Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона.
Законопроект направлен на изменение условий кредитования для снижения доли просроченных потребительских кредитов (займов).
Статьей 1 законопроекта предлагается внести изменение в пункт 2 статьи 811 Гражданского кодекса Российской Федерации с целью ограничения права кредитных и микрофинансовых организаций требовать досрочного возврата всей оставшейся суммы займа вместе с причитающимися процентами.
Данная законодательная инициатива лишает кредитора возможности защитить свой законный интерес в своевременном получении ожидаемой прибыли, увеличивает риски кредитных и микрофинансовых организаций, связанные с кредитованием, что может привести к установлению кредитором дополнительных требований к финансовому положению заемщиков, повышению процентных ставок и, соответственно, снижению доступности финансовых услуг.
Представляется необоснованным установление на уровне закона абсолютных (в процентах годовых) ограничений суммы процентов по договору кредита (займа), включая размер платежей, связанных с неисполнением (ненадлежащим исполнением) заемщиком условий договора кредита (займа).
Действующий в настоящее время механизм в совокупности с правом Банка России на мораторий на применение ограничения полной стоимости кредита, предусмотренный частью 11 статьи 6, а также ограничением размера взимаемой с заемщика неустойки, установленный частью 21 статьи 5 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)", обеспечивает гибкость регулирования предельного размера процентов по кредитам (займам) в условиях формирования рыночной цены с учетом изменений макроэкономической ситуации, в том числе уровня инфляции, состояния конкуренции.
Предлагаемые законопроектом изменения в главу 6 Федерального закона "О кредитных историях", предусматривающие аннулирование информации о кредитной истории заемщика, не позволит кредитным организациям проводить качественную оценку добросовестности и надежности потенциального заемщика.
Также не может быть поддержано распространение ограничений, предусмотренных статьями 1, 2, 3 законопроекта, на ранее заключенные договоры, поскольку при их заключении стороны исходили из текущей ситуации, складывающейся на рынке, и существовавшего на тот момент регулирования. Принудительное ухудшение положения кредитора, как одной из сторон договора, может повлечь убытки, компенсация которых законопроектом не предусмотрена.
Учитывая вышеизложенное, Правительство Российской Федерации не поддерживает законопроект.
Заместитель Председателя |
С. Приходько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.