Motor vehicles. Devices for cleaning air cabin, cockpit, passenger spaces and filters to them. Technical requirements and test methods
Дата введения - 1 апреля 2017 г.
Введен впервые
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2009 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 Разработан Федеральным государственным унитарным предприятием "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт "НАМИ" (ФГУП "НАМИ")
2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 56 "Дорожный транспорт"
3 Принят Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 27 октября 2015 г. N 81-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 |
Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 |
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Армения |
AM |
Армгосстандарт |
Беларусь |
BY |
Госстандарт Республики Беларусь |
Казахстан |
KZ |
Госстандарт Республики Казахстан |
Киргизия |
KG |
Кыргызстандарт |
Российская Федерация |
RU |
Росстандарт |
Таджикистан |
TJ |
Таджикстандарт |
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 июня 2016 г. N 666-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33548-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 апреля 2017 г.
5 Введен впервые
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на салонные фильтры (далее - СФ) систем кондиционирования (климат-контроля) и вентиляции, а также на системы очистки воздуха (далее - СОВ) от загрязняющих (вредных) веществ, в том числе автономные, коллективные и индивидуальные, в пассажирских помещениях и салонах (кабинах) автомобильных транспортных средств (далее - АТС).
Настоящий стандарт устанавливает требования к эффективности очистки воздуха СФ систем кондиционирования и вентиляции, СОВ и фильтрующе-сорбирующими блоками (далее - ФСБ) к ним от загрязняющих (вредных) веществ в пассажирских помещениях, салонах (кабинах) новых и находящихся в эксплуатации АТС, к ресурсу их работы при эксплуатации.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 12.1.007-76 Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности
ГОСТ 17.2.6.02-85 Охрана природы. Атмосфера. Газоанализаторы автоматические для контроля загрязнения атмосферы. Общие технические требования
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 загрязняющее (вредное) вещество; 3В: Химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую природную среду.
3.2 ориентировочный безопасный уровень воздействия 3В в атмосферном воздухе населенных мест: Временный гигиенический норматив максимально допустимого содержания ЗВ в атмосферном воздухе пассажирского помещения и кабины АТС, утвержденный в установленном порядке.
3.3 предельно допустимая максимальная разовая концентрация ЗВ; : Концентрация, не оказывающая прямого или косвенного неблагоприятного воздействия на настоящие или будущие поколения, не снижающая работоспособность человека, не ухудшающая его самочувствие и санитарно-бытовые условия в течение всей жизни.
3.4 фоновое загрязнение: Содержание 3В в атмосферном воздухе, создаваемое всеми источниками их образования, за исключением испытуемого АТС.
3.5 классы опасности ЗВ (в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.007):
1 - чрезвычайно опасные,
2 - высоко опасные,
3 - умеренно опасные,
4 - малоопасные.
3.5.1 озон : Газ, относящийся к классу опасности 1.
3.5.2 диоксид азота : Газ, относящийся к классу опасности 2.
3.5.3 формальдегид : Альдегид насыщенного ряда, относящийся к классу опасности 2.
3.5.4 оксид азота NO: Газ, относящийся к классу опасности 3.
3.5.5 твердые частицы; ТЧ: Взвешенные частицы в воздухе, находящиеся в твердой и жидкой фазах, относящиеся к классу опасности 3.
3.5.6 оксид углерода СО: Газ, относящийся к классу опасности 4.
3.6 экспресс-анализ: Анализ, совмещающий одновременный отбор проб и быстрый анализ 3В с помощью автоматических переносных газоанализаторов, соответствующих требованиям ГОСТ 17.2.6.02.
3.7 экологический класс от Эко-1 до Эко-6: Показатель эффективности очистки нормируемых настоящим стандартом ЗВ салонными фильтрами и системами очистки воздуха с конструктивными параметрами (отраженными в техническом описании), обеспечивающими уровень безопасного содержания ЗВ в воздухе салонов АТС.
3.8 отбор проб воздуха: Непосредственная прокачка через газоанализатор(ы), либо процедура заполнения пробы воздуха в герметичную емкость аспирационным методом с целью его количественного химического анализа в лабораторных условиях.
3.9 концентрация ЗВ: Массовое содержание 3В, ; дополнительно для ТЧ диаметром от 0,5 мкм (), частиц на миллион ().
4 Технические требования
4.1 Назначение СФ, СОВ:
- для кабин водителей (операторов) общественного транспорта;
- для пассажирских помещений общественного транспорта, грузовых АТС категории М;
- для кабин водителей и пассажирских помещений транспортных средств МЧС, пожарных машин и т.п.;
- для кабин водителей и пассажирских помещений машин скорой помощи;
- для кабин и пассажирских помещений коммунальной техники, строительно-дорожных машин, транспортных средств полиции и т.п.;
- для салонов АТС, принадлежащих физическим лицам и находящихся в собственности юридических лиц.
4.2 Категория СФ, СОВ:
- индивидуальный(ая), обеспечивающий(ая) очистку воздуха в зоне дыхания одного пассажира (водителя) АТС;
- коллективный(ая), обеспечивающий(ая) очистку воздуха во всем объеме салона АТС;
- автономный(ая), устанавливаемый(ая) и работающий(ая) независимо от других систем и агрегатов АТС.
4.3 Номенклатура определяемых 3В при оценке эффективности очистки воздуха СФ и/или СОВ в салонах АТС в зависимости от их экологического класса:
- , , , , NO, СО - экологический класс Эко-6;
- , , , NO, СО - экологический класс Эко-5;
- , , , NO - экологический класс Эко-4;
- , - экологический класс Эко-3;
- - экологический класс Эко-2;
- - экологический класс Эко-1.
4.4 Назначение экологических классов СФ, СОВ, ФСБ к ним для новых и находящихся в эксплуатации АТС, сроки их обязательного применения:
- для кабин водителей (операторов, машинистов) общественного транспорта - Эко-5-6, с даты введения настоящего стандарта;
- для пассажирских помещений общественного транспорта - Эко-4-6, через три года после даты введения настоящего стандарта;
- для кабин водителей и пассажирских помещений пожарных машин, транспортных средств МЧС, специального назначения - Эко-3-6, через два года после даты введения настоящего стандарта;
- для кабин водителей и пассажирских помещений машин скорой помощи - Эко-4-6, через один год после даты введения настоящего стандарта;
- для кабин и пассажирских помещений коммунальной техники, строительно-дорожных машин, транспортных средств полиции и т.п. - Эко-3-6, через три года после даты введения настоящего стандарта;
- для салонов и кабин АТС, находящихся в государственной и частной собственности - Эко-1-6, в соответствии с действующими нормативными документами для государственных предприятий и в виде опций - для негосударственных предприятий и частных лиц.
4.5 Нормы
Содержание ЗВ в воздухе салона АТС в зонах дыхания водителя и пассажиров в условиях эксплуатации не должно превышать предельно допустимых максимальных разовых концентраций .
Перечень ЗВ, подлежащих определению, и предельно допустимое содержание ЗВ в салоне АТС, в зоне дыхания человека приведены в таблице 1.
Таблица 1
Загрязняющее вещество |
Гигиенический норматив (), () |
Озон () |
0,160 |
Формальдегид |
0,035 |
Диоксид азота |
0,200 |
Оксид азота NO |
0,400 |
Твердые частицы, ТЧ () Твердые частицы, ТЧ () |
0,100 (40000,00) 2,000 |
Оксид углерода, СО |
5,000 |
4.6 Ресурс СФ, СОВ и ФСБ к ним устанавливается изготовителем применительно к условиям эксплуатации в государствах - членах Таможенного союза и подлежит обязательной проверке в соответствии с настоящим стандартом, результат которой должен быть внесен в технический паспорт на каждое изделие.
5 Методы испытаний
5.1 Определение загрязняющих (вредных) веществ в воздухе
5.1.1 Содержание 3В в воздухе пассажирского помещения и салоне АТС определяют в стендовых условиях с помощью газоанализаторов, работающих на основе методов, приведенных в 5.1.2.
5.1.2 Методы определения
5.1.2.1 При определении содержания в воздухе салона оксида углерода СО, применяют следующие методы:
- газовую хроматографию с использованием пламенно-ионизационного детектора (ПИД) после конверсии в метан;
- оптико-акустическую инфракрасную спектроскопию;
- электрохимическое детектирование.
5.1.2.2 При определении содержания в воздухе салона ТЧ применяют измерители содержания ТЧ в воздухе (счетчики частиц) начиная с диаметра 0,5 мкм и более, работающие на основе лазерного сканирования потока воздуха с измерением счетной концентрации и размеров ТЧ, , либо измерители массового содержания ТЧ, .
5.1.2.3 При определении содержания в воздухе салона диоксида азота и оксида азота NO применяют хемилюминесценцию, гетерогенную хемилюминесценцию.
5.1.2.4 При определении содержания в воздухе салона формальдегида применяют:
- электрофотометрию;
- высокоэффективную жидкостную хроматографию;
- газовую хроматографию с ПИД и насадочными или капиллярными колонками.
5.1.2.5 При определении содержания в воздухе салона озона применяют газоанализаторы с использованием ультрафиолетовой фотометрии или хемилюминесцентные анализаторы.
Допускается применять другие методы анализа, обеспечивающие требуемые избирательность и точность измерений нормируемых 3В.
5.2 Объект испытаний
5.2.1 При проведении испытаний в целях сертификации устанавливают понятие "экологического класса" СФ, СОВ согласно 4.3.
5.2.2 Перед проведением испытаний уточняют:
- экологический класс СФ, СОВ и ФСБ к ним, их конструкцию, принципы и режимы работы (очистки воздуха), применяемые фильтрующе-очищающие материалы, устройства и технологии очистки отдельных ЗВ, их эффективность очистки воздуха по отдельным ЗВ и ресурс работы до замены (регенерации), данные по уровню шума, электромагнитному излучению, а также правила эксплуатации, обслуживания;
- предприятие - изготовитель СФ, СОВ и ФСБ;
- конструкцию пассажирского помещения, салона (кабины) (для АТС категории N с учетом расположения двигателя и др.), выпускного воздушного клапана пассажирского помещения, салона (кабины);
- конструкцию кузова (для АТС категорий , );
- расположение выпускной трубы по отношению к кузову (кабине) АТС;
- конструкцию систем вентиляции, кондиционирования, климат-контроля в салоне (кабине), пассажирском помещении АТС, режимы и параметры их работы;
- наличие (отсутствие) штатной СОВ в салоне АТС, в т.ч. автономной.
5.2.3 Параметры и технические характеристики СФ, СОВ, ФСБ должны быть указаны в техническом описании и представлены заявителем в трех экземплярах.
5.2.4 Форма технического описания приведена в приложении А.
5.2.5 К испытаниям допускаются СФ, СОВ и ФСБ, принцип очистки воздуха в которых основан на фильтрации, адсорбции, абсорбции, химическом связывании и каталитическом окислении ЗВ, не приводящих к образованию промежуточных продуктов химических реакций, которые могут быть более токсичными, чем очищаемые ЗВ. По этой причине, например, к испытаниям не допускаются СОВ, СФ и ФСБ без газоанализаторов непрерывного измерения содержания и измерения содержания промежуточных продуктов химических реакций, принцип работы которых основан на:
- ионизации воздуха и других принципах с образованием озона (относится к 3В 1-го класса опасности);
- фотокаталитической очистке воздуха, также приводящей к образованию промежуточных продуктов, которые могут быть более токсичными, чем исходные 3В.
Примечание - Возможно применение очистителей по 5.2.5 при соблюдении следующих условий:
- если они не приводят к содержанию в воздухе на выходе из воздухоочистителя озона и промежуточных продуктов химических реакций, которые могут быть более токсичными, чем очищаемые ЗВ, что должно быть подтверждено результатами испытаний, проведенных в сертификационных лабораториях, аттестованных в установленном порядке, либо в соответствии с настоящим стандартом;
- при наличии в составе очистителей средств диагностики (газоанализаторов) предельно допустимого содержания озона и промежуточных продуктов химических реакций в воздухе на выходе из очистителей по 5.2.5.
5.2.6 Испытания проводят в соответствии с приложением Б.
5.2.7 При проведении испытаний следует соблюдать требования и инструкции по охране труда, действующие в организации, проводящей испытания.
_____________________________
* Обязателен в случае распространения результатов испытаний на типоразмерный ряд салонных фильтров, систем очистки воздуха.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Межгосударственный стандарт ГОСТ 33548-2015 "Автомобильные транспортные средства. Устройства для очистки воздуха салона, кабины, пассажирского помещения и фильтры к ним. Технические требования и методы испытаний" (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 июня 2016 г. N 666-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Стандартинформ, Москва, 2016 г.
Дата введения - 1 апреля 2017 г.