Motor vehicles. Chambers of vehicles pneumatic brake controls. Technical requirements and test methods
Дата введения - 1 апреля 2017 г.
Введен впервые
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2009 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 Разработан Федеральным государственным унитарным предприятием "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт "НАМИ" (ФГУП "НАМИ")
2 Внесен Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 56 "Дорожный транспорт"
3 Принят Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 27 октября 2015 г. N 81-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 |
Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 |
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Армения |
AM |
Минэкономики Республики Армения |
Беларусь |
BY |
Госстандарт Республики Беларусь |
Казахстан |
KZ |
Госстандарт Республики Казахстан |
Киргизия |
KG |
Кыргызстандарт |
Россия |
RU |
Росстандарт |
Таджикистан |
TJ |
Таджикстандарт |
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 мая 2016 г. N 318-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33543-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 апреля 2017 г.
5 Введен впервые
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на тормозные мембранные (диафрагменные) камеры (далее - тормозные камеры), в том числе с пружинными энергоаккумуляторами (в сборе), предназначенные для создания усилия в тормозных механизмах автотранспортных средств (далее - АТС), относящихся к классификации [1] с пневматическим приводом тормозов с рабочим давлением сжатого воздуха до 0,8 МПа. Тормозные камеры предназначены для эксплуатации в макроклиматических районах с умеренным (У) и сухим или влажным тропическим (Т) климатом в условиях категории размещения 1 по ГОСТ 15150. Применение тормозных камер в макроклиматических районах с холодным климатом (ХЛ) по ГОСТ 15150, а также для других целей должно быть согласовано с изготовителем в установленном порядке.
Настоящий стандарт устанавливает типы тормозных камер, их выходные параметры, габаритные и присоединительные размеры, технические требования и методы испытаний для оценки их работоспособности, герметичности и долговечности в условиях циклического нагружения, а также определения их функциональных свойств.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды
ГОСТ 29014-91 Пневмоприводы. Общие методы испытаний
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 тормозная камера: Исполнительный аппарат тормозного пневматического привода, преобразующий энергию сжатого воздуха в поступательное движение штока для срабатывания рабочего тормоза АТС.
3.2 тормозная камера с пружинным энергоаккумулятором: Тормозная камера, имеющая механизм, преобразующий энергию сжатого воздуха в энергию сжатой пружины, которая используется для обеспечения поступательного движения штока с целью приведения в действие тормозных механизмов в случаях необходимости включения стояночной и запасной тормозных систем или при отсутствии достаточного запаса энергии сжатого воздуха в приводе тормозных систем.
3.3 быстрорастормаживающее устройство; БРУ: Механизм быстрого отсоединения жесткой связи между поршнем (диафрагмой) энергоаккумулятора и штоком камеры.
3.4 тип тормозной камеры: Параметр, определяемый активной площадью силового элемента камеры в квадратных дюймах (1 кв. дюйм = 645,1 ).
4 Основные типы, параметры и размеры
4.1 Установлены следующие восемь разновидностей тормозных камер (см. рисунки 1 - 8, таблицы 1 - 8).
4.1.1 Тормозные камеры со штоком и шпильками для крепления на кронштейне (см. рисунок 1, таблицу 1).
4.1.2 Тормозные камеры с пружинным поршневым энергоаккумулятором, со штоком и шпильками для крепления на кронштейне (см. рисунок 2, таблицу 2).
4.1.3 Тормозные камеры с резьбовой трубой для крепления непосредственно на тормозном механизме (см. рисунок 3, таблицу 3).
4.1.4 Тормозные камеры с пружинным поршневым энергоаккумулятором, с резьбовой трубой для крепления непосредственно на тормозном механизме (см. рисунок 4, таблицу 4).
4.1.5 Тормозные камеры с пружинным диафрагменным энергоаккумулятором, со штоком и шпильками для крепления на кронштейне (см. рисунок 5, таблицу 5).
4.1.6 Тормозные камеры с диафрагменным энергоаккумулятором, с резьбовой трубой для крепления непосредственно на тормозном механизме (см. рисунок 6, таблицу 6).
4.1.7 Тормозные камеры с укороченным штоком и шпильками для крепления в дисковом тормозном механизме (см. рисунок 7, таблицу 7).
4.1.8 Тормозные камеры с пружинным поршневым энергоаккумулятором, с укороченным штоком и шпильками для крепления в дисковом тормозном механизме (см. рисунок 8, таблицу 8).
4.2 Основные параметры и размеры камер приведены в таблицах 1 - 8. Рисунки 1 - 8 не устанавливают конструкции тормозных камер.
4.3 Усилие на штоке для всех типов тормозных камер определяют при ходе штока 20 мм и давлении 0,6 МПа (6,0 ).
4.4 Длина штоков тормозных камер (по 4.1.1, 4.1.2, 4.1.5) должна быть согласована между изготовителем и потребителем в установленном порядке.
4.5 Давление отключения пружинных энергоаккумуляторов тормозных камер (по 4.1.2, 4.1.4 - 4.1.6, 4.1.8) должно находиться в пределах (0,51 + 0,05) МПа (5,1 + 0,5) .
4.6 В случае наличия у тормозных камер с пружинным энергоаккумулятором (по 4.1.2, 4.1.4 - 4.1.6, 4.1.8) быстрорастормаживающего устройства давление, при котором произойдет включение БРУ, должно быть не более 0,65 МПа (6,5 ).
Рисунок 1 - Тормозная камера со штоком и шпильками для крепления на кронштейне
Таблица 1
Размеры в миллиметрах | |||||||||||
Тип тормозной камеры |
D, не более |
L, не более |
|
l, не менее |
А |
Е, не более |
|
|
|
Усилие на штоке, даН, не менее |
|
9 |
112 |
120 |
45 |
|
76 |
86 |
|
|
|
300 |
|
12 |
146 |
25 |
92 |
М12 |
|
М14 х 1,5 |
400 |
||||
16 |
164 |
138 |
|
120 |
103 |
550 |
|||||
20 |
175 |
124 |
57 |
|
|
109 |
|
М16 х1,5 (М22 х1,5, К |
(М12 х1,25 М16 х1,5) |
650 |
|
24 |
188 |
115 |
750 |
||||||||
27 |
127 |
|
32 |
120 |
123 |
М16 х 1,5 (М12 х 1,5) |
|
|
950 |
||
30 |
208 |
141 |
|
|
|
|
|
|
1000 |
||
36 |
230 |
173 |
76 |
134 |
М16 х1,5 |
1300 |
Рисунок 2 - Тормозная камера с пружинным поршневым энергоаккумулятором, со штоком и шпильками для крепления на кронштейне
Таблица 2
Размеры в миллиметрах | ||||||||||||||
Тип силовой части камеры |
Тип пружинной части камеры |
D, не более |
|
С, не более |
силовая часть/пружинная часть |
d |
l, не менее |
Е, не более |
L, не более |
|
|
Усилие на штоке, даН, не менее |
||
Силовая часть |
Пружинная часть |
|||||||||||||
12 |
16 |
124 |
160 |
88 |
|
М14 х1,5 (М12 х1,5; М16 х1,5) |
33 |
92 |
265 |
158 |
68 |
400 |
580 |
|
20 |
156 |
90 |
273 |
166 |
650 |
|||||||||
14 |
16 |
135 |
162 |
92 |
|
94 |
460 |
580 |
||||||
16 |
146 |
550 |
||||||||||||
20 |
156 |
650 |
||||||||||||
6 |
24 |
146 |
174 |
102 |
|
М14 х1,5 (М12 х1,5; М16 х1,5) |
33 |
94 |
273 |
166 |
68 |
550 |
750 |
|
20 |
20 |
175 |
156 |
90 |
|
109 |
265 |
650 |
650 |
|||||
24 |
184 |
115 |
750 |
|||||||||||
20 |
24 |
175 |
174 |
102 |
38 |
109 |
254 |
154 |
88 |
650 |
|
|||
24 |
184 |
115 |
750 |
750 |
||||||||||
30 |
208 |
122 |
268 |
1000 |
||||||||||
27 |
24 |
210 |
122 |
302 |
73 |
950 |
|
|||||||
30 |
200 |
111 |
200 |
|
||||||||||
24 |
30 |
184 |
115 |
278 |
750 |
|
||||||||
30 |
208 |
122 |
293 |
1000 |
1000 |
|||||||||
36 |
230 |
|
134 |
325 |
1300 |
|
Рисунок 3 - Тормозная камера с резьбовой трубой для крепления непосредственно на тормозном механизме
Таблица 3
Размеры в миллиметрах | ||||||||
Тип тормозной камеры |
D, не более |
L, не более |
|
E, не более |
d |
|
Усилие на штоке, даН, не менее |
|
9 |
136 |
110 |
43 |
90 |
M48x1,5-6g) |
M16 x1,5 |
300 |
|
12 |
146 |
112 |
92 |
400 |
||||
16 |
160 |
128 |
101 |
550 |
Рисунок 4 - Тормозная камера с пружинным поршневым энергоаккумулятором, с резьбовой трубой
Таблица 4
Размеры в миллиметрах | ||||||||||
Тип силовой части камеры |
Тип пружинной части камеры |
D, не более |
|
С, не более |
|
E, не более |
d |
Усилие на штоке, даН, не менее |
||
Силовая часть |
Пружинная часть |
|||||||||
9 |
9 |
136 |
160 |
87 |
43 |
90 |
(M45 x1,5 - 6g, M48 x1,5 - 6g) |
300 |
300 |
|
12 |
148 |
92 |
400 |
|||||||
9 |
12 |
136 |
90 |
300 |
400 |
|||||
12 |
148 |
92 |
400 |
|||||||
9 |
20 |
136 |
175 |
90 |
90 |
300 |
650 |
Рисунок 5 - Тормозная камера с пружинным диафрагменным энергоаккумулятором, со штоком и шпильками
Таблица 5
Размеры в миллиметрах | ||||||||||||
Тип силовой части камер |
Тип пружинной части камер |
D, не более |
|
С, не более |
|
d |
l, не менее |
E, не более |
L, не более |
Усилие на штоке, даН, не менее |
||
Силовая часть |
Пружинная часть |
|||||||||||
12 |
16 |
124 |
200 |
100 |
45 |
М14 х1,5 (М16 х1,5) |
33 |
122 |
335 |
400 |
580 |
|
20 |
208 |
650 |
||||||||||
16 |
16 |
146 |
200 |
57 |
550 |
580 |
||||||
20 |
208 |
650 |
||||||||||
24 |
750 |
|||||||||||
20 |
20 |
175 |
38 |
650 |
650 |
|||||||
24 |
186 |
750 |
||||||||||
20 |
24 |
175 |
650 |
750 |
||||||||
24 |
186 |
750 |
||||||||||
30 |
208 |
1000 |
||||||||||
27 |
186 |
950 |
||||||||||
30 |
208 |
230 |
111 |
134 |
340 |
1000 |
||||||
24 |
186 |
750 |
||||||||||
30 |
208 |
1000 |
||||||||||
36 |
230 |
1300 |
Рисунок 6 - Тормозная камера с диафрагменным энергоаккумулятором, с резьбовой трубой
Таблица 6
Размеры в миллиметрах | ||||||||||
Тип силовой части камеры |
Тип пружинной части камеры |
D, не более |
|
С, не более |
|
E, не более |
d |
Усилие на штоке, даН, не менее |
||
Силовая часть |
Пружинная часть |
|||||||||
9 |
20 |
136 |
208 |
100 |
43 |
122 |
(M45x1,5 - 6g, M48x1,5 - 6g) |
300 |
650 |
|
12 |
148 |
50 |
400 |
Рисунок 7 - Тормозная камера с укороченным штоком и шпильками для крепления в дисковом тормозном механизме
Таблица 7
Размеры в миллиметрах | ||||||||||||
Тип тормозной камеры |
|
В |
L |
|
|
Усилие на штоке, даН, не менее |
||||||
9 |
45 (57) |
15 |
38 |
М16 х1,5 М16 х1,5 М16 х1,5 |
- |
300 |
||||||
12 |
- |
400 |
||||||||||
14 |
57 |
- |
440 |
|||||||||
16 |
- |
500 |
||||||||||
18 |
62 |
43 |
М16 х1,5 |
560 |
||||||||
20 |
62 |
15 (26) |
38 43 |
М16 х1,5 (М22 х1,5) |
М16 х1,5 - |
650 |
||||||
22 |
62 |
15 |
43 |
М16 х1,5 |
680 |
|||||||
24 |
62 |
750 |
||||||||||
27 |
57 (62) |
950 |
||||||||||
30 |
1000 |
Рисунок 8 - Тормозные камеры с пружинным поршневым энергоаккумулятором, с укороченным штоком и шпильками для крепления в дисковом тормозном механизме
Таблица 8
Размеры в миллиметрах | |||||||
Тип силовой части камеры |
Тип пружинной части камеры |
|
|
|
Усилие на штоке, даН, |
||
|
|
не менее |
|||||
|
|
|
|||||
|
|
Силовая часть |
Пружинная часть |
||||
|
|
||||||
F |
А |
||||||
|
|
||||||
16 |
16 |
57/57 |
|
|
430 |
580 |
|
24 |
64/64 |
15 |
43 |
|
|||
18 |
24 |
64/64 |
480 |
||||
|
|
64/64 |
15 |
43 |
|
||
20 |
24 |
75/75 |
20 |
38 |
650 |
750 |
|
24 |
24 |
|
|
|
750 |
||
|
|
57/57 |
15 |
|
|
|
|
|
24 |
64/64 |
46 |
43 |
|
|
|
27 |
|
75/75 |
26 |
38 |
950 |
|
|
|
30 |
|
|
|
|
1000 |
5 Технические требования
5.1 Тормозные камеры должны соответствовать требованиям настоящего стандарта, [1] и конструкторской документации (далее - КД), утвержденной в установленном порядке.
5.2 Тормозные камеры не должны выходить из строя из-за поломок на протяжении всего срока службы АТС.
5.3 Ресурс тормозных камер должен быть не менее ресурса АТС, для которого они предназначены (при соблюдении правил технического обслуживания и эксплуатации, изложенных в заводской инструкции на данное АТС). В течение пробега до капитального ремонта допускается замена комплектующих изделий, срок службы которых установлен техническими условиями ниже срока службы АТС.
5.4 Тормозные камеры должны быть герметичны при давлении не менее 0,8 МПа (8,0 ).
Допустимая утечка воздуха из диафрагменной или пружинной части камеры при давлении 0,75 МПа (7,5 ) не должна превышать:
- 4 ;
- 20 после испытаний по 6.6;
- 100 при испытаниях по 6.7.
5.5 Требования к работоспособности должны выполняться также после проведения испытаний в условиях их циклического нагружения в объеме и режиме, указанных в 6.6.
6 Методы испытаний
6.1 Общие положения
6.1.1 Испытания следует проводить по методикам, разработанным предприятиями в соответствии с требованиями настоящего стандарта.
6.1.2 Тормозные камеры следует подвергать следующим испытаниям:
а) по оценке работоспособности;
б) по оценке герметичности;
в) по определению функциональных свойств;
г) по оценке долговечности в условиях циклического нагружения;
д) по оценке стойкости к температурным воздействиям.
6.1.3 Все испытания, за исключением испытаний в соответствии с 6.1.2, перечисление д) проводятся при температуре (203)°С.
6.1.4 Все объекты перед началом испытаний должны быть проверены на соответствие габаритных и присоединительных размеров требованиям раздела 3 настоящего стандарта.
6.2 Испытательное оборудование
6.2.1 Испытания следует проводить на аттестованном оборудовании.
6.2.2 Рекомендуемые схемы испытательного оборудования для проведения испытаний по 6.1.2 приведены на рисунках А.1 - А.6 приложения А.
6.2.3 Все стендовые установки должны иметь возможность создавать регулируемое давление воздуха на входах в камеру от 0 до 0,8 МПа (8,0 ).
6.2.4 Стендовые установки для проведения испытаний по определению функциональных свойств должны быть снабжены динамометром, установленном на расстоянии 20 мм от конца штока камеры в расторможенном состоянии.
6.2.5 Стендовые установки для проведения испытаний по оценке долговечности в условиях циклического нагружения должны иметь:
- возможность циклического изменения входного давления 0 до 0,8 МПа (8,0 ) с частотой не менее 20 циклов в минуту;
- противодействующее устройство.
Сила на штоке противодействующего устройства не должна превышать 5% номинальной силы соответствующей части испытуемой камеры по 4.1.
При 2/3 хода штока камеры сила на штоке противодействующего цилиндра должна быть не менее 60% номинальной силы на штоке камеры.
При ходе свыше 2/3 хода штока камеры шток противодействующего устройства должен дойти до упора. Дальнейшее увеличение силы на штоке камеры должно происходить без перемещения штока противодействующего устройства.
6.2.6 Стендовые установки для проведения испытаний по оценке стойкости к температурным воздействиям должны иметь термическую камеру с диапазоном температур от минус 60 °С до плюс 80 °С.
6.2.7 Допускаемые погрешности измерения параметров не должны превышать:
3% - усилия;
3% - давления;
2,5% - температуры;
2% - линейных размеров;
3% - частоты;
5% - времени.
6.3 Испытания по оценке работоспособности
6.3.1 Три раза впускают и выпускают воздух под давлением 0,8 МПа (8,0 ) в (из) рабочую(ей) полость(и) камеры (вход I). В тормозных камерах с пружинным энергоаккумулятором предварительно впускают в рабочую полость воздух под давлением 0,75 МПа (7,5
) во вход II. Измеряют длину хода штока. При этом фиксируют плавность перемещения што
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Межгосударственный стандарт ГОСТ 33543-2015 "Автомобильные транспортные средства. Камеры тормозные пневматических приводов. Технические требования и методы испытаний" (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 мая 2016 г. N 318-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Стандартинформ, Москва, 2016 г.
Дата введения - 1 апреля 2017 г.
Настоящий документ применяется в рамках ЕАЭС
Включен в Перечень международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011)
Включен в Перечень международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011) и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования