Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение Б
(обязательное)
Метод испытаний по определению эффективности очистки воздуха от загрязняющих (вредных) веществ с помощью салонного фильтра и/или системы очистки воздуха в салоне (кабине) и пассажирском помещении автотранспортного средства
Б.1 Введение
В настоящем приложении описан метод проведения испытаний по определению эффективности очистки воздуха от 3В с помощью СФ и/или СОВ салоне (кабине) и пассажирском помещении АТС.
Б.2 Условия проведения испытаний
Б.2.1 Испытания СФ и/или СОВ проводят в салонах (кабинах) и пассажирских помещениях АТС, в герметичных закрытых испытательных помещениях площадью до восьми площадей испытуемого АТС и высотой более 2,0 м.
Б.2.2 Определение ЗВ в воздухе салона (кабины) и пассажирского помещения АТС проводят при следующих условиях:
- окна, двери, форточки, вентиляционные люки салона закрыты;
- система(ы) кондиционирования выключена(ы);
- система внутренней рециркуляции выключена;
- принудительная вентиляция воздуха выключена;
- система отопления воздуха выключена.
Б.2.3 При наличии на испытуемом АТС дополнительных СФ, СОВ, не проходящих сертификационного испытания, испытания проводят с выключенными дополнительными СФ, СОВ
Б.2.4 Нормальные климатические условия при проведении испытаний приведены в таблице Б.1.
Таблица Б.1 - Параметры и значения метеорологических условий
Параметр |
Значение |
Температура наружного воздуха |
От 10°С до 30°С |
Относительная влажность воздуха |
Не более 90% |
Атмосферное давление, кПа |
Фактическое при испытаниях |
Б.3 Режимы испытаний
Б.3.1 Испытания новых СФ систем вентиляции, кондиционирования (климат-контроля) и/или СОВ, включая автономные, проводят в салонах (кабинах) и пассажирских помещениях АТС, находящихся в герметичных закрытых помещениях при работе систем вентиляции, кондиционирования (климат-контроля) с СФ и/или СОВ на номинальном режиме их работы согласно паспортным данным и по номенклатуре ЗВ, предусмотренной их экологическим классом.
Б.3.2 В ходе испытаний проводят количественное определение ЗВ в воздухе салона.
Б.4 Проведение испытаний
Б.4.1 Подготовка к испытаниям
Б.4.1.1 Проводят идентификацию представленного для испытания СФ, СОВ в АТС, проверяют соответствие СФ и/или СОВ техническому описанию согласно приложению А.
Б.4.1.2 Проводят визуальную оценку состояния корпуса СФ и/или СОВ, а также внутренних и внешних поверхностей кузова салона (кабины) и пассажирского помещения АТС, уплотнений стекол, люков, дверей и выпускного тракта АТС.
Б.4.1.2.1 К испытаниям допускают СФ системы вентиляции, или кондиционирования (климат-контроля), и/или СОВ, включая автономные, без выявленных отклонений от характеристик, заявленных в техническом описании (паспорте на изделие).
Б.4.1.3 Заправляют топливный(е) бак(и) АТС до 90% вместимости.
Б.4.1.4 Закрывают окна, двери, вентиляционные люки салона АТС. Выдерживают АТС не менее двух часов в закрытом помещении при температуре воздуха, отличающейся от температуры воздуха во время испытаний не более чем на 5°С.
Б.4.2 Порядок проведения испытаний
Испытание СФ, СОВ в АТС проводят в следующей последовательности.
Б.4.2.1 Двери, окна, вентиляционные отверстия, все возможные щели помещения закрывают и максимально герметизируют. При необходимости внутри помещения включают вентилятор в режиме рециркуляции для обеспечения равномерного перемешивания воздуха во всем его объеме.
Б.4.2.2 У испытываемого АТС открывают по меньшей мере две двери с разных сторон салона АТС.
Б.4.2.3 В испытательное помещение подают отработавшие газы бензинового двигателя внутреннего сгорания, находящегося снаружи данного помещения либо в нем, до момента загрязнения воздуха в помещении на уровне 5 с допуском +/-1 по измеряемому(ым) ЗВ. Допускается осуществлять загрязнение воздуха в помещении с помощью отработавших газов автомобиля, в котором проводятся испытания. Допускается также осуществлять загрязнение воздуха в помещении с помощью газовых баллонов. В данных условиях допускается одновременное проведение испытаний по другим ЗВ, содержание которых в воздухе находится в диапазоне от 2 до 8 .
Б.4.2.4 После достижения уровня по Б.4.2.3 в воздухе помещения по основному ЗВ через (51) мин закрывают двери салона, проводят контрольный анализ загрязнения воздуха в пассажирском помещении, салоне и снаружи АТС - в воздухе помещения, в котором проводятся испытания.
Б.4.2.5 Включают работу системы вентиляции, или кондиционирования (климат-контроля), и/или СОВ. Устанавливают номинальный режим работы испытуемой системы, а режим работы систем вентиляции и отопления и др. - в соответствии с Б.2.2, Б.2.3.
Б.4.2.6 Через каждые 3 мин от начала цикла проводят экспресс-анализ содержания измеряемых ЗВ в воздухе салона и/или отбор проб воздуха в пассажирском помещении и/или салоне (кабине) АТС в точках, указанных на рисунке Б.1.
Б.4.2.6.1 Пробы отбирают согласно Б.7.3.2, экспресс-анализ воздуха проводят согласно Б.7.3.3 приложения Б.
Б.4.2.7 Через 20 мин заканчивают испытания, выключают двигатель внутреннего сгорания, системы вентиляции, кондиционирования, очистки воздуха, прекращают экспресс-анализ ЗВ и отбор проб воздуха, отключают электропитание АТС, электрических пробоотборных устройств (ЭПУ) и газоанализаторов, в помещении для проведения испытаний открывают двери и его проветривают.
Б.4.2.8 Полный цикл испытаний по Б.4.2.1 - Б.4.2.7 повторяют три раза.
Б.4.2.9 Передают в аналитическую лабораторию пробы воздуха, отобранные при испытаниях для их последующей обработки и количественного анализа 3В.
Б.5 Оформление результатов испытаний
Б.5.1 Результаты испытаний признают положительными, если зарегистрированные значения измерений каждого из заявленных в паспорте на изделие ЗВ не превышают установленных значений согласно таблице 1 во всех точках измерений не позднее 18-й минуты после начала испытаний изделия коллективного пользования и в зоне дыхания человека в струе очищенного воздуха не позднее 9-й минуты для изделий индивидуального пользования.
Б.5.2 По результатам проведенных испытаний оформляют протокол.
Форма протокола испытаний СОВ и ФСБ
Наименование испытательного центра (отдела, лаборатории) _______________
Номер аттестата об аккредитации (номер свидетельства об аттестации) ______
_______________________________________________________________________
дата выдачи _______________________________________________________
Протокол N _______________________________________
испытаний СФ, СОВ на соответствие требованиям настоящего стандарта
1 Заводская или торговая марка СФ, СОВ
1.1 Тип (модель) СФ, СОВ_____________________________________________
1.2 Наименование и адрес предприятия-изготовителя ______________________
1.3 Контракт (договор), номер _________________________________________
2 Технические характеристики СФ, СОВ
2.1 Полная масса СФ, кг ______________________________________________
2.2 Режимы работы СОВ _____________________________________________
2.3 Ресурс работы СОВ, моточасов _____________________________________
2.4 Масса СФ _______________________________________________________
2.5 Режим работы СФ ________________________________________________
2.6 Ресурс работы СФ, моточасов ______________________________________
2.7 Перечень очищаемых ЗВ с помощью СФ, СОВ _________________________
2.8 Типы, марки и основные данные по фильтрующе-очищающим материалам в составе СФ, СОВ _______________________________________________________________________
2.9 Принцип очистки каждого ЗВ _______________________________________
2.10 Номинальный расход очищаемого воздуха через СФ, СОВ, ________
2.11 Масса каждого из фильтрующе-очищающих материалов в СФ, СОВ ______
_______________________________________________________________________
2.12 Схема воздуховодов системы раздачи очищенного в СФ, СОВ воздуха по объему салона АТС _______________________________________________________________________
3 Характеристики АТС, в котором проводятся испытания СФ, СОВ
3.1 Марка, модель АТС _____________________________________________
3.2 Тип АТС_______________________________________________________
3.3 Категория _____________________________________________________
3.4 Пробег, км ____________________________________________________
3.5 Шасси, номер __________________________________________________
3.6 Двигатель, номер _______________________________________________
3.7 Год выпуска АТС _______________________________________________
3.8 Наименование и адрес предприятия-изготовителя ____________________
3.9 Кузов (кабина)
- серия кузова (для АТС категории М) _________________________________
- количество мест (в том числе спальных) для АТС категории ______________
- количество дверей (боковых, задних)_________________________________
- количество опускных окон, люков____________________________________
3.10. Система кондиционирования (климат-контроля)
3.10.1 Модель_____________________________________________________
3.10.2 Изготовитель________________________________________________
3.10.3 Применяемые в ней СФ, их типы, краткое описание_________________
3.11 Система вентиляции
3.11.1 Краткое описание, принцип и режимы работы системы вентиляции _____
3.12 Материалы уплотнения окон, дверей, люков__________________________
3.13 Наличие (отсутствие) газосигнализатора или управляющего газосигнализатора в кабине, пассажирском помещении (тип, определяемое ЗВ, нижний и верхний пороги срабатывания газосигнализатора)_______________________________________________________
_______________________________________________________________________
3.14 Наименование, тип системы отопления_____________________________
3.14.1 Тип отопителя (основной, дополнительный, резервный)_______________
3.14.2 Тип теплообменника (воздушный, жидкостный, электрический)_________
4 Условия проведения испытаний и средства измерений
Испытания были проведены в соответствии с___________________________
4.1 Условия испытаний:
- дата проведения испытаний ________________________________________
- атмосферное давление___________________________________________ кПа
- относительная влажность воздуха __________________________________ %
- температура наружного воздуха ____________________________________ °С
- температура воздуха внутри салона _________________________________ °С
- скорость ветра _________________________________________________ м/с
- место проведения испытаний, характеристика помещения _______________
- технические исполнители __________________________________________
4.2 Приборы и средства измерений, применяемые при испытаниях:
- наименование и назначение, тип детектора ____________________________
- погрешность измерения (инструментальная, относительная) ______________
- диапазон измерений ______________________________________________
- заводской номер _________________________________________________
- номер свидетельства о поверке, дата поверки ________________________
5 Результаты испытаний
5.1 Массовые концентрации 3В, в , () воздухе испытательного помещения приведены в таблице 1.
Таблица 1
Наименование ЗВ |
Погрешность |
Обозначение |
Фактическое содержание во время испытаний |
, |
||||||||
Время проведения анализа, мин. | ||||||||||||
0 |
3 |
6 |
9 |
12 |
15 |
18 |
21 |
24 |
||||
Озон , |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,16 |
Диоксид азота |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,085 |
Формальдегид |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,035 |
Оксид азота NO |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,400 |
Твердые частицы ТЧ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,100 |
(40000,00 .) |
||||||||||||
2,000 |
||||||||||||
Оксид углерода СО |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5,000 |
6 Массовые концентрации ЗВ, , () в воздухе пассажирского помещения, салона (кабины) АТС приведены в таблице 2.
Таблица 2
Наименование 3В |
Обозначение, МВИ |
Погрешность МВИ, % |
Время проведения испытаний, мин |
, |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
0 |
3 |
6 |
9 |
12 |
15 |
18 |
21 |
24 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Фактическое содержание |
Фактическое содержание |
Фактическое содержание |
Фактическое содержание |
Фактическое содержание |
Фактическое содержание |
Фактическое содержание |
Фактическое содержание |
Фактическое содержание |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Номера точек отбора |
Номера точек отбора |
Номера точек отбора |
Номера точек отбора |
Номера точек отбора |
Номера точек отбора |
Номера точек отбора |
Номера точек отбора |
Номера точек отбора |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
2 |
3 |
|
4 |
5 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|||||||||||
Озон |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,160, ( ) |
||||||||
Диоксид азота |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,200 |
||||||||
Формальдегид |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,030 |
||||||||
Оксид азота NO |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,400 |
||||||||
Твердые частицы (ТЧ) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,100 (40000,00 .) 2,000 |
||||||||
Оксид углерода СО |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5,000 |
7 Заключение
7.1 Заключение при проведении испытаний в целях сертификации
При экспертизе установлена полнота и правильность оформления технической документации, идентичность объекта испытаний техническому описанию.
Экспертиза технической документации показывает, что конструктивные отличия заявленных объектов испытаний (перечень или отсутствие отличий) незначительно влияют на оцениваемые показатели, поэтому результаты испытаний могут быть распространены на СФ, СОВ* __________ .
Заявленное(ые) на испытания СФ, СОВ, ФСБ __________представляет(ют) экологический класс ________в отношении очистки и содержания ЗВ (, , , NO, ТЧ, СО) в воздушном объеме пассажирского помещения, салона (кабины) и удовлетворяет требованиям настоящего стандарта.
7.2 Заключение при проведении испытаний других видов (связанных с оценкой конструкции испытуемого СФ или СОВ).
Представленный(ые) на испытания СФ, СОВ_______________ соответствует(ют) (не соответствует(ют)) требованиям настоящего стандарта в отношении содержания вредных веществ (, , , NO, ТЧ, СО) в воздушном объеме пассажирского помещения, салона (кабины) АТС.
Протокол испытаний может быть воспроизведен только полностью и с письменного разрешения организации, проводящей испытания.
Дата ____________________ ____________ ___________________
Руководитель отдела личная подпись расшифровка подписи
(лаборатории, сектора)
Заведующий отделом сертификации _____________ ___________________
личная подпись расшифровка подписи
Заведующий отделом стандартизации ____________ ___________________
личная подпись расшифровка подписи
М.П.
Б.6 Оценку ресурса работы СФ систем вентиляции, кондиционирования (климат-контроля) и/или СОВ, включая автономные, проводят расчетным путем.
Б.6.1 Оценку ресурса работы СФ систем вентиляции, кондиционирования (климат-контроля) и/или СОВ, включая автономные, проводят по номенклатуре ЗВ в зависимости от их экологического класса в соответствии с 4.3.
Б.6.2 Оценку ресурса эффективной работы СФ и ФСБ в моточасах по каждому ЗВ проводят в следующей последовательности.
Б.6.2.1 Определяют массовое количество каждого ЗВ, поступающего в СФ и/или СОВ, путем умножения значения каждого ЗВ на часовой расход воздуха через СФ или СОВ в размерности л/час.
Б.6.2.2 Определяют расчетный ресурс эффективной работы СФ и/или СОВ, ч, путем деления значения поглотительной емкости по каждому 3В, мг/л, указанной в паспорте на СФ и/или СОВ, на значение массового количества этого ЗВ, поступающего в СФ и/или СОВ, полученную в соответствии с Б.6.2.1.
Б.6.2.3 Определяют значение эксплуатационного ресурса эффективной работы СФ и/или СОВ, ч, по каждому 3В путем умножения расчетного ресурса эффективной работы СФ и/или СОВ, полученного в соответствии с Б.6.2.2, на цифру 5. Цифра 5 установлена как показатель того, что время работы СФ и/или СОВ в городских условиях эксплуатации АТС составляет 20% времени.
Б.6.2.4 Для определения периодичности замены СФ и ФСБ, указываемые в паспорте на изделие, полученные по Б.6.2.3 данные следует делить на среднестатистическое время работы АТС данного типа в характерных условиях эксплуатации, составляющие 1 ч 30 мин в сутки для физических лиц, 8 ч работы в сутки - для коммунальной, строительно-дорожной техники, 8 ч работы в смену - для общественного городского транспорта. При оценке периодичности замены СФ и фильтрующих элементов в СОВ полученные данные следует уточнять для АТС каждого типа в зависимости от назначения и расчетного времени его работы в сутки, установленного в нормативной эксплуатационной документации.
Б.6.2.5 Расчетное значение периодичности замены СФ и ФСБ, полученное по Б.6.2.4 по каждому ЗВ, сравнивают с заявленной в паспорте на СФ и/или СОВ.
Б.7 Процедура отбора проб и проведения измерений загрязняющих (вредных) веществ
Б.7.1 Отбор проб воздуха
Б.7.1.1 Устройства для отбора проб воздуха
Пробы воздуха отбирают аспирационным способом. Система отбора проб включает в себя ЭПУ, пипетки или поглотительные емкости, концентраторы, гибкие трубки (шланги).
Б.7.1.2 В качестве ЭПУ используют переносные одно- и многоканальные приборы (электроаспираторы) со скоростями отбора проб воздуха от 0,1 до 2,0 .
Б.7.1.3 Пробы воздуха отбирают в поглотительные емкости (далее - емкости) вместимостью от 0,2 до 0,6 , изготовленные из инертных материалов (стекло, фторопласт, полиамид), или концентраторы - металлические или стеклянные патроны, наполненные адсорбирующими материалами (активированный уголь, силикагель, оксид алюминия и др.).
Б.7.1.4 Гибкие шланги должны быть изготовлены из эластичных инертных материалов (силиконовая резина и др.), не имеющих трещин и разрывов.
Б.7.2 Измерение загрязняющих (вредных) веществ в воздухе
Б.7.2.1 Измерение 3В в воздухе пассажирского помещения и кабины АТС проводят с помощью переносных или стационарных газоанализаторов, работающих на основе методов, указанных в 5.1.2, прошедших метрологическую аттестацию.
Б.7.2.1.1 Количественное измерение ЗВ проводят согласно методикам выполнения измерений (МВИ), утвержденных в установленном порядке.
Б.7.2.1.2 Средства измерений и МВИ должны обеспечивать избирательное измерение ЗВ в присутствии сопутствующих компонентов на уровне не менее 0,5 .
Б.7.2.1.3 Применяемые при испытаниях газоанализаторы должны быть оснащены электронными средствами записи, хранения и передачи информации о результатах измерений считывающими приборами на расстоянии не менее 10 м.
Б.7.3 Процедура отбора проб воздуха и (или) экспресс-анализа загрязняющих (вредных) веществ
Б.7.3.1 Места отбора проб воздуха и (или) экспресс-анализа загрязняющих (вредных) веществ
Б.7.3.1.1 Пробы воздуха и (или) экспресс-анализ 3В на месте водителя, в пассажирском помещении и кабине АТС категорий и N отбирают на высоте (1,00,1) м от пола (точка 1, рисунок Б.1).
Рисунок Б.1 - Точки отбора проб воздуха и экспресс-анализа ЗВ на месте водителя и пассажирских местах АТС
Б.7.3.1.2 Пробы воздуха и (или) экспресс-анализ ЗВ в пассажирском помещении и кабине АТС категорий , отбирают в кабине на месте водителя и пассажирском помещении во втором и последнем рядах сидений с левой стороны по ходу их движения, на высоте (1,00,1) м от пола (точки 1,3,5, рисунок Б.1).
Б.7.3.1.3 При испытании двухэтажных АТС категорий , пробы воздуха и (или) экспресс-анализ ЗВ на первом этаже отбирают на втором этаже, во втором и последнем рядах сидений с левой стороны по ходу его движения.
Б.7.3.1.4 Пробы воздуха и (или) экспресс-анализ ЗВ в пассажирском помещении и кабине сочлененных АТС категории отбирают в местах, указанных в Б.7.3.1.2, и дополнительно в месте сочленения в вертикальной плоскости симметрии, на высоте (1,50,1) м от уровня пола (точка 4 на рисунке Б.1).
Б.7.3.1.5 Пробы воздуха и (или) экспресс-анализ ЗВ в пассажирском помещении АТС категории типа "кабриолет" отбирают в соответствии с Б.7.3.1.1 при установленном(й) мягком(й) верхе(крыше).
Б.7.3.2 Последовательность отбора проб
Б.7.3.2.1 Включают ЭПУ.
Б.7.3.2.2 Пропускают пробу воздуха через поглотительную емкость или концентратор воздуха объемом, равным их 10 - 15-кратной вместимости.
Б.7.3.2.2.1 В каждой точке измерения последовательно отбирают не менее трех проб воздуха.
Б.7.3.2.3 По завершении отбора проб воздуха выключают ЭПУ, герметично закрывают зажимными устройствами вход и выход емкостей или концентраторов и маркируют отобранные пробы.
Б.7.3.3 Последовательность выполнения экспресс-анализа загрязняющих (вредных) веществ
Б.7.3.3.1 Включают газоанализаторы перед началом испытания.
Б.7.3.3.2 Прогревают газоанализаторы и выводят их на рабочий режим в соответствии с инструкцией по эксплуатации (в среднем в течение 15 - 20 мин). Режим прогрева газоанализаторов может совпадать с началом выполнения режимов испытаний.
Б.7.3.3.3 Переводят газоанализаторы в режим измерения и регистрируют результаты содержания 3В во время выполнения режимов испытаний согласно Б.4.2.
Б.7.3.3.4 В течение 3 мин регистрируют показания газоанализаторов по каждому из определяемых 3В.
Б.7.3.3.5 Полный цикл испытаний по каждому 3В повторяют три раза.
Б.7.3.3.6 За окончательный результат измерения по каждому из определяемых ЗВ принимают наибольшее, по абсолютной величине, значение.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.