28 января 2015 года N 6035-6 ГД).
В настоящее время в нормативном правовом поле сложилась ситуация, при которой генерирующие компании, осуществляя технологическое присоединение к распределительным устройствам объекта генерации энергопринимающих устройств потребителей, одновременно не имеют возможности компенсировать в полном объеме понесенные затраты на осуществление технологического присоединения. Данная ситуация на практике приводит к отказу от реализации проектов по строительству (реконструкции, модернизации) распределительных устройства электростанций в целях присоединения энергопринимающих устройств потребителей. Указанные обстоятельства указывают, что разработка законопроекта по данной теме являлась актуальной.
Однако текст законопроекта в редакции первого чтения содержит положения, к которым были сделаны следующие замечания.
Во-первых, производство электроэнергии является рыночным нерегулируемым видом деятельности (за рядом исключений) и расходы на технологическое присоединение генерирующие компании вправе производить из своей выручки по основному виду деятельности. При этом введение для генерирующих компаний обязательности заключения договора о технологическом присоединении с любой обратившейся к ним сетевой организацией и установление государственного регулирования оплаты технологического присоединения объектов непосредственно к распределительным устройствам генерации электроэнергии расширяет список монопольных видов деятельности, подлежащих государственному регулированию. Очевидно, что такое расширение не является малозначащим и несущественным.
Остается нерешенным вопрос добровольности или обязательности такого технологического присоединения для генерирующих компаний.
Во-вторых, еще одним аргументом против такого законодательного решения является то, что электросетевые компании не вправе решать вопросы технологического присоединения к устройствам иного хозяйствующего субъекта. По законопроекту генерирующая компания также не вправе отказать сетевой организации в технологическом присоединении при наличии технической возможности. По действующему законодательству Российской Федерации сетевые организации не вправе отказать потребителю в осуществлении технологического присоединения. Тем самым, в целях присоединения потребителя к распределительному устройству объекта по производству электрической энергии сетевая организация распоряжается данным устройством, принадлежащим на праве собственности генерирующей компании. Представляется, что здесь имеются противоречия с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации.
В-третьих, при введении в эксплуатацию объекта генерации электроэнергии генерирующей компанией уже было оплачено электросетевой компании технологическое присоединение всей мощности, которая реально передается по электрическим сетям электросетевой компании, таким образом, электросетевая компания будет получать плату, за технологическое присоединение мощности, которая уже один раз ей была оплачена.
Согласно положению пункта 7 законопроекта потребитель может обратиться в сетевую организацию и заключить с ней договор о технологическом присоединении, при этом де-факто технически подключение энергопринимающих устройств потребителя осуществляется непосредственно к распределительному устройству генерирующего объекта. Очевидно, что фактические мероприятия на распределительном устройстве генерирующего объекта будет осуществлять его владелец, а не сетевая организация, и в результате этих мероприятий не будут созданы объекты в собственности сетевой организации. Таким образом, электросетевая компания будет получать плату за услугу по технологическому присоединению, которую она фактически не оказывает, а договор между потребителем и сетевой организацией отрывается от фактических технических мероприятий и является экономической схемой, являющейся не более чем основанием для платежа в пользу сетевой организации.
Кроме того, в результате реализации такой договорной модели, расходы на присоединение конкретного потребителя к распределительному устройству генерирующего объекта, которые якобы понесет сетевая организация, будут включены в расходы, учитываемые в составе расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии и будут оплачены потребителями региона.
Законопроект предусматривает участие в указанной договорной модели территориальной сетевой организации. Поскольку в результате заключения таких договоров потребитель электрической энергии становится потребителем данной сетевой организации, то значимым является то, кто технически обеспечивает электроснабжения данного потребителя с соответствующими его потребностям мощностью и техническими параметрами подключения, в частности, какая из сетевых организаций технически обеспечивает возможность его энергоснабжения из внешней сети. Например, для крупных генерирующих объектов и(или) крупных потребителей такой сетевой организацией зачастую является ОАО "ФСК ЕЭС", однако законопроектом она исключена из участия в присоединении потребителей к генерирующим объектам.
Изменение договорной схемы, предусмотренное законопроектом, приводит к изменению схемы договора на услуги по передаче электрической энергии и величины расходов на оплату услуг по передаче. По действующему законодательству потребитель электрической энергии, фактически присоединенный к генерирующему объекту, имеет режим "опосредованного присоединения" к той сетевой организации, к которой присоединен генерирующий объект (например, Федеральная сетевая компания), и оплачивает услуги по передаче за вычетом объема электрической энергии, получаемой непосредственно от генерирующего объекта (при этом по ставке на содержание оплачивает "сетевую мощность" в полном объеме).
В связи с этим возникает вопрос, будет или нет оплачиваться "котловой" тариф такой сетевой организации и каким образом.
Согласно законопроекту потребитель становится прямым потребителем территориальной сетевой организации, в результате чего обязан оплачивать полный объем потребления по котловому тарифу на услуги по передаче электрической энергии, которые значительно выше тарифов на услуги по передаче по единой национальной (общероссийской) электрической сети.
Для подготовки законопроекта ко второму чтению решением Комитета от 4.02.2016 г. была создана рабочая группа, кроме этого Комитетом были проведены 19.11.2016 г. и 12.01.2017 г. совещания с представителями заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.
В итоге Правительство Российской Федерации направило 7 апреля 2017 года в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации письмо N 2351п-П15, в котором отзывает указанный законопроект из Государственной Думы.
На основании изложенного и в соответствии со статьей 123.1 Регламента Государственной Думы Комитет Государственной Думы по энергетике рекомендует Государственной Думе отклонить принятый в первом чтении проект федерального закона N 632833-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике".
Председатель Комитета |
П.Н. Завальный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.