Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания по труду, социальной политике и делам ветеранов
по проекту федерального закона N 80283-7 "О внесении изменений в статью 350 Трудового кодекса Российской Федерации"
(об установлении предельного возраста для замещения должностей руководителей и заместителей руководителей государственных и муниципальных медицинских организаций),
внесенному депутатами Государственной Думы А.К. Исаевым, М.В. Тарасенко, Д.А. Морозовым, Т.В. Сапрыкиной, А.Г. Сидякиным, Е.Б. Шулеповым, С.В. Бессараб, И.Д. Евтушенко, Е.А. Митиной, Ю.В. Кобзевым, О.Ю. Баталиной, А.З. Фарраховым, С.А. Пахомовым, М.М. Бариевым, А.И. Петровым, Т.В. Соломатиной, В.П. Водолацким, М.Т. Гаджиевым, А.Г. Кобилевым, И.И. Белековым, В.В. Ивановым, А.Г. Эмиргамзаевым, А.А. Хохловым, Р.Ш. Хайровым, И.Б. Богуславским, И.С. Минкиным, В.И. Мельником, М.С. Гаджиевым, В.В. Кабановой, В.В. Бурматовым, Ю.Н. Березуцким, В.А. Пушкаревым, Т.И. Фроловой, И.М. Гусевой, Л.А. Огулем, Н.А. Черняевой, Г.К. Сафаралиевым
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона N 80283-7 устанавливается предельный возраст для замещения должностей руководителей, заместителей руководителей государственных и муниципальных медицинских организаций.
С этой целью предлагается дополнить статью 350 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) положениями, согласно которым должности руководителей, заместителей руководителей государственных или муниципальных медицинских организаций смогут замещать лица в возрасте не старше 65 лет. Лица, занимающие указанные должности и достигшие возраста 65 лет, переводятся с их письменного согласия на иные должности, соответствующие их квалификации. Учредитель вправе продлить срок пребывания в должности работника, занимающего должность руководителя государственной или муниципальной медицинской организации, до достижения им возраста 70 лет по представлению общего собрания (конференции) работников организации.
С заместителями руководителя медицинской организации предлагается заключать срочные трудовые договоры, сроки окончания которых не могут превышать срок окончания полномочий руководителя медицинской организации. При этом руководитель государственной или муниципальной медицинской организации вправе продлить срок пребывания в должности своего заместителя до достижения им возраста 70 лет в порядке, установленном уставом медицинской организации.
В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что он "...подготовлен в соответствии с подходом к регулированию труда ректоров и проректоров государственных и муниципальных образовательных организаций_, а также руководителей и заместителей руководителей государственных и муниципальных научных организаций".
Требования, аналогичные тем, что предлагаются законопроектом N 80283-7, в настоящее время установлены ТК РФ для замещения должностей ректоров, проректоров, руководителей филиалов государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования, а также руководителей, заместителей руководителей государственных и муниципальных научных организаций.
В соответствии с положениями статьи 332 ТК РФ в государственных и муниципальных образовательных организациях высшего образования должности ректора, проректоров, руководителей филиалов замещаются лицами в возрасте не старше 65 лет независимо от срока действия трудовых договоров. По достижению возраста 65 лет лица, занимающие указанные должности, переводятся с их письменного согласия на иные должности, соответствующие их квалификации. По представлению ученого совета государственной или муниципальной образовательной организации высшего образования учредитель имеет право продлить срок пребывания ректора в своей должности до достижения им возраста 70 лет, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Такой же возрастной ценз установлен в статье 336.2 ТК РФ для руководителей и заместителей руководителей государственных или муниципальных научных организаций. Учредитель вправе продлить срок пребывания в должности работника, занимающего должность руководителя государственной или муниципальной научной организации, до достижения им возраста 70 лет по представлению общего собрания (конференции) работников государственной или муниципальной научной организации.
При этом как для руководителей государственных или муниципальных научных организаций, так и для ректоров, проректоров, руководителей филиалов государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования предусматриваются дополнительные возможности продолжения трудовых отношений по достижении ими предельного возраста.
Так, пунктом 8 статьи 5 Федерального закона от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" установлено, что в государственных или муниципальных научных организациях могут учреждаться должность руководителя научного направления и (или) должность научного руководителя научной организации. Лица, замещающие указанные должности, обеспечивают формирование приоритетных направлений и (или) тематики научных исследований в научной организации и не вправе осуществлять полномочия руководителя научной организации, его заместителей. Порядок замещения должности руководителя научного направления, должности научного руководителя научной организации, а также трудовые функции лиц, замещающих такие должности, определяются уставом научной организации.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в статье 51 также предусматривает возможность учреждения в образовательной организации высшего образования по решению ее ученого совета должности президента образовательной организации высшего образования. Совмещение должностей ректора и президента образовательной организации высшего образования не допускается. Порядок избрания президента образовательной организации высшего образования и его полномочия определяются уставом образовательной организации высшего образования.
Для руководителей, заместителей руководителей государственных и муниципальных медицинских организаций законопроектом N 80283-7 не предусмотрен аналогичный дополнительный механизм трудоустройства по достижения ими предельного возраста для замещения руководящих должностей. В целях обеспечения системного подхода необходимо дополнительно рассмотреть данный вопрос при подготовке законопроекта ко второму чтению.
Основное содержание деятельности руководителей и заместителей руководителей государственных и муниципальных медицинских организаций связано с осуществлением ими управленческих функций. В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 года N 1183н "Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников" к должностям руководителей отнесены:
- главный врач (начальник) медицинской организации;
- директор больницы (дома) сестринского ухода, хосписа;
- заместитель руководителя (начальника) медицинской организации;
- заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела, отделения, лаборатории, кабинета, отряда) медицинской организации - врач-специалист;
- заведующий (главный врач, начальник) структурного подразделения, осуществляющего медицинскую деятельность, иной организации;
- главная медицинская сестра (главная акушерка, главный фельдшер).
При этом согласно п. 1 Примечаний к указанной Номенклатуре должности "главный врач (начальник) медицинской организации", "заместитель руководителя (начальника) медицинской организации", "заведующий (главный врач, начальник) структурного подразделения, осуществляющего медицинскую деятельность, иной организации" относятся к должностям медицинских работников в случае, если в их трудовые (должностные) обязанности входит осуществление медицинской деятельности.
Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определяет в п. 10 статьи 1 термин "медицинская деятельность" как профессиональную деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональную деятельность, связанную с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "п. 10 статьи 1" следует читать "п. 10 статьи 2"
В связи с этим при подготовке законопроекта N 80283-7 ко второму чтению целесообразно рассмотреть вопрос о необходимости расширения предмета регулирования статьи 350 ТК РФ, в действующей редакции регламентирующей особенности регулирования труда медицинских работников.
Результат рассмотрения законопроекта органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть представлен следующим образом: от органов государственной власти 6 субъектов Российской Федерации получен положительный отзыв, от органов государственной власти 1 субъекта Российской Федерации получен отрицательный отзыв, мнение органов государственной власти остальных субъектов Российской Федерации следует считать не выраженным.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы в заключении по рассматриваемому законопроекту сообщает, что его терминологию в части применения названия "государственная или муниципальная медицинская организация" необходимо привести в соответствие с терминологией Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Комитет Государственной Думы по охране здоровья поддерживает концепцию проекта федерального закона N 80283-7, подчеркивая в своем заключении комитета-соисполнителя, что "_законодатель вправе предусматривать необходимые меры в целях ротации руководящих кадров медицинских организаций и привлечения на эти должности наиболее квалифицированных и перспективных работников".
Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления считает возможным поддержать концепцию рассматриваемого законопроекта при условии продолжения ко второму чтению работы над законопроектом в направлении, обозначенном в его заключении комитета-соисполнителя. В данном заключении предлагается "_проектируя возрастные ограничения для руководителей и заместителей руководителей государственных и муниципальных медицинских организаций, дополнительно изучить актуальность установления таких же ограничений в смежных сферах (например, в отношении фармацевтических организаций), а также и в целом - в отношении всех руководителей и заместителей руководителей независимо от профиля государственных и муниципальных организаций".
Правительство Российской Федерации поддерживает представленный законопроект при условии его доработки с учетом замечаний, высказанных в официальном отзыве.
Комитет Совета Федерации по социальной политике поддерживает концепцию рассматриваемого законопроекта.
Сторона Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее - РТК), представляющая общероссийские объединения профсоюзов, поддерживает рассматриваемый законопроект.
Сторона РТК, представляющая общероссийские объединения работодателей, не поддерживает законопроект в представленной редакции и высказывает предложение "предусмотреть возможность сохранения должности руководителей медицинских организаций и после 70 лет...в случаях, когда здоровье, управленческие навыки и авторитет в среде остаются актуальными на момент наступления данного возраста". Это предложение обосновывается неизбежным повышением пенсионного возраста в Российской Федерации.
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов поддерживает концепцию проекта федерального закона N 80283-7 "О внесении изменений в статью 350 Трудового кодекса Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.