Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 27 апреля 2017 г. N 66-АПГ17-9
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Никифорова С.Б.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Байкальские макароны" о признании недействующим приказа Службы по тарифам Иркутской области от 27 ноября 2015 г. N 388-СПР "Об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию для единой теплоснабжающей организации на территории Байкальского муниципального образования (ООО "Теплоснабжение")" в части установления одноставочного тарифа для потребителей в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения на период с 1 января 2016 г. (приложение 1 и 3) в связи с необоснованным включением в необходимую валовую выручку расходов на текущий, капитальный ремонт и вспомогательные материалы, по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Байкальские макароны" на решение Иркутского областного суда от 8 декабря 2016 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя ООО "Байкальские макароны" Мироновой А. А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
общество с ограниченной ответственностью "Байкальские макароны" обратилось в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим приказа Службы по тарифам Иркутской области (далее - Служба по тарифам) от 27.11.2015 N 388-СПР "Об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию для единой теплоснабжающей организации на территории Байкальского муниципального образования (ООО "Теплоснабжение")" в части установления одноставочного тарифа для потребителей в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения на период с 1 января 2016 г. (приложение 1 и 3) в связи с необоснованным включением в необходимую валовую выручку расходов на текущий, капитальный ремонт и вспомогательные материалы.
Решением Иркутского областного суда от 8 декабря 2016 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить.
Служба по тарифам, Администрация Байкальского городского поселения, Министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области, ООО "Теплоснабжение", извещенные надлежащим образом о дате и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя административного истца, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Государственное регулирование цен на тепловую энергию осуществляется в том числе Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", которым в том числе утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. N 760-э (далее - Методические указания).
Тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о теплоснабжении одним из методов регулирования тарифов является метод индексации установленных тарифов.
Согласно пункту 71 Основ ценообразования при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, амортизацию основных средств и нематериальных активов и прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации.
В соответствии с пунктом 33 Правил орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями.
Оспариваемым приказом от 27 ноября 2015 г. N 388-СПР методом индексации установлены долгосрочные тарифы на тепловую энергию для единой теплоснабжающей организации на территории Байкальского муниципального образования (ООО "Теплоснабжение") с календарной разбивкой согласно приложению 1.
Согласно пункту 24 Основ ценообразования расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают расходы на ремонт основных средств, выполняемый подрядным способом.
Расходы на ремонт основных средств, осуществляемый хозяйственным способом, включаются в соответствующие составляющие расходов, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности.
Расходы, указанные в данном пункте, определяются с учетом требований пункта 32 Методических указаний, в соответствии с которым объем плановых (расчетных) расходов рассчитывается исходя из плановых (расчетных) значений цен и экономически обоснованных объемов работ (услуг). При определении плановых (расчетных) и фактических значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в соответствии с пунктами 28-31 Основ ценообразования.
В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке: а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию; б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов; в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе: прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году); цены на природный газ; предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей; динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).
В силу пункта 41 Основ ценообразования при определении расходов регулируемой организации на проведение ремонтных работ используются расчетные цены и обоснованные мероприятия по проведению ремонтных работ на производственных объектах, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании в соответствии с методическими указаниями.
Из материалов дела следует, что в ходе тарифного регулирования на 2016-2018 годы для расчетов тарифов принимались расходы ООО "Теплоснабжение" 2014 года и первого квартала 2015 года.
По расходам на текущий ремонт ООО "Теплоснабжение" заявило расходы в размере 74521,3 тыс. руб., на техническое обслуживание - 18 549,4 тыс. руб.
В обоснование заявленных цен представлены договоры, заключенные по результатам проведенных торгов.
Необходимо отметить, что анализ представленных документов проводился Службой по тарифам на основании подпункта "б" пункта 28 Основ ценообразования, то есть при проверке экономической обоснованности предложенных величин орган регулирования дал оценку ценам, установленным в договорах, заключенных в результате проведения торгов.
В обоснование расходов на текущий ремонт представлены акты обследования, дефектные ведомости, локальные ресурсные сметные расчеты с приложением сводного перечня смет; график проведения текущих ремонтов; сводный перечень локальных сметных расчетов на проведение текущих ремонтов на 2014 год; сводный перечень локальных сметных расчетов на проведение текущих ремонтов на 2016 год; перечень мероприятий, выполненных по муниципальным контрактам от 31 августа 2014 г., от 31 октября 2014 г. N 021 и N 040 соответственно Администрацией Байкальского городского поселения для нужд ООО "Теплоснабжение" г. Байкальска за 2014 год и на 1 октября 2015 г.; пояснительная записка к сводному перечню затрат по муниципальным контрактам; акт выполненных работ по форме КС-2 по вышеуказанным муниципальным контрактам.
Орган регулирования провел анализ представленных документов, по результатам которого исключены мероприятия, расходы по которым учтены в действующем тарифе, либо выполнены и (или) планируются к выполнению в рамках муниципальных контрактов.
Первоначально по расходам на капитальный ремонт регулируемая организация заявила затраты на 2016 год в размере 96 031,4 тыс. руб., однако не обосновала данную величину, в том числе не представила расчет. Общество уточнило величину своих потребностей на возмещение затрат по капитальному ремонту и предложило 35 610,0 тыс. руб.
Данные расходы приняты Службой по тарифам в заявленном организацией размере как экономически обоснованные. При этом орган регулирования провел анализ представленных материалов, в том числе акты обследования, дефектные ведомости, локальные ресурсные сметные расчеты, заключения экспертизы промышленной безопасности, письмо Главы Администрацией Байкальского городского поселения от 23 сентября 2015 г. о согласовании производственной программы на капитальный ремонт.
По статье "Другие материалы" общество заявило затраты на горюче-смазочные материалы (ГСМ) в размере 2 154,4 тыс. руб. В обоснование расходов общество представило расчет рабочего времени для оборудования и автотранспорта, который выполнен на основании данных о технических характеристиках используемой техники; счета-фактуры на ГСМ за март 2015 года, схемы движения транспорта; расчет потребности в ГСМ; договора поставки ГСМ; расчет затрат на приобретение ГСМ для автотранспорта и тяжелых механизмов на 2016 год; приказ общество от 16 июня 2014 г. об утверждении норм расхода ГСМ; путевые листы и чеки, подтверждающие фактические расходы на ГСМ; договор поставки материалов по лоту N 3 от 20 июля 2015 г.
Данные затраты учтены Службой по тарифам в составе необходимой валовой выручки в полном размере как экономически обоснованные в полном объеме исходя их предложения ООО "Теплоснабжение".
Судом первой инстанции также установлено, что в соответствии с Соглашением от 28 сентября 2015 г., заключенным между Министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области и Администрацией Байкальского городского поселения, бюджету Байкальского муниципального образования предоставлена субсидия из областного бюджета в целях софинансирования мероприятий, предусмотренных подпрограммой "Основные направления модернизации экономики монограда Байкальска и Слюдянского района Иркутской области" на 2015 год государственной программы "Экономические развитие и инновационная экономика" на 2015-2020 годы в размере 123 567,7 тыс. руб. с учетом дополнительных соглашений от 5 ноября 2015 г. N 411 от 18 декабря 2015 г. N 460. В 2014 году сумма субсидии из областного бюджета составила 129 468,9 тыс. руб.
Из представленных в дело документов, в том числе из показаний свидетеля Григорьевой Н.А., заместителя начальника отдела контроля и мониторинга в сфере теплоснабжения Службы по тарифам, а также представителя Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области (протокол судебного заседания от 5-8 декабря 2016 г.), следует, что средства указанных субсидий частично были направлены на проведение текущего ремонта оборудования ТЭЦ г. Байкальска, частично - на закупку угля и другие мероприятия, необходимые для бесперебойного обеспечения тепловой энергией потребителей г. Байкальска.
По расходам на текущий ремонт ООО "Теплоснабжение" органом регулирования учитывались названные муниципальные контракты от 31 августа 2014 г. N 021, от 31 октября 2014 г. N 040. Те работы, расходы на которые подлежали возмещению за счет субсидирования, Службой по тарифам из состава затрат исключены.
Доказательств двойного финансирования одних и тех же мероприятий в материалы дела не представлено.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции отмечает, что в соответствии с пунктом 9 Основ ценообразования органы регулирования исключают из расчетов при установлении тарифов полученные в предыдущий период регулирования экономически необоснованные доходы регулируемых организаций, в связи с чем такие расходы подлежат исключению при новом тарифном регулировании на 2017 год.
Довод ООО "Байкальские макароны" об увеличении тарифов на 235%, поскольку 1 июля 2014 г. стоимость тепловой энергии составляла 644,03 руб. за Гкал, а с 1 января 2016 г. - 1518,83 руб. за Гкал, является несостоятельным, поскольку тариф в размере 644,03 руб. за Гкал действовал в отношении другого хозяйствующего субъекта - ОАО "Байкальский ЦБК".
Сравнительный анализ тарифов, установленных в отношении различных хозяйствующих субъектов, не может свидетельствовать об экономической необоснованности тарифов, установленных для ООО "Теплоснабжение", поскольку для каждой ресурсоснабжающей организации устанавливается индивидуальный размер необходимой валовой выручки и объем полезного отпуска ресурса.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Иркутского областного суда от 8 декабря 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Байкальские макароны" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 27 апреля 2017 г. N 66-АПГ17-9
Текст определения официально опубликован не был