Представление Счетной палаты РФ от 31 мая 2016 г. N ПР 02-131/07-02
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2016 год проведено контрольное мероприятие "Проверка исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2015 год в Министерстве юстиции Российской Федерации, по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. Учетная политика центрального аппарата Минюста России для целей бухгалтерского учета утверждена приказом Минюста России от 27 декабря 2012 г, N 235 и сформирована в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996 г, N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", утратившим силу в связи с вступлением в силу Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
В нарушение требований пункта 6 статьи 8 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" изменения учетной политики при изменении требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, Минюстом России не производились.
2. В составе годового отчета о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы Российской Федерации "Юстиция", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 312 (далее - годовой отчет, госпрограмма "Юстиция", госпрограмма), представлены результаты оценки эффективности госпрограммы "Юстиция", согласно которым эффективность реализации госпрограммы в отчетном году характеризуется как средняя.
Однако в представленных расчетах имеются несоответствия Требованиям к оценке эффективности государственной программы (приложение N 2 к Методическим указаниям по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 20 ноября 2013 г. N 690 (далее - Требования), что привело к некорректной оценке эффективности госпрограммы. Так, расчет ряда показателей производился в целом по госпрограмме, а не по каждой подпрограмме и федеральной целевой программе.
Согласно результатам расчетов, произведенных в ходе контрольного мероприятия в соответствии с Требованиями, эффективность реализации госпрограммы в отчетном году должна характеризоваться как неудовлетворительная.
Кроме того, в ходе проверки и анализа уточненного годового отчета о ходе реализации госпрограммы "Юстиция" установлено следующее:
в пункте 1.1 "Основные результаты, достигнутые в отчетном году" раздела I в части подпрограммы 3 вместо результатов реализации представлена информация о структуре и составе уголовно-исполнительной системы;
в пункте 1.2 "Фактические результаты реализации основных мероприятий" раздела I "Конкретные результаты реализации государственной программы" содержится недостоверная информация о том, что в государственное задание судебно-экспертных учреждений Минюста России изменения не вносились в связи с отсутствием корректировок субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ).
3. Предложения Минюста России о внесении изменений в федеральную адресную инвестиционную программу (далее - .ФАИП) на 2015 год не были представлены в Минэкономразвития России в срок, установленный в письме Минэкономразвития России от 16 декабря 2014 г. N 31956-ЕЕ/Д 17и (до 20 декабря 2015 года), в связи с чем указанные предложения не были учтены, в результате данные по двум объектам ФАИП на 2015 год не соответствуют объемам финансирования, предусмотренным федеральной целевой программой "Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 1406 (далее - ФЦП "Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы").
Так, объем бюджетных ассигнований, предусмотренный на выполнение работ по объекту "Реконструкция административного здания федерального бюджетного учреждения Российского федерального центра судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации, г. Москва, Пречистенская наб., д. 15, строение 1" в ФАИН на 2015 год, составляет 68 095,4 тыс. рублей, что на 6 873,1 тыс. рублей больше, чем предусмотрено ФЦП "Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы", а по объекту "Реконструкция административного здания федерального бюджетного учреждения Российского федерального центра судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации, г. Москва, Большой Спасоглинищевский пер., д. 4 (объект культурного наследия федерального значения)" - 269 258,4 тыс. рублей, что на 6 873,1 тыс, рублей меньше, чем предусмотрено федеральной целевой программой.
4. В нарушение пункта 29 Правил подготовки планов информатизации государственных органов и отчетов об их выполнении, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 365, Минюстом России допущено финансирование мероприятий по информатизации в отсутствие утвержденного плана информатизации. Так, в 2015 году осуществлена оплата работ (товаров, услуг) по информатизации за счет средств федерального бюджета на сумму 203 657,0 тыс. рублей (план утвержден 18 марта 2016 года).
5. Минюстом России не в полной мере реализованы права по контролю и проведению проверок за выполнением федеральным бюджетным учреждением Российский федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России) принятых им обязательств и соблюдением сроков реализации мероприятий ФЦП "Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы", предусмотренные пунктом 4 соглашения от 20 января 2015 г. N 20-15 о передаче полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению от имени Российской Федерации от лица Министерства юстиции Российской Федерации государственных контрактов при осуществлении бюджетных инвестиций (капитальных вложений) в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации в отношении реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения административного здания ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России (далее - Соглашение от 20 января 2015 г. N 20-15 о передаче полномочий государственного заказчика). В 2015 году такие проверки не проводились.
При этом следует отметить, что уровень кассового исполнения по расходам на осуществление капитальных вложений в рамках ФЦП "Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы" в сумме 82 821,2 тыс. рублей по отношению к объему лимитов бюджетных обязательств в сумме 338 513,1 тыс. рублей в 2015 году составил лишь 24,5%.
К вводу в эксплуатацию в 2015 году предусматривался объект "Реконструкция административного здания федерального бюджетного учреждения Российского федерального центра судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации, г. Москва, Пречистенская наб., д. 15, строение 1", на котором работы завершены не были.
Неоднократное внесение изменений в ФЦП "Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы", перенос сроков выполнения работ на объектах, несвоевременное завершение работ на объектах, недостаточный контроль за своевременностью выполнения работ, а также неполная реализация Минюстом России прав по контролю и проведению проверок за выполнением ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России принятых им обязательств и соблюдением сроков реализации мероприятий, по мнению Счетной палаты Российской Федерации, приводят к существенным рискам невыполнения мероприятий ФЦП "Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы".
6. В ходе проверки установлено, что Минюстом России не осуществляется надлежащий контроль за деятельностью подведомственных федеральных бюджетных учреждений, предусмотренный пунктом 5.1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и подпунктом "т" пункта 3 Положения об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального бюджетного учреждения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 537.
6.1. В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату.
Однако в годовой бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений за 2015 год установлены отклонения показателей отчетности "Сведения о результатах деятельности по исполнению государственного задания" (формы 0503762) за 2015 год (в количественных величинах) от данных отчетов об исполнении государственного задания за 2015 год, что не дает достоверного представления о его выполнении.
Так, в отчете федерального бюджетного учреждения "Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)" о выполнении государственного задания за 2015 год фактическое значение показателя "Реализация основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования" указано в количестве 223 человек, при этом в форме 0503762 этот же показатель равен 225 единицам.
Согласно утвержденным государственным заданиям и отчетам об их исполнении за 2015 год государственная работа "Подготовка и аттестация работников судебно-экспертных учреждений Минюста России по экспертным специальностям в области судебной экспертизы" в 2015 году выполнялась региональными центрами судебной экспертизы Минюста России (9 учреждений) и ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России (всего - 10 учреждений). Однако в сводной форме 0503762 названная услуга указана пять раз, а сумма плановых и фактических значений (1 141 единица и 1 339 единиц) не соответствует аналогичным показателям отчетов учреждений о выполнении государственных заданий за 2015 год (1 144 единицы и 1 367 единиц).
Государственная работа "Производство судебных экспертиз по уголовным, гражданским, арбитражным делам и по делам об административных правонарушениях, судебных экспертиз и экспертных исследований при проверке сообщения о преступлении (в случаях, когда в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации расходы возмещаются (отнесены) за счет средств федерального бюджета)" выполняется всеми судебно-экспертными учреждениями Минюста России, при этом в форме 0503762 по Минюсту России указана пять раз. Общие суммы выполненных работ данного наименования (по плану и фактически), указанные в сводной форме 0503762 и в отчетах учреждений о выполнении государственных заданий за 2015 год, также не совпадают (77 857 единиц и 97 321 единица в форме 0503762 и 79 802 единицы и 99 452 единицы в отчете).
6.2. В нарушение пункта 3.5 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" федеральным бюджетным учреждением Тюменская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации и федеральным бюджетным учреждением Якутская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации не представлена информация по планам финансово-хозяйственной деятельности государственного учреждения в порядке, установленном приказом Минфина России от 21 июля 2011 г. N 86н "Об утверждении порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети интернет и ведения указанного сайта".
7. По результатам проведенной проверки также были выявлены факты нарушений законодательства Российской Федерации в части государственной регистрации прав на земельные участки, закрепленные за подведомственными Минюсту России федеральными бюджетными учреждениями и территориальными органами.
Так, в нарушение пункта 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 4 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" территориальными органами и подведомственными федеральными бюджетными учреждениями Минюста России не обеспечена государственная регистрация права постоянного (бессрочного) пользования на 55 земельных участков, на которых расположены занимаемые ими здания.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" Минюсту России необходимо принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также по предупреждению их в дальнейшем, в том числе:
1) привести учетную политику Минюста России в соответствие с Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете";
2) принять меры по осуществлению контроля и проверки выполнения ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России принятых им обязательств по соглашению от 20 января 2015 г. N 20-15 о передаче полномочий государственного заказчика;
3) принять меры по обеспечению территориальными органами и подведомственными федеральными бюджетными учреждениями государственной регистрации прав постоянного (бессрочного) пользования на 55 земельных участков в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним";
4) провести проверку по фактам нарушений, выявленных в ходе контрольного мероприятия, по результатам которой привлечь к ответственности лиц, допустивших указанные нарушения.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 27 мая 2016 г. N 28К (1103).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Министру юстиции Российской Федерации либо лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов до 1 июля 2016 года.
Заместитель Председателя |
В.Е. Чистова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 31 мая 2016 г. N ПР 02-131/07-02
Текст представления официально опубликован не был